КЛЮЧИ К ДИКТАНТАМ

* * *

Признаюсь, за последнее время чтение книги Виталия Левченко и Тамары Гривы "Музеи и памятники Курской области" было самое захватывающее чтение: я как бы заново совершала открытие своей малой родины, узнавала ее богатейшую историю (помните знаменитое "А мои-то куряне – опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны…" из "Слова о полку Игореве").

И благодарно откликалось во мне предположение курского ученого-филолога Исаака Баскевича, что Карельское поморье и Курщина чудесным образом соединены. Не случайно же в поморской былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике упоминаются исконно курские места, такие как речка Смородина, что протекает в моем родном Золотухинском районе, деревни Черная Грязь и Береза.

Знакомилась я по названному сборнику и с людьми, составившими гордость курской земли, – от преподобного Феодосия Печерского и духовного светоча православной Руси Серафима Саровского до наших современников.

В заслугу авторам следует поставить то, что они впервые в краеведческой литературе назвали имена земляков, известных в научном мире, но малознакомых массовому читателю. Это Б.П. Бабкин – крупнейший филолог, ученик И.П. Павлова, С.Г. Пушкарев – выдающийся историк русского порубежья, И.П. Чистяков – математик, профессор Московского университета, основатель дореволюционного журнала "Математическое образование".

В Курской области зарегистрировано более 500 памятников истории, боевой славы, культуры, архитектуры и природы. С наиболее значительными из них знакомят нас авторы.

Музеи называют хранилищами памяти. Только в одном областном краеведческом музее собрано более 150 тысяч экспонатов. А если к ним прибавить все, что хранится во всех музеях области, то получаются несметные сокровища.

(Из газет, 240 слов)

* * *

Первого августа Русская православная церковь чтит память преподобного чудотворца Серафима Саровского.

Прохор Машнин, будущий святой, родился в Курске в купеческой семье 19 июля 1759 года. Двадцатилетним юношей, сразу после освящения Сергиево-Казанского собора, построенного его родителями, ушел он в Саровский монастырь Нижегородской губернии, слава о котором доходила и до Курска.

С первого дня поступления в обитель Прохор воздерживался в пище, но себя не изнурял. Старцы вскоре благословили его оставить монастырь и удалиться в лес, где он построил себе шалаш и в нем предавался молитве.

Тринадцатого августа 1786 года он был пострижен в монахи, и имя ему нарекли Серафим, что значит "согревающий".

Пустынька, в которой он спасался, была в дремучем лесу на берегу речки Саровки. Здесь он устроил себе огород с пчельником, сам себе добывал пропитание.

Немало подвигов брал на себя преподобный Серафим: 1000 ночей он молился на камне в лесу, а днем – в своей келье. Три года провел в полном безмолвии.

Не прерывая обета молчания, он, вернувшись в монастырь, прибавил и подвиг затворничества, никуда из кельи не выходя и никого к себе не принимая. А после этого открыл двери своей кельи для всех нуждающихся в словах утешения. И потекла к нему вся Россия. И сегодня вновь тысячи паломников едут поклониться святому преподобному, который предсказал судьбу России: "Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление церковного имущества и монастырей, осквернение церквей Господних, уничтожение и разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются. Но Господь помилует Россию и приведет ее путем страдания к славе…"

(Из газет, 240 слов)