ДЕКОРИРОВАНИЕ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ В СЫРОМ ВИДЕ.

Сырое, только что сформованное изделие может декорироваться сравнительно ограниченным числом способом. Но следы от рук, оставленные на изделии при изготовлении его на вращающемся круге, сами по себе могут служить своеобразным художественным декором, подчас значительно лучшим, чем плохо продуманный орнамент. Известная характерность и художественная ценность присущи изделиям, сделанным, например, с помощью только колец или спиралей (см. гл. 1). Эффектным декором может служить текстурная орнаментика, выполненная в известном ритме на мягком черепке лишь давлением пальцев. Этим приемом подчеркивается уникальное качество глины — ее пластичность. Эффект повышается, когда изделие глазуровано и глазурь как бы собирает сделанный узор в одно целое. Специальным штампом, вдавливая его в сырое изделие, можно создавать весьма декоративные вещи. Этот способ, по-видимому, был самым распространенным в древности; он не потерял художественного значения и в наши дни. Из таких материалов, как дерево, резина (стиральная резинка) или глина, обожженная «на бисквит», можно сделать негативный штамп Вжимая его с определенной последовательностью в тело еще пластичного изделия, создают тот или иной рисунок. Очень удобно пользоваться этим методом, если штамп выполнить в виде ролика с осью и ручкой, которым можно накатывать рельеф. 3. Черепок в кожетвердом состоянии Наиболее удобно для декорирования кожетвердое состояние черепка, так как конфигурация и размеры формы уже определились, а его механическая прочность уже достаточна для манипуляций с ним без повреждений. Для декорирования нужно иметь набор примитивных режущих и полировальных инструментов, в качестве которых используют старые зубоврачебные инструменты, проволоку, дерево, гвозди, насаженные на ручку, стеки и т. п. Для полирования применяют инструменты из кости или агата. гравирование. Удобным инструментом для гравирования является тонкая и узкая петля из проволоки, насаженная на ручку. В сочетании с каким-либо иным плоским режущим инструментом гравировальная техника позволяет осуществить многие композиционные замыслы Процарапывание. Линейный рисунок можно нанести любым остроконечным инструментом. Процарапанные линии заполняют с помощью кисти густым окрашенным шликером, а после подсыхания избыток его соскребывают заподлицо с поверхностью. Ангобирование. Ангоб до нанесения на изделие — это шликер-ная (текучая) глинистая масса. Если хотят, чтобы после обжига поверхность черепка приобрела иной цвет, чем тот, который может дать масса, пошедшая на изготовление тела изделия, то на него наносят тонкий слой ангоба. Добавками к глине могут служить песок, мел и др. (см. гл. 20). В низкоспекающиеся ангобы (флюсные) добавляют оконное стекло, иногда другие плавни (сурик, соду), а для усиления кроющей способности, особенно высокожгущихся ангобов, — окись цинка и др. Для окраски прибавляют красящие окислы и иные красители. Довольно простой белый ангоб на воде может состоять из 37% белой глины (часовъярской), 26% мела и 37% кварцевого песка. Для получения зеленого ангоба можно прибавить от 0,5 до 3% окиси хрома (меди), синего — 1—2% окиси кобальта, желтого — 2—8% окиси сурьмы. Если по окрашенному ангобу в дальнейшем будет нанесена бесцветная прозрачная глазурь, то на его оттенок будет влиять химический состав глазури. Важно, чтобы красители были тщательно смешаны с ангобной массой и находились в тонкодисперсном состоянии. Водная суспензия ангоба должна иметь густоту сливок и быть предварительно опробована в работе. Если отдельные пробы покажут, что сокращение ангоба от сушки больше, чем сокращение черепка, т.е. ангоб трескается, то можно добавить к нему тонкий песок, а если сокращение черепка больше, — то глину. Весьма неравномерное увеличение влажности в каком-либо месте черепка в результате нанесения ангоба приведет к тому, что он треснет. Слой ангоба отскакивает уже при сушке, если черепок перед ангобированием был слишком сухим. Нанесение ангобного шликера может быть осуществлено кистью (рис. 49), поливом или пульверизатором. Перед нанесением ангоба черепок надо слегка протереть отжатой, но влажной губкой. Если черепок имеет толстые стенки, то после подсушивания его сразу можно глазуровать. Тонкостенное изделие лучше предварительно обжечь «на утель» (см. гл. 6), так как без этого оно может разомкнуть под действием суспензии глазури и деформироваться. Создание цветных ангобных рисунков (рис. 50) требует солидного мастерства в работе кисти.