Основные типы избирательных систем

· Смешанные формы избирательных систем, особенности их использования в политической практике

Чтобы преодолеть недостатки одной и другой системы, часто используется смешанная система, когда одна половина парламента избирается по пропорциональной системе, а другая – по мажоритарной. Так, в Украине половина парламента (225 депутатов Верховной Рады) избиралась по мажоритарной системе, 225 – по пропорциональной. С 2006 года мы перешли на пропорциональную систему голосования.

Необходимо отдавать себе отчет в том, что при любой системе голосования (даже без административного нажима, черного пиара и фальсификаций результатов) подлинного выражения голоса народа все же нет.

К тому же растущие возможности средств массовой информации всё больше позволяют манипулировать сознанием людей. К примеру, в такой «образцовой» демократической стране, как США, огромные финансовые средства позволят превратить предвыборный марафон в своего рода политическое шоу, которое продолжается целый год.

66.Четкое определение понятия «изибрательная кампания»

Предвы́борная кампа́ния (тж. избирательная кампания) — система агитационных мероприятий, осуществляемая кандидатами на выборные должности и их партиями в избирательной борьбе, после официального утверждения в качестве таковых, с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

 

67.Четкое определение понятия «Политическая культура»

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

68.Политическая культура и идеология

· Понятие и виды политической культуры

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:

§ приходская культура (Parochial)

§ зависимая культура (Subject)

§ культура участия (Participant)

Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».

Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь "наблюдателями".

И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех.

· Понятие «идеология» и основные идейно-политические течения современности

Идеоло́гия — система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу.

Либерализм (лат. liberalis – свободный). Сформировался в Европе в XVII–XVIII вв. в условиях становления новых капиталистических отношений как идеология класса буржуазии. Основоположник классического либерализма – Дж.Локк (2.2). Ключевые ценности: свобода (личности от государства; идея о государстве, как "ночном стороже", обеспечивающем лишь физическую безопасность граждан),плюрализм, конкуренция (в экономике – рынок, в политике – конкуренция элит). В конце XIX – начале ХХ в. классический либерализм вступил в полосу кризиса, итогом которого стала ревизия его основных положений. В 30-50-е гг. ХХ в. сформировалась идеология неолиберализма (Дж.Дьюи и др.) как реакция на всемирный экономический кризис 1929 г. Его основное отличие от классического либерализма в том, что его сторонники считают обязательным определенное вмешательство государства в экономику и социальные процессы. Базовые ценности неолиберализма: индивидуальная свобода(свобода выбора), социальный прогресс, государство всеобщего благосостояния (5.4).

Консерватизм (фр. conservatism от лат. conservo – охранять, сохранять) стал реакцией верхушки феодального общества на Великую французскую революцию и первоначально представлял собой критикуидей Просвещения и рационализма. Термин "консерватизм" впервые употреблен писателем Ф.Шатобрианом в конце XVIII в. Основоположники классического консерватизма – Э.Берк и Ж.Де Местр. Ключевые ценности: семья, религия, собственность, традиция. В разных странах и разных политических ситуациях консерватизм становится идеологией тех социальных слоев, которые в конкретной ситуации оказываются наиболее подвержены негативному воздействию новых социально-политических реалий. В конце 70-х гг. ХХ в. идеи консерватизма подверглись существенной ревизии. Возникнеоконсерватизм, творцы которого (Д.Белл, З.Бжезинский, Н.Кристолл и др.) попытались объединить идеи классического либерализма и консерватизма в новую систему взглядов, которуюпротивопоставили неолиберализму. Важнейшие идеи неоконсерватизма: 1) сокращение государственного вмешательства в экономику; 2) сокращение государственных социальных программ, нарушающихестественное социальное неравенство; 3) приоритет национальных интересов и опора на сильное государство.

В современном западном обществе неолиберализм и неоконсерватизм в какой-то степени уравновешивают друг друга, способствуя сохранению политической стабильности и порядка в обществе, "каждый из них является необходимой половиной, но не может заменить целое" (Эмерсон).

Коммунизм (лат. communis – общий) как общественно-политическое движение возник в середине XIX в. и достиг своего расцвета к середине ХХ в. Основоположники коммунистической идеологии –К.Маркс и Ф.Энгельс. Ключевые идеи: 1) социальное равенство и создание условий для всестороннего развития личности; 2) ликвидация частной собственности; 3) классовая борьба; 4) социальнаяреволюция и установление диктатуры пролетариата; 5) пролетарский интернационализм ("Пролетарии всех стран, объединяйтесь!"). Черты коммунистической идеологии: 1) целостность, тотальностьи претензия на монопольное обладание истиной; 2) утопизм, обещающий создание совершенного общества; 3) мессианизм – вера в грядущее освобождение человечества новым Мессией – пролетариатомво главе с коммунистической партией; 4) радикализм, проявляющийся в революционности и склонности к применению насилия; 5) двойственность (наличие внутренних противоречий между философским материализмом и политическим идеализмом; декларируемым гуманизмом и широкой практикой насилия; претензией на строгую научность и крайним догматизмом, канонизированием трудов основоположников). В конце XIX в. коммунистическая идеология (в виде марксизма) раскололась на ленинизм и социал-демократизм. В дальнейшем доктрина, созданная К.Марксом и Ф.Энгельсом, получила развитие в трудах В.И.Ленина, И.В. Сталина, Мао Цзедуна, И.Б.Тито и др. С конца 80-х гг. ХХ в. коммунистическая идеология находится в состоянии всеохватывающего и глубокого кризиса, у нее остается все меньше сторонников и последователей. Попытки реанимировать коммунис-тическую идеологию, предпринятые неомарксистами – М.Адлером, О.Бауэром, А.Шаффом и другими – путемобъединения идей коммунизма и социал-демократизма, "гуманизации" марксизма, разработки теорий "экологического" и "христианского" социализма широкого распространения не получили.

Социал-демократизм как политическая идеология нашел первоначальное осмысление в трудах Э.Бернштейна, К.Каутского, Р.Гильфердинга и других в конце XIX в. Окончательно оформился после Второй мировой войны (Франкфуртская декларация Социалистического интернационала 1951 г.). Центральная доктрина – демократический социализм. Это 1) не новая общественно-экономическая формация (К.Маркс), а длительный процесс общественных преобразований; 2) идеал общества будущего, к которому нужно стремиться; 3) принцип деятельности социал-демократических партий. Черты нового общества, идущего на смену капитализму: 1) политическая демократия (14); 2) экономическая демократия ("государство социального благосостояния" (5.4)); 3) социальная демократия (демократизация всего образа жизни на основе социального равенства и справедливости). Ключевые ценности – свобода, равенство, справедливость, солидарность. В современном мире социал-демократизм находит реальное воплощение в деятельности ряда влиятельных политических партий, парламентских фракций и правительств. На фоне резкого падения популярности коммунистической идеологии социал-демократизм сохраняет и даже упрочивает свое влияние.

Анархизм (греч. anarchia – безначалие, безвластие) получил первоначальное осмысление во времена античности в трудах софистов, киников, стоиков, которые выражали стремление к абсолютной свободе и отрицали государство (Антифонт, Зенон и др.). Основоположники современного анархизма – У.Годвин (XVIII в.), М.Штирнер, П.-Ж.Прудон, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин (XIX в.). Центральные идеи анархизма: 1) отрицание всякого государства; 2) организация политической борьбы и политических партий; 3) пропаганда свободы личности от принудительной экономической и политической власти. В XIX–XX вв. идеология анархизма использовалась крайне левыми деятелями в революционном движении. Современные анархисты свою задачу видят в том, чтобы "стимулироватьинициативу и творчество масс", "подталкивать социальную революцию", "разрушать устои капиталистического общества". В последние годы влияние анархизма заметно упало вместе с общим снижением влиятельности левых идей.

Фашизм (итал. fascio – связка, объединение) зародился в Италии в 1919 г. Основан на идеях расовой и национальной исключительности, антисемитизма (нетерпимости и преследования людей еврейской национальности), антидемократических воззрениях Ф.Ницше, Дж.Джентиле, О.Шпенглера, на идеалах территориальной экспансии, вождизма, массовых этатистских настроениях. Основоположник фашистской идеологии – Б.Муссолини. Черты фашизма: 1) гипертрофированный, агрессивный национализм; 2) крайний этатизм (государство и власть служат нации, политика имеет приоритет над экономикой); 3) элитизм (признание превосходства за избранными меньшинствами: данной нацией, членами партии, вождем); 4) антимарксизм (признание ценностей капитализма, частной собственности и социального неравенства); 5) антидемократизм (ненависть к ценностям западной демократии, идеологии либерализма, презрение к правам и свободам граждан, ставка на насилие). Фашизм как политическое движение всегда возникает в виде отчаянной иррациональной и неадекватной реакции фрустрированных (разочарованных по причине невозможности удовлетворить свои жизненные потребности из-за непреодолимых, как им кажется, препятствий) масс на острые кризисные процессы, разрушающие устоявшиеся структуры общества, на ослаблениеполитических институтов. Он является попыткой компенсации за низкую эффективность власти, национальное унижение. Фашизм приходит к власти путем мобилизации масс с помощью идеологии ипропаганды, предлагающей простые решения и провозглашающей утопические цели.

69.Четкое определение понятия «политическая социализация»

Политическая социализация — это «процесс развития, в ходе которого дети и подростки воспринимают идеи, политическую позицию и поведение, типичное для данной общности».

70.Четкое определение понятия «Политическое участие»

Политическое участие - это действия, предпринимаемые частными лицами и имеющие целью повлиять на государственную политику, управление государственными делами, или на выбор политического лидера на том или ином уровне власти.

71.Четкое определение понятия «Политическое поведение»

Политическое поведение -человеческие мысли и действия, относящиеся к процессу управления включает и внутренние реакции (мысль, восприятие, суждение, установку,убеждение) , и наблюдаемые действия (участие в выборах, выражения протеста, лоббирование, проведение собраний, кампаний)