рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Современный русский язык

Современный русский язык - раздел Образование, Министерство Образования И Науки Российскойфедерации...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

 

 

Современный русский язык

Фонетика Графика Орфоэпия Орфография

дефектологического факультета   Курск 2012

Предисловие

 

Учебно-практическое пособие предназначено для бакалавров дневного и заочного отделений дефектологического факультета, изучающих курс «Современного русского языка».

Пособие содержит задания для самостоятельной работы и для занятий в аудитории.

Разделы «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография» связаны между собой. Фонетика изучает звуковой состав языка, дифференциальные признаки гласных и согласных, а также фонетические средства: ударение и интонацию; графика соотношение между буквами и фонемами; орфография правила правописания слов и морфем; орфоэпия произносительные нормы литературного языка.

Цель предлагаемого пособия:

1) помочь студентам усвоить фонетический и фонемный состав языка;

2) осознать взаимосвязи между фонемой как звуковой единицей и ее звуковыми представителями в речи;

3) уметь производить фонетический анализ слова;

4) понимать фонемный характер русской графики и орфографии;

5) повысить уровень речевой культуры.

Оно содержит теоретические сведения по изучающим разделам русского языка, таблицы, порядок и образцы фонетического разбора слова, задания для самостоятельной работы по фонетике и словарь терминов.

 


Фонетика

Единицы фонетического членения языка

Фонетическое членение речи.

Фраза – это самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и фразовым ударением, заключенное… Речевой такт – это отрезок звуковой цепи, характеризующийся особой интонацией и тактовым ударением, заключенный между двумя короткими паузами (границы между речевы­ми тактами…

Ударение

Словесное ударение – это ударение в узком смысле слова, его функция -объединять слоги в слово. Словесное ударение в русском языке разноместное… Тактовое ударение – выделение более сильным ударением одного из слов речевого… Фразовое ударение – выделение более сильным ударением одного из тактов фразы и объединение нескольких тактов во фразу…

Интонация.

У каждого говорящего свой тон речи. Но в некоторых местах речевого потока происходит повышение или понижение тона. Движения тона вверх или вниз называется интонацией. В русском языке можно выделить семь основных интонационных конструк­ций (сокращенно ИК, произносится [ика]):

Гласные и согласные звуки и их классификация

Устройство речевого аппарата.

  Произносительный аппарат: 1 - твердое нёбо; 2 - альвеолы; 3 - верхняя губа; 4 - верхние зубы; 5 - нижняя губа; 6 -нижние зубы; 7 - передняя…

Артикуляционная классификация согласных

Согласные звуки русского языка классифицируются по четырем признакам:

1) по участию голоса и шума;

2) по месту образования шума;

3) по способу образования шума;

4) по наличию или отсутствию смягчения (палатализация).

 

1. По участию голоса и шума

Сонорные Шумные
звонкие глухие
р л м н б в г д з ж п ф к т с ш
р' л' м' н'j б' в' г' д' з' ж' п' ф' к' т' с' ш'
  цч'хх'

Например: мысль - [м ы с'л']: [м] - согласный звук, сонорный; [с'] - соглас­ный звук, шумный, глухой; [л'] - согласный звук, сонорный.

 

2.По месту образования

 

Губные Язычные
губно- губные губно- зубные переднеязычные средне­язычные заднеязыч­ные
зубные небно- зубные средненеб­ные задненеб­ные
б б' в в' дд' ж [ж'] j г г'
п п' фф' тт' ш [ш']   к к'
м м'   зз' рр'   хх'
    ее' ч'    
    л л'      
    н н'      
    ц      

 

Например: апрель - [^ п р' е л']: [п] - согласный звук, губной, губно- губной; [р'] - согласный звук, язычный, переднеязычный, небно-зубной; [л'] - со­гласный звук, язычный, переднеязычный, зубной.

3. По способу образования

взрывные Смычные аффрикаты дрожащие (вибранты) Фрикатив­ные (щелевые)
смычно-проходные
носовые боковые
б б' м м' л л' цч' рр' в в' ф ф'
п п' н н'       ж [ж']
дд'         ш [ш']
тт'         зз'сс'
г г'         j хх'
к к'          

 

Например: стекло - [с т' ие к л оʹ]: [с] - согласный звук, фрикативный; [т'] - согласный звук, взрывной; [к] - согласный звук, взрывной; [л] - согласный звук, смычно-проходной, боковой.

4. По наличию или отсутствию смягчения (по твердости-мягкости)

 

Твердые Мягкие
бвгдзлмнр б' в' г' д' з' л' м' н' р'
п ф к тс х п' ф' к' т' с' х'
ж ш ц [ж'][ш']ч' [j]

 

Например: ветер – [в’ еʹ т’ ь р]: [в’] – согласный звук, мягкий; [т’] – согласный звук, мягкий; [р] – согласный звук, твердый.

 

 

 

 

 


Артикуляционная характеристика согласных звуков:

черёмуха - [ч' ис р'·о́ м у х ъ]: [ч'] - согласный звук, шумный, небно-зубной, аффриката, мягкий; [р'] - согласный звук, сонорный, переднеязычный, небно-зубной, вибрант, мягкий; [м] - согласный звук, сонорный, губной, губно-губной, смычно-проходной, носовой, твердый; [х] - согласный звук, шумный, глухой, заднеязычный, задненебный, фрикативный, твердый.

Фонетическая транскрипция

Основной принцип фонетической транскрипции заключается в том, что в ней один знак всегда обозначает один и тот же звук. При транскрибировании русской речи используется русский алфавит, но для… Для усвоения принципов транскрипции надо запомнить следующее:

Изменение гласных А, О, Е после твердых и после мягких согласных

V) в русской фонетической транскрипции используется j, которого нет в русском… А так же в русской транскрипции используется буква γ для обозначения звонкого фрикативного заднеязычного…

Сочетаемость согласных и гласных звуков

Синтагматика фонетических единиц

Сочетаемость звуков в потоке речи образует синтагматику.

Звуки в потоке речи, находясь друг с другом, могут изменять свое количество:

1) могут взаимно меняться (это позиционная мена звуков, которая определя­ется действующими в языке синтагматическими законами);

2) соседние звуки могут влиять друг на друга (это позиционные изменения звуков, которые имеют характер процесса, а не закона).

Позиционная мена и позиционные изменения согласных

1. Глухих-звонких шумных в положении перед шумными, т.е. перед глухими шумными звонкие шумные позиционно меняются на глухие (л а [ф к] а, л о [ш к]… В результате позиционной мены образуется перекрещивающийся тип пози­ционно… п − б п ' − б ' ф − в ф ' − в '

Слогоделение

[дом], [д^ска],[ jула]. Слог, начинающийся слоговым звуком, называется неприкрытым : [а - ист], [ он]

Особенности слогораздела

1. Сочетания шумных между гласными относятся к следующему слогу:[ла|пкъ], [ка | скъ]

34 114 14 114

2. Сочетания шумных с сонорными также отходят к следующему слогу: [^|кно], [ту|фл'и]

4 134 14 13 4

3. Сочетания сонорных между гласными тоже относятся к следующему сло­гу:

[к^|рма], [п^|лно]

14 334 14 334

4. При сочетании сонорных с шумными слогораздел проходит между члена­ми сочетания:

[ кар|тъ], [пол | къ]

143 14 143 14

5. При сочетании [и] с последующими шумными или сонорными слогораз­дел также проходит между членами сочетания ([и] - звучнее сонорного).

[мои|къ], [к^и|ма]

343 14 143 34,

Деление на слоги - явление чисто фонетическое. Так, слово сестра может быть перенесено тремя способами:

се - стра, сес - тра, сест - ра,

а слогораздел в этом слове один:

[с'ие | стра]

14 1134


Орфоэпия

Орфоэпия(от греч. orthos - прямой, правильный и epos - речь) это сово­купность правил устной речи, устанавливающих единообразное литературное произношение.

Орфоэпические правила охватывают не только область произношении отдельных звуковв определенных фонетических позициях или сочетаний звуков,а также особенности произношения звуков в техили иных грамматических формах.

Нормы произношения должны соблюдаться каждым, кто хочет владеть пра­вильной литературной речью.

Орфоэпия современного русского литературного языка представляет собой исторически сложившуюся систему, которая наряду с новыми чертами в большой степени сохраняет старые, традиционные черты. Исторической основойрусского литературного произношения являются языковые черты разговорного языка го­рода Москвы,которые сложились еще в первой половине XVII века. К указанному времени московское произношение лишилось узко диалектных черт, объединило в себе особенности произношения северного и южного наречий русского языка.

Московские произносительные нормы передавались в другие экономические и культурные центры в качестве образца и там усваивались на почве местных диалектных особенностей.

Так складывались особенности произношения, несвойственные московской орфоэпической норме. Наиболее четко выраженными были особенности произ­ношения в Петербурге,культурном центре и столице России XVIII -XIX вв. В то же время в московском произношении не было полного единства: существовали произносительные варианты, имевшие разную стилистическую окраску.

С развитием и укреплением национального языка московское произношение приобрело характер и значение национальных произносительных норм. Вырабо­тавшаяся таким образом орфоэпическая система сохранилась во всех своих ос­новных чертах и в настоящее время в качестве устойчивых произносительных норм литературногоязыка.

Орфоэпическая норма – это единственно возможный или предпочтительный произносительный вариант по сравнению с другими, менее соответствующими системе произношения и основным закономерностям развития данного языка.

Одну из наиболее ярких особенностей произношения гласных в русском ли­тературном языке составляет аканье. Заключается оно в том, что гласные [а], [о] после твердых согласных в первом предударном слоге совпадают в звуке, близком к [а] - [ ], а в остальных безударных слогах звучат как очень краткий гласный [ъ], например:

г[^]да, д[^]ма, [пъд^шла] (подошла), [пък^жу] (покажу), [скоръ].

Произношение звука [ ] отличается от [а] только меньшей степенью раствора рта, а произношение [ъ] - еще менее широким раствором рта и наличием подъе­ма спинки языка.

В первом предударном слоге после твердых шипящих ж, ш, ц на месте букв о, апроизносится звук [ ] :

[ж^ра], [ш^лун], [ц^рап'инъ].

По старой же московской норме после шипящих произносился [ые]. Сейчас звук [ые] произносится лишь в следующих словах: ж[ые]кет, ж[ые]смин, лош[ые]дей, к сож[ые]лению, ж[ые]леть.

В первом предударном слоге после твердых шипящих ж, ш, ц на месте бу­квы Е произносится звук [ые]: ж[ые]на, пш[ые]но, ц[ые]на.

В первом предударном слоге после мягких согласных на месте букв я, е, а произносится звук [ие]: р[ие]ды (ряды), п[ие]сок (песок), ч[ие]сы (часы).

Во втором, третьем предударных слогах, в также в заударных слогах после мягких согласных на месте букв е, я, а произносится редуцированный звук [ь]: ч[ь]пуха, р[ь]довой, ч[ь]совой, оч[ь]р[ь]ди (очереди), прин[ь]ты (приняты), нача[ь]ты (начаты).

На месте звонких согласных в конце слов произносятся соответствующие им глухие звуки: стол[б]ы - стол[п], сне[г]а - сне[к], яго[д]ы - яго[т] и т.п. Звонкие согласные перед глухими согласными оглушаются:

тра[в]а - тра[ф]ка, ре[д]ок - ре[т]кий, бли[з]ок - бли[с]кий.

Глухие согласные в положении перед звонкими (кроме [в]) всегда произ­носятся звонко, например: [з]делать (сделать), о[д]гадать (отгадать), э[г]замен (эк­замен).

Твердые согласные, оказываясь в положении перед мягкими согласными, могут смягчаться (изменяться), чаще всего такой ассимиляции подвергаются зубные согласные [з], [с], [д], [т], [н], например: ве[з'д']е, бру[с'н']ика, ле[д'н']ик, памя[т'н']ик, стипе[н'д']ия.

Ассимилятивная мягкость зубных согласных - явление, заметно убывающее в современном литературном языке. На месте буквы Щ произносится долгий мягкий согласный звук [ш']: ро[ш']а, [ш']и, пи[ш']ать.

в) Сочетание ЧН по нормам старого московского произношения в подав­ляющем большинстве слов произносилось как [шн]. В дальнейшем под влиянием правописания и части русских диалектов произношение [шн] вытеснилось произ­ношением [чн]: встре[чн]ый, коне[чн]ый, то[чн]ый и др.

Но в некоторых словах сохраняется произношение [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, яи[шн]ица, скворе[шн]ик, праче[шн]ая, горчи[шн]ый, пере[шн]ица, а также в женских отчествах на - ична: Никити[шн]а, Ильини[шн]а.

В ряде слов допустимо произношение [шн]и[чн]:

моло[шн]ый и моло[чн]ый,

було[шн]ая и було[чн]ая,

порядо[шн]ый и порядо[чн]ый и др.

Сочетание ЧТ изменяется в [шт] только в слове что и в производном от него: [шт]о, [шт]обы, кое-[шт]о.

Исключением является слово нечто книжного происхождения, где сохра­няется [чт], и слово ничто, где возможно двоякое произношение: ни[чт]о и ни[шт]о.

 

Сочетание гк, гч.

На месте сочетания гк произносится [хк]: лё[хк]ий, мя[хк]ость.

На месте сочетания гч произносится [хч]: ле[хч]е, смя[хч]ать.

Сочетание сш, зш звучит как долгий твердый согласный [ш]: ра[ш]уметься (расшуметься), бе[ш]арфа (без шарфа), [ш]убой (с шубой).

Сочетание зж на стыке приставки и корня произносится как долгий твер­дый [ж]: ра[ж]ог (разжёг), и[ж]арил (изжарил).

В некоторых сочетаниях согласных звуков один из них не произносится. Так, в сочетаниях стн, стл, стек не произносится звук [т]: капу[с'н']ик, хва[с'л']ивый, тури[ск']ий.

В сочетаниях здн, рдц, ндск не произносится звук [д]: по'[зн]о, с'е[рц]е, голла[нск']ий.

Всочетании лнц не произносится звук [л]: со[нц]е.

В сочетании вств первый звук [в] не произносится в словах чу [ств]о, здра[ств]уй и др.

В других случаях в этом сочетании на месте в произносится звук [ф]: свато[фств]о, бало[фств]о.

Сочетание тс перед гласным произносится как долгое [ц]: смеё[ц]а, ложи[ц]а, несе[ц]а.

Перед гласным на стыке корня и суффикса произносится [ц]: сове[ц]кий (со­ветский), де[ц]кий (детский), бра[ц]кий (братский).

Сочетание сч, зч на стыке корня и суффикса -чик-, а также на стыке при­ставки и корня звучит как долгий мягкий звук [ш'] или как [ш'ч]: перепи[ш']ик- перепи[ш'ч']ик (переписчик); ре[ш']ик-ре[ш'ч']ик (резчик); и[ш']ез - и[ш'ч']ез (исчез).

Внутри корня это сочетание зж и сочетание жж по старым московским нормам произносились как долгий мягкий звук [ж']: дребе[ж']ать, по[ж']е, е[ж']у, во[ж']и, жу[ж']ать.

По старым московским нормам двойной мягкий согласный [ж'] произносился и в словах дождя, дождик на месте сочетания жд. В настоящее время долгое мягкое [ж'] заменяется в произношении [ж] долгим твердым: е[ж ]у, во[ж]и.

В слове дождя сочетанием [жд'] в соответствии с написанием.

В окончаниях родительного падежа единственного числа мужского и среднего рода прилагательных, местоимений и порядковых числительных на -ого, - его произносится звук [в]: большо[в]о, си'не[в]о, тако'[в]о, тре'тье[в]о.

Историческая справка: большоγо произносился глухо и часто выпадал, рядом оказывались два гласных ОО, и чтобы заполнить промежуток, между ними встав­ляли звук [в].

В прилагательных на -гий, -кий, -хий, как и в глаголах на -гивать, -ки­вать, -хивать, в языке получило широкое распространение произношение с мягкими звуками [г'], [к'], [х'|: до'л[г'иj], ре'д[к'иj], вe'т[x'uj], вздра'[г'и]вать, вытас[к'и]вать, распа' [х'и] вать.

Твердое произношение согласных г, к, х было нормой для старого москов­ского произношения (кы, гы, хы —> ки, ги, хи в XIII-XIV вв.)

Возвратная частица -сь произносится неодинаково: обычно мягко [с'] и зна­чительно реже твердо (по старой московской норме): остало[с'], собираю[с'], прошу[с'], но возможно и остаю[с], собираю [с].

Фонологическая система русского литературного языка

Понятие фонем

Следовательно, в фонетике есть два аспекта изучения единиц звуковой сис­темы: один - артикуляционно-физиологический, другой - функциональный, но… Звук речии фонема- это две разные единицы фонетической системы. Они не могут… Выступая в речи, звуковые единицы служат для образования и разли­чения слов и форм.Два слова могут различаться…

Вал] – [в'ал] – [вал'с] – [в'ал'].

Независимымпризнаком оказываются степень подъема языкаи отсутст­вие лабиализации,а зависимым - ряд образованиязвука. Таким образом, при артикуляционно-физиологической характеристике глас­ных нет…

М'ал] – [м'ол].

Переменные, зависимые от позиции признаки в определение фонемы не вхо­дят. Отсюда становится ясным, что фонема- это непроизносимый реально звук речи, а… Например:

Дифференциальные и избыточные признаки фонем

1) есть такие постоянные признаки, по которым различаются хотя бы две фонемы, совпадающие по остальным признакам. Сравним фонемы <п> и… <n> - шумная, глухая, губная, смычная, твердая; <б> - шумная, звонкая, губная, смычная, твердая.

Система гласных и согласных фонем

Состав сильных гласных фонем.

<и> - верхнего подъема, нелабиализованная; <у> - верхнего подъема, лабиализованная; <е> - среднего подъема, нелабиализованная;

Гласные фонемы в слабых позициях

В I предударном слоге выступают 3 слабые гласные фонемы <и>, <у>, <а>. Ср. слова: стакан - домой – пятак - весной [ст^кан] - [д^мой] - [n'ueтак] - [в'иеснои] Из сравнения видно, что слабая гласная…

Состав сильных согласных фонем

  участие голоса и шума место образования способ образования…  

Соотносительные ряды согласных фонем

Первая группа - это парные глухие - звонкие шумные согласные; она включа­ет в себя 12 пар фонем: <п> - <б> <ш> - <ж> <п'> - <б'> <ш'> - <ж'>

Графика

Графикойназывается прикладная область знаний о языке, которая устанав­ливает состав начертаний, употребляющихся в письме, и звуковые значения… Каждая буква имеет определенное значение. Совокупность букв, располо­женных в… Слово «Алфавит» происходит от названия двух первых букв греческого алфавита: (а - альфа, р - бета, вита -…

Орфография

Орфография требует соблюдения правил правописания всеми пишущими на русском языке. Соблюдение правил облегчает письменное общение людей.… Каждая орфография опирается на те или иные принципы, среди которых вы­деляется… Основным принципом русской орфографии является морфологический принцип правописания.Это значит, что все части слова…

Фонетический анализ слова

Схема анализа

1. Транскрипция.

2. Характеристика слогов.

3. Характеристика ударения.

4. Характеристика звуков фонем букв.

5. Количество звуков и букв.

Образец:

Весь город погружается в глубокий сон.

1) город [горът]

2) [го/рът]

2 4 341

1слог - прикрытый, открытый, ударный;

2слог - прикрытый, закрытый, безударный.

______________________________________________________________________

Цифрой 1 обозначается фонетический разбор данного слова.

 

 

Ударение подвижное.

Гласные разбираем по таблице «Гласные», согласные - «Согласные».

[о] гласный, заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный, сильная позиция (т.к. под ударением), позиционной мены и позиционного изменения нет, аллофон сильной фонемы <о>, произношение четкое, буква в основном значении «О»;

[ъ] гласный, заднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный, 2 слабая позиция (т.к. 2 заударная позиция), позиционная мена, аллофон слабой фонемы <а>, произношение нечеткое, буква «О»;

[г] согласный, шумный, глухой, [к], заднеязычный, задненебный, взрывной, твердый, [г'], сильная позиция по звонкости-глухости (т.к. перед гласным), сильная позиция по твердости-мягкости (т.к. перед сильной гласной фонемой <о>), позиционной мены и позици­онного изменения нет, аллофон сильной фонемы <г>, произношение четкое, буква в основном значении «гэ»;

[р] согласный, сонорный, переднеязычный, небно-зубной, дрожащий, твердый, [р'], сильная позиция по звонкости-глухости, сильная позиция по твердости-мягкости (т.к. сонорный), позиционной мены и позиционного изменения нет, аллофон сильной фонемы <р>, произношение четкое, буква в основном значении «эр»;

[m] согласный, шумный, глухой, [д], переднеязычный, зубной, взрывной,

твердый, [т'], слабая позиция по звонкости-глухости (т. К. положение в конце слова), сильная позиция по твердости-мягкости (т. К. в конце слова), позиционная мена, аллофон слабой фонемы <т>, произношение нечеткое, буква «дэ».

В слове 5 букв и 5 звуков.

Задания для самостоятельной работы

1. Сделать фонетическое членение речи;

2. Затранскрибировать текст, проанализировать слово, указанное цифрой 1.

 

Задание № 1.

Я всегда любил смотреть на тихое1 падение или опущение снега. Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представи­лось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и на­полнили весь воздух движением и поразительной тишиной.

(С. Аксаков)

Задание № 2.

Через час я увидел новую, тоже не виданную мною картину1: лед трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречался сильный упор, то поднималась одним краем вверх; иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду.

(С. Аксаков)

Задание № 3.

Жизнь - самая большая ценность, которой обладает человек. Если сравнить жизнь с дворцом со многими залами, то самый большой зал тот, в котором царст­вует искусство. Это зал удивительных волшебств, бесконечных празднеств, которые делают жизнь человека интереснее, торжественнее, значительнее.

(Д. Лихачев)

Задание № 4.

От общения с искусством человек становится1 нравственно лучше, а следо­вательно, и счастливее. Такой человек легче дружит с другими культурами, с дру­гими национальностями, и ему самому легче жить. Подлинное искусство – это

источник доброго, потому что вызывает в читателе и в зрителе сопереживание и сочувствие к людям.

(Д. Лихачев)

 

Задание № 5.

Жара заставила нас наконец зайти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, над которым молодой, стройный клен красиво раскинул свои легкие ветки. Касьян присел на толстый конец срубленной березы. Я глядел на него. Ли­стья слабо колебались в вышине, и их зеленоватые тени скользили взад и вперед1 по его телу, по его лицу.

(И. Тургенев)

Задание № 6.

Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кру­гом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают1; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся клубами напротив заходящего солнца.

(И. Тургенев)

Задание № 7.

Пальма осталась. Ей теперь стало еще тяжелее1, хотя и до этого случая было очень тяжело. Она была совсем одна. На пять сажен возвышалась она над вер­хушками всех других растений, и эти другие растения не любили ее, завидовали ей и считали гордою. Этот рост доставлял ей только одно горе; кроме того, что все были вместе, а она была одна.

(В. Гаршин)

Задание № 8.

В этом человеке было много загадочного. Казалось, какие-то громадные си­лы угрюмо покоились в нем, как бы зная, что раз поднявшись, что вырвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя, и все, до чего ни коснутся. Я жестоко ошибаюсь, если1 в жизни этого человека не случилось уже подобного взрыва.

(И. Тургенев)

 

Задание№ 9.

Стелется1 бескрайняя равнина и, простираясь до самого горизонта, лежит свободно, просторно, открытая настежь всем ветрам. Издавна она славилась лугами, пастбищами. Весной тут наливались соком травы, полыхало такое разноцветие, что когда проходила косилка, то следом за ней расстилалась будто не трава, а ковер из цветов.

(А.П. Чехов)

 

Задание № 10.

На пригорке ранним июльским утром поднимался, как необыкновенное чудо, полевой мак, темно-красный, похожий на затерявшийся в пшеничном царстве одинокий огонек, или на древнем кургане подставляла1 в ветреную погоду свои развевающиеся кудри ковыль-трава. Цепко держалась полынь, не умирала, сизым дымком курилась то близ дороги, то на выгоне, примыкавшем к хутору.

(А.П. Чехов)

Задание№ 11.

Опускаясь1 за море, садится солнце, и вскоре звездная ночь, сменяя корот­кую вечернюю зарю, обволакивает землю. Весь город погружается в глубокий сон, и наступает тот час, когда ниоткуда не доносится ни звука. Лишь изредка хлюпает вода о прибрежный камень, и этот одинокий звук еще более подчеркива­ет ничем не нарушаемую тишину.

Задание№ 12.

Побелело море, зашумело непогодой. Тяжко1 встают свинцовые воды и клу­бясь клокочущей пеной, с глухим рокотом катятся в мглистую даль. Ветер злобно роется в их косматой поверхности, далеко разнося соленые брызги. Вдаль излу­чистого берега хребтом массивно поднимаются белые груды нагроможденного на отмелях льда. Точно титаны в тяжелой схватке накидали эти обломки.

 

 

Задание№ 13.

Маленькая рыбка1 порывисто металась вверх и вниз, и в стороны, спасаясь от длинного хищника. В смертельном страхе она выбрасывалась из воды, непре­станно пряталась под выступы скалы, а острые зубы везде ее нагоняли. Хищная рыбауже была готова схватить ее, как вдруг другая, подскочив сбоку, перехвати­ла добычу: рыбка исчезла в ее пасти.

Задание № 14.

Сквозь густую темноту ночи, которую усиливали черные, быстро бегущие тучи,взгляд различал в отдалении мутно-беловатую полосу. То сверкала1 река, котораяпенилась и ревела, как дикий зверь, вырвавшийся на волю. Дул сильный западный ветер; могучие порывы его усиливали быстрину течения. Плеск воды смешивался с треском льдин.

Задание№ 15.

Вспоминая1 свое настоящее, думая о нем, вы заметите, что все события, факты, фактики, радости, огорчения, заботы, встречи, споры, размолвки, удачи, хорошие и дурные поступки - что все это, мельтешащее обычно в сознании человека - тотчас просеется через волшебное сито, и многое, что казалось в вашей лично жизни большим, важным и значительным, вдруг провалится в темноту.

 

Словарь терминов

Аллофон – конкретный звук, представляющий фонему речи; обобщенное название вариантов и вариаций фонемы. Алфавит – совокупность расположенных в определенном порядке графических знаков… Артикуляция(от лат. articulatio, от articulo - расчленяю, членораздельно произношу) – движение произносительных…

Рекомендуемая литература

 

1. Касаткин, Л.Л. Современный русский язык. Фонетика Текст: учебное пособие для вузов рек. УМО / Л.Л.Касаткин. – М.: Академия, 2006.

2. Крысин, Л.П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография: учеб. Пос. для вузов рек УМО / Л.П.Крысин. – М.: Академия, 2007.

3. Николаенко, Л.В. Лексикология и фразеология современного русского языка: учебное пособие. – М.: Академия, 2005.

4. Русский язык: Учебник для студентов высших пед. заведений / Под ред. Л.Л.Касаткина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2005.

5. Русский язык / Под ред. Л.Ю.Максимова. В 2-х частях. – М., «Просвещение», 2007

6. Русский язык с основами языкознания (разделы Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия) Учебно-практическое пособие для студентов дневного и заочного отделений дефектологического факультета / Сост.: Л.Е. Писарева, Т.М. Малыхина, Т.В. Летапурс, В.И. Харитонов. – Курск: КГУ, 2006.

7. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова.- 10 –е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.

8. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. – М.: «Просвещение», 2006.

9. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2-х частях / Под ред. Е.И. Дибровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.

10. Современный русский язык: Тексты: Учебное пособие / Е.М.Белкина, Л.И.Васильева, Ж.В. Ганиев и др. Под ред. Г.Н. Ивановой-Лукьяновой. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.

 

Современный русский язык

(Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография)

 

 

Учебно-практическое пособие для бакалавров дефектологического факультета

 

 

В авторской редакции

 

 

Лицензия ИД № 06248 от 12.11.2001 г.

Подписано в печать 31.10.2011 г. Формат 60x84/16.

Печать офсетная. Объем 4,5 усл. печ. л.

Тираж 100. Заказ № 1747.

 

 

Курский государственный университет

305000, г. Курск, ул. Радищева, 33

 

Отпечатано в лаборатории информационно-методического обеспечения КГУ

 

– Конец работы –

Используемые теги: Современный, Русский, язык0.059

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Современный русский язык

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Два объекта истории русского языка: живой язык диалектный и литературный язык
Новые общественные функции приобретает русский язык по мере сложения новой исторической общности советского народа он становится межнациональным... Современный период... Горшкова Хабургаев ИГРЯ...

Перевод дипломатической документации с английского языка на русский язык
К тексту прилагается словарь минимум и соответствующие пояснения. Деловые связи немыслимы без обмена деловой корреспонденцией.Веками складывающийся… Кроме того, все меньше и меньше проблем составляет перелет из одной страны в… Разумеется, перед составлением делового письма вы должны четко уяснить, что именно вы хотите сообщить в своем…

Билет 1. Понятие старославянского языка. Судьба старославянской традиции в славянском мире. Значение ССЯ для русского литературного языка
Билет Склонение существительных с древнейшими основами на согласный и на Происхождение чередований в основах И Билет Склонение... Билет Происхождение ССЯ Деятельность Константина Кирилла и Мефодия И... Билет Грамматическая противопоставленность личных и неличных местоимений Склонение личных и возвратного...

Лекції № 7, 8. План лекцій. 7. Ларина Т.В. Англичане и русские: Язык, культура, коммуникация. – М.: Языки славянских культур, 2013. – 360 с
Language amp Communication... План лекцій... Common mistakes in English Differences between the American and the British English...

Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп
На сайте allrefs.net читайте: Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. ББК Рус... В...

Русский Язык - Язык мира вольных людей
На сайте allrefs.net читайте: "Русский Язык - Язык мира вольных людей"

Стилистика русского языкаСтилистика русского языка
На сайте allrefs.net читайте: "Стилистика русского языка"

Современный русский язык
Так, интеллигентный, воспитанный человек использует привычные для него слова и выражения необразованный и грубый - пользуется набором иных речевых… В отличие от него литературный язык - более узкое понятие.Под литературным… Со временем стилем стали называть почерк, манеру письма, совокупность приемов использования языковых…

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ГОУ ВПО Омский государственный университет им Ф М Достоевского... Филологический факультет... Кафедра стилистики и языка массовых коммуникаций...

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ По курсу СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ По курсу СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК...

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Способы отражения русских реалий во французском языке (язык художественных произведений и прессы) Обьектом нашего исследования являются способы отражения русских реалий во французском языке. Реалии это слова и словосочетания, называющие объекты, характерные для жизни… Актуальность избранной темы обуславливается тем, что исследование слов-реалий является одной из проблем современной…
  • ЛЕКЦИЯ 1. Современный русский литературный язык как предмет изучения СЛОГ звук или сочетание звуков объединенных волной сонорности то есть степенью звучности гласности Это основано на специфике работы нашего... ФОНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО слог или группа слогов объединенных вокруг одного... РЕЧЕВОЙ ТАКТ или СИНТАГМА группа фонетических слов или одно фонетическое слово объединенные интонацией не конца...
  • Современный русский литературный язык УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС... Современный русский литературный язык...
  • Современный русский язык Но если даже отвлечься от сложных вопросов истории слова как языковой категории, соотносительной с категорией предложения, в самом описании… При одностороннем подходе к слову сразу же выступает противоречивая сложность… Напри -мер, во французском языке «слова фонетически ничем не выделяются», а в звуковом потоке обособляются «группы…
  • СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им Ф М ДОСТОЕВСКОГО...