Политический конфликт и его роль в социально-политической жизни

· Понятие «политический конфликт»

Политический конфликт — один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Он может быть определен как разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы.

· Способы решения политических конфликтов

Пути урегулирования конфликтов

В политической практике есть разные пути урегулирования социальных конфликтов, т.Е. Понижение их остроты, прекращение открытых враждебных действий сторон. Но набор используемых для этого способов очень не велик. Все их можно свести к следующим четырем:

1. Отрицание, замалчивание имеющихся конфликтов.

2. Применение репрессивных мер по отношению к одной либо всем конфликтующим сторонам.

3. воплощение реформ, призванных частично устранить предпосылки, приведшие к открытому столкновению.

4. пробы коренного разрешения конфликтов методом устранения их непосредственных обстоятельств.

Выбор того либо другого способа в практической политике определяется многими факторами.Первые два способа очень частенько употребляются, в особенности на ранешних стадиях развития конфликтов. Но в долгосрочной перспективе они чуть ли приводят к положительным результатам. Естественно, замалчивание конфликта на первых порах сумеет притормозить его развитие. Физическое принуждение также может на некое время сдержать деяния сторон. Но при этом сохраняется угроза возобновления конфликта с еще большей силой, так как его глубинные корешки оказываются незатронутыми. Ранее либо позднее для урегулирования конфликтов приходится прибегать к использованию третьего либо четвертого способа. более желаемым способом является достижение компромисса меж конфликтующими сторонами. Подчеркнем, что компромисс может быть эффективным в том случае, когда дела меж участниками конфликта носят неантагонистический характер, когда стороны имеют какой-то общий энтузиазм.

Тогда раскрывается путь взаимных уступок ради заслуги общей цели. Но при этом конфликты не непременно исчезают и даже не постоянно изменяют свою интенсивность, они только переводятся в институциональные рамки развития, что увеличивает возможность их контроля со стороны властвующей элиты. Если же дела сторон имеют радикально-конфликтный характер, тогда требуются меры по коренному устранению обстоятельств напряжения. В недемократических, тоталитарных политических системах, как правило, правящей группой ставятся цели полной ликвидации конфликтов во имя всеобщей гармонии и единства. Но такие цели постоянно оказываются недосягаемыми.

Весь опыт существования тоталитарных систем указывает, что они безизбежно поражаются социальными конфликтами, причем в формах более болезненных и разрушительных. Имеющиеся противоречия тут не разрешаются, не регулируются, не смягчаются, и загоняются вовнутрь общественного организма, чтоб в конце концов прорваться наружу в насильственных, неинституциональных формах политического деяния. заместо частных конфликтов возникает один макро конфликт - стихийный бунт, военный переворот, революция либо гражданская война, которые требуют от общества совсем высокой социальной платы.

Консенсус как средство решения конфликта

Консенсус (от латинского consensus - согласие, единодушие) - состояние согласия главных социальных сил относительно распределения власти, ценностей, статусов, прав и доходов в обществе, а также поиск и принятие взаимоприемлемых решений, удовлетворяющих все заинтригованные стороны. Он представляет собственного рода форму связи людей меж собой и с обществом в целом. Принцип консенсуса предполагает учет мнений как большинства, так и меньшинства и базируется на признании неотъемлемых прав личности. Пробы игнорировать консенсус как способ решения спорных вопросов в плюралистическом обществе безизбежно порождает противоборство сторон, приводят к конфронтации.

Термин "консенсус" был введен в научный оборот О. Контом, в сочинениях которого он имел две трактовки:

1. Без консенсуса нельзя мыслить элементы системы в качестве развивающихся, ибо движение предполагает согласованность. На этом основании он объявил консенсус основополагающим моментом социальной статики и динамики.

2. Консенсус - субъективное согласование, т.Е. Форма социальной солидарности, особым методом связывающей человечество в единый коллективный организм - "Великое существо".

Консенсус как средство решения конфликтов употреблялся в период буржуазной демократии. Механизм плюралистического выбора, имеющий ключевое знание, "сейчас приводит к консенсусу в той мере, в какой мировоззрение тех, кто дает варианты программ, становится мнением некоего декларированного большинства, хотя в реальности, как правило, это политика, существующая благодаря терпимости индифферентных масс"

В современном либерально-демократичесом государстве «консенсус распространяется только на очень гибкие процедуры решения конфликтов внутри общества. В тоталитарном государстве требуется полное, безоговорочное согласие , которое при необходимости внушается с помощью соответствующей, адаптированной для этого пропаганды»В авторитарном обществе «властьимущие не терпят внешнего проявления инакомыслия в отношении а целей, та и средств политики».
Следовательно в любом государстве обязаны существовать политические университеты, способные справиться с конфликтом и владеющие монополией на законное принуждение. Объективно конфликт и консенсус являются неразрывно связанными в политической практике как неотъемлемые элементы социальной системы Процесс институализации конфликтов предполагает три относительно самостоятельных этапа: предупреждение возникновения конфликта, контроль за его протеканием, разрешение конфликта.Современная политическая наука выделяет следующие пути и способы управления конфликтами.

· Роль политического конфликта в политических процессах

Идея внутренней противоречивости, конфликтности политики утвердилась в науке с XIX в. А. Токвиль, К. Маркс, Г. Зиммель, а в последствии К. Боулдинг, Л. Козер, А. Бентли и другие теоретики рассматривали конфликт как ведущий источник политики, лежащий в основе происходящих в ней изменений и определяющей тем самым границы и характер существования данной формы общественной жизни.

Правда в политической науке существует и противоположная точка зрения. Э. Дюркгейм, М. Вебер, Д. Дьюи и ряд других ученых исходят из вторичности конфликта для понимания сущности политики и его подчиненности базовым общественным ценностям, объединяющим население и интегрирующим социум и политическую систему. С их точки зрения, единство идеалов и социокультурных ценностей позволяет решать существующие конфликты и обеспечивать стабильность режима правления. В связи с этим многие конфликты рассматривались ими как аномалии политического процесса, а политика, в свою очередь, наделялись целями поддержания ‘социальной солидарности’ (Э. Дюркгейм) или оказания ‘педагогического воздействия’ на общество (Д. Дьюи) для воспрепятствования конфликтам.

Очевидно, что представления такого рода, уверенность в способности человека воспрепятствовать противоречиям и кризисам политического развития могут быть соотнесены только с реальностью отдельных государств, обладающих прочными традициями длительного существования власти на основе единых для общества политических идеалов. Впрочем, и здесь эти представления вряд ли отражают достоверную картину. Ибо политические ценности по-разному усваиваются различными поколениями, не всегда органично вписываются в реальную политическую динамику и потому неизбежно сопровождаются конфликтами, ряд из которых ставит под сомнение универсальных привычных для общества политических идеалов. Более того, даже институты власти, сформулированные на базе единых ценностей, не всегда их отстаивают и укрепляют. Как справедливо отметил С. Липсет, политические институты демократии могут быть использованы не только как орудия достижения консенсуса, но и как средства нагнетания напряженности и нарастания конфликтов.

В действительности реальное политическое сообщество людей всегда формируется через их взаимодействие, предполагая как сотрудничество, так и соревновательность. В целом политический конфликт и представляет собой не что иное, как разновидность ( и результат ) конкурентного взаимодействия двух и более сторон ( групп государств, индивидов ), оспаривающих друг у другараспределение властных полномочий или ресурсов. Конфликт - один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неоднородности общества, непрерывно поражающего неудовлетворенность людей своим положением, различия во взглядах и иные формы несовпадения позиций, чаще всего конфликт лежит в основе поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов.

Важно также и то, что конфликты, означая соперничество тех или иных субъектов ( институтов ) с одними силами, как правило, выражают их сотрудничество с другими, стимулируя формирование политической коалиции союзов, соглашений. Тем самым политические конфликты предполагают четкое формулирование позиций участвующих в политической игре сил, что благоприятно воздействует на рационализацию и структуризацию всего политического процесса.

Конфликты, сигнализируя обществу и властям о существующих разногласиях, противоречиях, несовпадении позиций граждан, стимулируют действия, способные поставить ситуацию под контроль, преодолеть возникшие возбуждения в политическом процессе. Поэтому дестабилизация власти и дезинтеграция общества возникают не потому, что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические противоречия, а то и просто элементарного игнорирования этих коллизий. Как справедливо считает немецкий ученый Р. Дарендоф, человеческая свобода и свобода политического выбора в частности «существует лишь в мире регулируемого конфликта». Поэтому только непрерывное выявление и урегулирование конфликтов может считаться условием стабильного и поступательного развития общества. (Конфликтологи подметили: если энергия людей распылена на решения многих властно значимых задач, а не концентрируется на каком-либо одном конфликте, такие социальные и политические системы, как правило, сохраняют больше возможностей поддерживать стабильность своего развития. Л. Козер полагал: неоднородные внутренние конфликты, налагаясь друг на друга, способны предотвратить глобальный раскол общества, чреватый для последнего полной утратой жизнедеятельности.)

Таким образом, можно утверждать, что только некоторые разновидности политических конфликтов носят действительно разрушительный для общества характер. В основном же (и прежде всего в странах с гибкой, развитой системой социального представительства) выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы, сохранять приоритет центростремительн<...>

77.Четкое определение понятия «реформа»

Рефо́рма — преобразование, вводимое законодательным путем. В частности процесс преобразования государства, начинаемый властью понеобходимости.

78.Четкое определение понятия «революция»

Революция-радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

79.Четкое определение понятия «Политический переворот»

Государственный переворот — насильственная незаконная смена власти в государстве.