Политика и мораль

· Основные подходы соотношения этих понятий в античный период

 

Аристотель(384-322 гг. до н. э.) — один из универсальных умов античного мира. Его считают «отцом» политической науки, так как он первый вывел политическую науку из философии, которая до этого включала в себя все знания людей.

 

По мысли Аристотеля, политика - это наука о благе человека и государства и политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми. Государство возникает, по Аристотелю, естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей и цель его существования - достижение блага людей.

По его мнению, существуют три правильные формы государственного устройства: царская власть, аристократия, полития, и три неправильные, ошибочные формы: тирания, олигархия и демократия.

Как видим, наихудшей формой правления Аристотель провозгласил тиранию, ибо она низводит граждан до положения рабов. В монархии и аристократии он усмотрел ту слабость, что здесь многое зависит от того, найдут ли в себе правители «богоподобное желание» поставить благо сообщества над своим собственным.

Самая правильная форма - это полития, когда правит большинство в интересах общей пользы. Сама же полития является как бы смешением нескольких форм и «средний» элемент в ней доминирует во всем: во властвовании - средний класс, в правах - умеренность, в имуществе - средний достаток. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

 

Основную причину возмущений и переворотов Аристотель видел в отсутствии равенства. Политическое правление, по мысли Аристотеля, должно быть правлением закона, а не людей, ибо люди, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же - «уравновешенный разум».

· Макевиалистский подход к проблеме взаимодействия политики и морали

Николо Макиавелли (1469 — 1527).

Судьба его знала взлеты и падения. Он был известен в политических и дипломатических кругах Европы как «флорентийский секретарь». С падением республики и приходом к власти Медичи был брошен в тюрьму, а затем сослан в свое небольшое имение. И как говорят, нет худа без добра. Это вынужденное уединение дало уникальное творческое наследие Макиавелли, вокруг которого уже почти 500 лет не стихают споры. Почему?

Дело в том, что два главных произведения Макиавелли написаны с диаметрально противоположных политических позиций. «История Флоренции» словно написана рукой республиканца, а «Государь» - жесткой рукой тирана. По сути «Государь» - это свод жестких максим, советов правителю, как управлять подданными так, чтобы они не мыслили об отмщении.

Но возникает вопрос, а нужны ли государям такие советы. Как пожестче править они и сами знают. И, наверное, прав был Руссо, когда говорил, что «Государь» «с двойным дном», ибо давая советы королям, Макиавелли «преподавал великий урок народам». Говоря нашим языком, он раскрыл «политическую кухню», разоблачая вероломство, жестокость, подлость правителей.

По-видимому, для того чтобы разобраться в том, каковы же были истинные позиции Макиавелли, следует исходить из той конкретной исторической обстановки, когда он жил и творил. Во времена Макиавелли Италия была раздроблена, она раздиралась междоусобными распрями и противоречиями, шла бесконечная братоубийственная война между отдельными городами-государствами (Флоренция, Рим, Генуя, Венеция и др.).

И в этих условиях, как считал Макиавелли, Италия «ждет нового государя», ибо старый порядок без насилия не разрушить, нужна единоличная власть, сильная государева рука, а именно — монархия.

А чтобы выполнить эту задачу, государь должен, по мнению Макиавелли, одновременно обладать качествами льва и лисицы. Льва - чтобы сокрушить волков, а лисицы - чтобы разглядеть западню. Эта мысль Макиавелли использована в ХХвеке социологами при разработке концепций элиты.

Но насколько необходима монархия на первом этапе, этапе объединения Италии, настолько она вредна потом («при нормальном течение дел»).

Абсолютная власть очень быстро развращает как правящих так и управляемых, стимулируя, по мысли Макиавелли, худшие из человеческих страстей: жажду господства, взаимную ненависть правителей и угнетенных. Народ в условиях тиранической власти утрачивает драгоценный дар богов - свободолюбие, независимость, смелость, честность, у людей развивается лицемерие, малодушие, покорность. В таком обществе целесообразно установить монархию, которая способна по крайней мере обуздывать низкие страсти развращенных людей. Симпатии же самого мыслителя были на стороне умеренной республики.

С этих позиций и следует, по-видимому, воспринимать жесткие максимы Макиавелли,в том числе и широко известный тезис «цель оправдывает средства».

Уже более пяти столетий имя Макиавелли подвергается самой разной, подчас противоречивой интерпретации. А в ХХ в. за счет выхватывания из контекста отдельных положений, а, значит, и многочисленных спекуляций, широкое распространение получил термин "макиавеллизм". Им обычно характеризуется путчистский метод захвата власти, диктат личной власти, террор, авантюристическая внешняя политика тайных сговоров, вероломных нарушений международных соглашений, обмана союзников, лицемерие и цинизм.

Чтобы снять обвинения в апологетике насилия и коварства, нужно проанализировать его творчество в целом, и тогда можно убедиться в том, что коварство и насилие для него не абсолютные ценности. Они оправданы лишь в целях объединения и преобразования государства в борьбе против реакционеров, которые не желают разговаривать ни на каком другом языке, кроме языка яда и кинжала. Указанные приемы являются неизбежным злом, повернутым против гораздо большего зла. Сила побеждается насилием, считал Макиавелли.

Жестокость, по мысли Макиавелли можно оправдать только тогда, когда она применяется однажды и для пользы подданных; если же жестокость систематически используется для угнетения граждан, то ей нет оправдания.

К сожалению, принципы политики, которые Макиавелли одобрял лишь в определенных случаях и которые можно понять лишь в контексте его теории диктатуры как средства революционного преобразования государства, приобрели затем универсальное значение. И под именем «макиавеллизма» они поднимались на щит во времена тоталитарных режимов, ими охотно пользовались тираны всех времен и народов. «Государь» был настольной книгой Сталина, им широко пользовался Гитлер и его подручные.

Так несет ли Макиавелли ответственность за «макиавеллизм»? В литературе на этот вопрос отвечают по-разному. Думается, что великий мыслитель эпохи Возрождения едва ли должен нести ответственность за содержание этого термина. Это скорее история сыграла с ним злую шутку.

3.Роль политологии в современном обществе

· Место политологии в системе гуманитарных наук

Политология, как и все обществоведческие науки, развивается не в изолированном пространстве, как и другие, она является «наукой-перекрестком», где происходит взаимовлияние и взаимообогащение разных гуманитарных наук.

Философия, как известно, изучает общие закономерности функцио­нирования и развития политических структур, государства, права и политики.

Юриспруденция рассматривает, главным образом, конституционные и правовые формы политической жизни.

А что касается близости политологии и истории, то известные французские политологи Ж.П. Кот и Ж.П. Мунье даже считают политическую теорию «кровосмесительной дочерью истории и права». Еще на заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины, английский историк Э. Фримен отмечал, что «история – это прошлая политика , а политика – это сегодняшняя история».

На границах с политологией расположились такие «соседи», как политическая социология (отрасль социологии, исследующая политику и политические отношения), политическая психология - изучает такие психологические компоненты, как настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации, которые проявляются затем на уровне сознания людей, наций, классов, социальных групп, индивидов и реализуются в конкретных политических действиях.

Наиболее тесные связи, пожалуй, у политологии с социологией. Отличие же в том, что социология изучает, как общество влияет на государство, а политология - как государство и его институты влияют на общество.

· Основные функции и методы политической науки

Современная политология выполняет следующие функции:

познавательнаяфункция связана с получением новой информации, расширением кругозора в сфере политико-властных отношений. Она направлена на анализ явлений и процессов внутренней и международной жизни;

мировоззренческаяфункция означает не просто усвоение новой информации, но и выработку на этой базе собственных взглядов, позиций, убеждений. Получая сведения о политических явлениях и событиях, мы обязательно их оцениваем (положительно или отрицательно). Да и сама подача информации уже несет в себе определенный элемент оценки, пристрастия. Когда-то знаменитый римский историк Тацит во вступлении к своим "Анналам" написал слова: "Без гнева и пристрастия". Но в действительности в его книге было достаточно и того, и другого. Жить в обществе и относиться беспристрастно к политическим явлениям и событиям невозможно.

прогностическая функция отвечает на вопрос «что», т.е. что может быть в результате развития анализируемых событий, принятия политических решений и т. д. Политологический прогноз позволяет определить возможность перспективного развития, моделировать политические процессы и явления, проводить предварительную экспертизу важных политических решений и т. д.;

 

инструменталистская функция, по сути, будучи продолжением предыдущей, дает ответ на вопрос «как», т.е. как следует действовать политическим субъектам, чтобы достичь нужного результата.

 

Метод исследования - это, как известно, совокупность логических операций, которые позволяют раскрыть содержание предмета науки. В отличие от прежних тоталитарных времен, когда единственным методом в социальных науках мог быть только метод диалектического материализма, в современной политологии используются различные методы исследования.

Бихевиористскийметод доминировал в первой трети XX ст., делая акцент на изучение реального поведения людей (его еще не случайно назвали «поведенческим», от англ. behevior - поведение).

С середины 50-х годов на смену ему приходит метод структурного функционализма, связанный с именем. Т. Парсонса. Смысл его состоит в том, что поведение людей - это не простая реакция лягушки, которая выбрасывает язык, как только заслышит жужжание мухи. Поведение людей опосредовано большим количеством факторов (мы по-разному здороваемся с любимой, родителями, начальником и т.д.).

В бихевиористскую формулу: стимул – реакция (1- R) Парсонс вносит промежуточный компонент, который и детерминирует поведение личности. По его мнению, специфика человеческого действия состоит в:

· символичности (язык, ценности и т.д.);

· нормативности (общепринятая норма, табу);

· волюнтаричности, т.е. в известной независимости от условий среды, но в то же

время зависимости от субъективных определений ситуации. (Другими словами: все могут короли, но только не могут жениться по любви. А между тем, бывает, что и женятся: сердцу не прикажешь).

Сравнительный метод выделился в самостоятельный крупный раздел политических наук в 50-е годы XX ст. в силу того, что после войны произошли крупномасштабные изменения: введение действительно всеобщего избирательного права, беспрецедентное расширение круга участников политического процесса, развитие множества общественных организаций, бурное развитие средств массовой информации и др.

Сравнительная политология получила «новое дыхание» и в силу того, что с получением независимости бывших колониальных стран расширились возможности проведения сравнительного анализа уже не отдельных стран, а целых регионов и континентов.

В рамках сравнительной политологии развиваются исследования политической культуры различных стран и регионов, появляются новые разделы политических наук: политическая антропология, политическая психология и др.

С помощью историческогометода анализируются политические явления и процессы во времени и пространстве. У его истоков стоял Н. Ма­киавелли. Смысл состоит в том, что любые политические явления и про­цессы следует рассматривать в их конкретном историческом контексте.

Кроме того, в политологии используются такие методы, как диалектический, системный, ценностно-нормативный и др.

 

4. Четкое определение понятия «Бихевиоризм»

Бихевиоризм - (с лат behaviour поведение) - подход в политологии, основывающийся на изучении политического поведения, применении количественных методов к изучению и сравнению политических объектов.