Политические учения античности и средневековья

· Учения про идеальное государство Платона и Аристотеля

Платон(427-347 гг. до н. э.) - один из величайших мыслителей не только античности, но и всей истории философии и политической мысли. Покинув после казни Сократа Афины, он много путешествовал, а затем, вернувшись, приобрел рощу в зеленом пригороде Афин, носившем имя героя Академа, и основал здесь знаменитую Академию, которая просуществовала почти целое тысячелетие.

Основные работы Платона «Государство» и «Законы» говорят о главном предмете его исследований - поиске идеальной формы государственного устройства. В «Государстве» он конструирует идеальное справедливое государство, исходя из того состояния, которое существует, по его мнению, между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. Идеальное государство Платона - это, по сути, реализация идеи о создании общества идеальных граждан, которых Платон делил на три группы: правители, которым бог при создании подмешал золота, воины (этим было добавлено серебро) и производители, т.е. ремесленники и земледельцы (добавкой богам послужили железо и медь). Справедливость состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела.

Выступая против крайности богатства и бедности, за умеренный средний достаток (образ жизни в его Академии был, кстати, весьма и весьма скромным), Платон в поисках наилучшей государственной формы приходит к выводу, что идеальное государство – это справедливое правление лучших и благородных, т.е. это аристократическое государственное устройство.

Этому идеальному государственному устройству Платон противопоставляет четыре других, располагая их в порядке порчи государственности.

Первый тип – тимократия, связан с появлением частной собственности и превращением свободных в рабов; это критско-спартанский тип (вечная вражда и войны).

Второй тип – олигархия, когда у власти стоят богатеи, бедняки не участвуют в правлении.

Третий тип – демократия. Ненависть бедняков приводит к перевороту и установлению демократии. В целом демократию Платон рассматривал как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Так, согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде и из нее же вырастает ее противоположность - тирания, государственное устройство, где царит беззаконие.

Четвертый тип – тирания, которая предполагает господство наихудшего, окруженного толпой негодяев.

В наши трудные времена студентам полезно будет познакомиться с ходом рассуждений по поводу того, как из демократии вырастает тирания.

«И то, что определяет как благо демократию и к чему она ненасытно стремится, именно это ее и разрушает, т.е. свобода, не ограниченная никакими законами».

«Именно из этого правления, такого прекрасного и по-юношески дерзкого, и вырастает, как мне кажется, тирания».

«Тирания возникает… не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство».

В «Законах», которые представляют собой изложение политико-правовых выводов Платона, мыслитель рисует «второй по достоинству» государственный строй. Здесь Платон выступает за смешанный вид государственного строя, в котором сочетаются элементы двух основных форм государства – монархии и демократии. Во главе платоновского государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. Полномочия правителей обширны, но они прежде всего – «стражи закона». «Я вижу близкую гибель того государства, - писал Платон, - где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же где закон, - владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

Вот уже два с половиной тысячелетия не утихают споры вокруг учения Платона. Испытал на себе платоновское влияние его ученик и критик Аристотель. Идея лучшего, справедливого, идеального государства получила новое звучание в построениях Т. Мора, Кампанеллы, Морелли, Мабли и др. От Платона нити тянутся к Монтескье, Руссо, Дидро, Гегелю.

Аристотель(384-322 гг. до н. э.) — один из универсальных умов античного мира. Его считают «отцом» политической науки, так как он первый вывел политическую науку из философии, которая до этого включала в себя все знания людей.

Аристотель был воспитателем сына Александра Македонского (благодарный ученик даже поставил ему памятник - единственный в мире памятник учителю), учился и работал в Академии Платона, а затем основал свое учебное заведение Ликей (отсюда наше название лицей), который работал после смерти основателя еще 400 лет.

По мысли Аристотеля, политика - это наука о благе человека и государства и политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми. Государство возникает, по Аристотелю, естественным путем для удовлетворения жизненных потребностей и цель его существования - достижение блага людей.

По его мнению, существуют три правильные формы государственного устройства: царская власть, аристократия, полития, и три неправильные, ошибочные формы: тирания, олигархия и демократия.

Классификация форм правления, разработанная Аристотелем (материалом для нее послужили 158 греческих полисов), господствовала в политической философии 2 500 лет. Аристотель полагал, что правительства отличаются друг от друга по двум критериям: «кто правит» и «в чьих это интересах».

 

Как видим, наихудшей формой правления Аристотель провозгласил тиранию, ибо она низводит граждан до положения рабов. В монархии и аристократии он усмотрел ту слабость, что здесь многое зависит от того, найдут ли в себе правители «богоподобное желание» поставить благо сообщества над своим собственным.

Самая правильная форма - это полития, когда правит большинство в интересах общей пользы. Сама же полития является как бы смешением нескольких форм и «средний» элемент в ней доминирует во всем: во властвовании - средний класс, в правах - умеренность, в имуществе - средний достаток. «Государство, состоящее из «средних» людей, будет иметь и наилучший государственный строй». Как видим, значение средних социальных слоев как стабилизирующей силы в обществе хорошо понимали уже античные авторы.

Основную причину возмущений и переворотов Аристотель видел в отсутствии равенства. Политическое правление, по мысли Аристотеля, должно быть правлением закона, а не людей, ибо люди, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же - «уравновешенный разум».

В своих политических построениях Аристотель остается под заметным влиянием идеальных политико-правовых конструкций, классически разработанных Платоном, хотя он и пытается критиковать своего учителя. Это Аристотелю принадлежит знаменитая фраза: «Платон мне друг, но истина дороже».

Аристотель оказал огромное влияние на развитие всей последующей философской и политической мысли, причем речь идет не только о европейских мыслителях, но и об ученых Востока (Авиценна и другие арабские мыслители прошлого).

Вообще, следует подчеркнуть, что ни один из крупных ученых античности, средневековья и Нового времени не обошел стороной творческое наследие Сократа, Платона, Аристотеля. Мыслители Древней Греции не просто внесли существенный вклад в развитие политической мысли, они по сути были открывателями в многочисленных областях человеческого познания. Каждое время обращалось к творческому наследию греков, по-своему училось у них, интерпретировало их воззрения, использовало их теоретические достижения и их духовный опыт при решении актуальных проблем современности.

История древнеримской политической мысли охватывает почти целое тысячелетие. Ученые древнего Рима разрабатывали идеи древнегреческих мыслителей применительно к новым политическим условиям, которые были связаны с длительной борьбой между патрициями и плебеями. Несомненное влияние оказывали многочисленные восстания рабов.

Наибольший вклад в историю политической мысли внесли римские юристы. Видимо, обширная территория Римской империи (это не греческие города - полисы, где все жители практически знали друг друга) требовала разработки юридических основ государственного устройства. И современная юриспруденция стоит на прочном фундаменте, который возвели еще римские юристы.

· Внесение в мировую историю политической мысли римских ученых

Наиболее яркой фигурой в области политической мысли Древнего Рима является знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель Марк Тулии Цицерон (10 - 43 гг. до н. э.).

Заметное влияние учений Платона, Аристотеля, Полибия Цицерон стремился соединить с самобытной историей римского государства. Государство в трактовке Цицерона предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов, что было характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как согласованное правовое образование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у истоков той идеи государства, которую мы сейчас формулируем как «правовое государство».

Основную причину происхождения государства Цицерон видит не столько в слабости людей и их страхе (позиция Полибия), сколько в их врожденной потребности жить вместе (позиция Аристотеля). В русле древнегреческой мысли рассматривает Цицерон «круговорот» государственных форм, и приходит к выводу, что «наилучшей» является смешанная форма; при этом он считал ее реально осуществимой, подразумевая при этом практику римской республики, римской республиканской государственности в лучшую пору ее существования. Именно в это время в Риме пытались разделить власть на три ветви: власть консула, сената и народа.

Но в то же время Цицерон вполне отдавал себе отчет в том, что реальность эта скорее в прошлом, ибо во времена Цицерона Римская республика доживала свои последние дни. Политический строй Древнего Рима двигался к установлению единоличной власти.

Творческое наследие Цицерона, в том числе его учение о государстве, оказало большое влияние на всю последующую европейскую культуру. Пристальный интерес к его идеям проявили мыслители эпохи Возрождения, а затем и французские просветители.

· Особенности развития политической мысли во времена средневековья

 
Средние века человеческой истории по сравнению с Древним миром характеризуются застоем общественной мысли, особенно мысли прогрессивной. Это относится и к политическим учениям. Вся средневековая политическая мысль носила ярко выраженный теоцен-трический, феодально-церковный характер. Впрочем, застой в политической мысли был относительным, ибо именно в средневековье появляются ростки нового социального образования – гражданского общества, независимого от государства. Древний мир не знал отделенного от общества государства и отделенной от государства какой-либо сферы жизнеустройства лю¬дей. В Средневековье же наряду с государством и вне его появляется религи-озный институт – церковь, развивающая и отстаивающая иные взгляды не только на мироустройство, но и на устройство власти. Так стала за-рождаться сила, способная конкурировать с государством, вести с ним диалог о границах власти, возникла идея внешнего по отношению к государству социокультурного регулятора власти. В связи с этим, можно говорить о началах формирования идеи и практики гражданского общества в европейской культуре, началах формирования иных более значимых, нежели политические идеалов. Практическая реализация этой идеи наблюдается в попытках утвер-ждения в Европе папоцезаризма (верховенство церкви не только в духовной сфере, но и ее вмешательство и в государственные дела). Так, с XI века папа Григорий VII предпринимает попытки распространить принцип верховенства власти пап над властью светских правителей. Принятый при Григории VII документ под названием «Диктат папы» (1075 г.) содержит пункт о праве папы низлагать императоров. Согласно этому положению, папа особенно внимательно должен следить за правителями и князьями. Если король следует не за Богом и церковью, а руководствуется своей волей, то он теряет право на власть. Папа обладает полным правом наказывать и миловать, низлагать светских правителей или вновь давать им власть. Попытка распространить верховенства церкви на политическую власть не увенчалась успехом. Вместе с тем, важно подчеркнуть, что именно в средневековый период обозначился переход от древней по-литической культуры, ядром которой выступали политические ценности в рамках неструктурированного общества-государства, к основаниям новой европейской культуры, к началам дифференциации государства и гражданского общества. Поскольку господствующей политической идеологией в средние века в Западной Европе стала идеология католической церкви, а духовенство стало первым сословием нового феодального общества, то новые политические учения в соответствии со своим местом в жизни общества разрабатывали представители католического духовенства. Политические взгляды А. Августина. Основоположником католической политической мысли эпохи раннего Средневековья стал религиозный мыслитель Аврелий Августин (354 – 430 гг.). Живший на стыке двух миров, Древнего и Средневекового, Августин разрабатывал свою социально-религиозную и политическую концепцию в условиях, с одной стороны, возрастающего авторитета христианства, а с другой – ослабления и распада Римской империи, приведших к ее разгрому вар-варами. В ситуации нарастания хаоса и разрыва политических связей, ранее скреплявших Римскую империю, Августин создает свое произведение «О граде Божием», в котором поднимает вопросы о го-сударстве, о соотношении двух властей – светской и церковной и пытается доказать главенствующую роль божественной (церковной) власти и поста-вить государство под контроль христианской церкви. По его мнению, мир делится на царство земное, где царят несправедливость, беспорядок и все-возможные пороки, и царство Божие, живущее по установленному Богом закону, где мир и гармония. Августин полагал, что царство земное необходимо перестроить по образцу царства Божьего, в качестве модели которого на Земле уже существует образец – христианская Церковь. Именно Августин первым выдвинул идею господства церкви над властью и обществом. Политическое учение Фомы Аквинского. Крупнейшим идеологом средневекового католицизма в XIII в. стал доминиканский монах Фома Аквинский (1225 – 1274). В своих трудах «О правлении властителей», «Сумма теологии», используя ряд положений философии и политических взглядов Аристотеля и соединив их с духом католических канонов, он разрабатывает собственное политическое учение. Фома Аквинский пишет, что в обществе должна существовать строгая иерархия: во главе государства стоит правитель, которому как высшему существу должны повиноваться существа низшие, т.е. народные массы. Вместе с тем, Фома утверждает, что если правитель нарушает церковные законы, то он является «тираном», и церковь имеет право его низложить, причем подданные тирана в этом случае обязаны подчиниться церкви. В своем учении о государстве Ф. Аквинский говорит о четырех воз-можных его формах: монархия, аристократия, олигархия и тирания. Он отдает предпочтение «смешанной» форме государства, где сочетаются институты монархические, аристократические и демократические. К элементам демократии Фома относит возможность и право церкви воззвать к подданным при необходимости низвергнуть монарха-тирана. Ереси. Ответом на всевластие и произвол церкви и феодалов в этот период истории явились еретические взгляды и движения, которые в религиозной форме были революционной оппозицией существующему строю. Первым крупным еретическим движением, была ересь «богомилов», возникшая в X в. в Болгарии. «Богомилы» утверждали, что феодальная собственность и крепостное право созданы «дьяволом», «злой силой», стремились к возрождению демократических традиций раннехристианских общин. Последователями богомилов были еретические учения вальденсов, катаров, альбигойцев. С новой силой еретические движения вспыхнули в конце XIV в. Их важнейшими этапами были: восстание Уота Тайлера в Англии в 1381г., выступление Яна Гуса и движение таборитов в Чехии вначале XV в. И хотя еретики повсеместно потерпели поражение, тем не менее, их учения оказали значительное влияние на политическую мысль более поздних времен.