Записки сексолога
Лев Щеглов
Лев Щеглов
Записки сексолога
Моим учителям посвящается
О неврозах
Психология есть путь ко всем основным проблемам.
Этот пациент очень боялся потерять семью, из-за чего и пришел ко мне на консультацию в состоянии крайнего волнения. Его проблему удалось решить благодаря серии сеансов.
Признание. Я такой, какой есть. Меня таким сотворил Бог или Природа. И я не несу ответственности за деяния творца. При таком защитном механизме человек не станет бегать по врачам и психологам с целью измениться и излечиться. Этот вариант возможен для тех, у кого есть партнеры. Например, череда любовников. Мир против нас, ему не нравится, что мы такие. Мы знаем об этом, и нам хорошо.
Согласие. Это, конечно, плохо, но у меня это есть. От посторонних порок тщательно скрывается, поэтому для общества подобный персонаж выглядит человеком, ведущим самый обычный образ жизни.
Слово о любви
Любовь… Познание… Это одно и то же.
Альбер Камю
Обычная ситуация. Женщина любит мужчину. Ей он кажется красивым, умным, добрым. Зато окружающим видятся в нем совершенно противоположные черты.
– Он отвратителен. Что она в нем нашла? – говорят они.
Сторге. Любовь-дружба. Здесь важнее всего надежность партнера, его готовность оказать помощь в трудную минуту. Партнеры глубоко вовлечены в проблемы друг друга. Каждый уверен в том, что второй его не предаст, не бросит.
4. Прагма. Любовь по расчету. Имеется в виду не только денежный расчет. Расчет в любви – это умение составить список достоинств, которыми должен обладать будущий партнер. В сей перечень совершенно не обязательно входит богатство.
У людей, которые способны четко, по пунктам определить, какими чертами должен обладать спутник жизни (любовник, партнер в сексе по телефону), получается устраивать личную жизнь через Интернет. Для них не имеют большого значения мимолетность, настроение, обаяние, которые так важны для многих.
Вам наверняка встречались женщины, которые говорят про своего мужа: «Ничего, что пьет. Зато деньги приносит!»
Перефразировать вышесказанное можно так: для меня главное требование к семейной жизни – материальный достаток. Все остальное вторично. Женами порочных мужчин иногда руководят не терпение и преданное чувство, а чисто практически соображения.
5. Мания. Любовь-одержимость, вплоть до помешательства. Помните знаменитый цвейговский амок, когда герою кажется, что им овладела непреодолимая сила? Тут не только эротическое влечение, но и безумное притяжение: человека тянет к другому как магнитом. Истории безумной, маниакальной любви чаще всего заканчиваются трагически, ибо ее обратная сторона – не менее безумные ревность и подозрительность, неуверенность в себе человека, сходящего с ума из-за чувства.
6. Агапе. Любовь-поклонение, любовь-восхищение. Это редкий случай в рамках нашей сегодняшней культуры. Такой любящий способен на полную самоотдачу, служение, самоотречение. Таким было чувство Данте к Беатриче. Такой была любовь Петрарки к Лауре. Так Пенелопа любила Одиссея. Нормальная реакция на замужество любимой у человека, который так любит, выглядит следующим образом: «Она вышла замуж. Какое счастье! Надеюсь, она проживет много радостных лет со своим избранником».
Любые отношения в той или иной мере можно отнести к одному из шести видов любви. Не следует думать, что «стили» не меняются в течение жизни. Когда нам по двадцать лет, в отношениях преобладает эрос. Но кто сказал, что потом забота и тревога за близкого человека не станут важнее страстных сексуальных отношений? Почему долгие годы счастливой совместной жизни не могут превратить чувство в любовь-агапе?
Многое зависит от психотипа человека. Например, к такому виду любви, как мания, слава богу, «приспособлены» далеко не все люди. Людус – это для поверхностных личностей. А прагма, как нетрудно догадаться, для прагматиков и… для тех, кто любит называть себя убежденными холостяками.
В юности мне было не то чтобы смешно, но как-то странно ассоциировать любовь с отношениями пожилых супругов. Мне думалось: какие могут быть чувства в почтенном возрасте? Об объятиях старых людей мне, если честно, было неприятно думать. Молодому трудно поверить в любовь без эротики. Ему не объяснишь, что секс, безусловно, важный компонент отношений между любящими, но он не может и не должен перекрывать многие другие «важные и интересные» вещи, которые происходят между двумя в паре.
В области чувств важнее не теоретизировать, а чувствовать. Ведь, черт подери, многие люди не пытаются объяснить себе, что такое любовь и к какому виду ее лучше отнести. И это не мешает им любить своих жен, мужей, детей, родителей и друзей…
Какие качества необходимы человеку для того, чтобы быть счастливым в любви? Этот вопрос пытались прояснить психологи.
Для начала выбрали качества, сопровождающие маскулинность:
• жесткость,
• агрессивность,
• сила,
• умение добиваться своего,
• контроль над эмоциями.
Потом определили черты, присущие феминности:
• податливость,
• уступчивость,
• эмоциональность,
• эмпатия.
Всех мужчин и женщин разделили на психологические типы по отношению к любовному потенциалу. У представителей каждого пола определили по четыре типа.
Таким образом психологи «вывели» четыре типа мужчин:
1. Маскулинные мужчины. Те, кто в обыденном сознании представляет собой образ «настоящего мужика»: немногословного, сильного, агрессивного, жесткого. Высокие показатели по всем признакам маскулинности.
2. Феминные мужчины. Без признаков маскулинности, зато весь список признаков феминности – налицо.
Недифференцированный тип. Самый неэффективный, если так можно выразиться. У этих мужчин отсутствуют и маскулинные, и феминные признаки. Такие люди во всех областях жизни чаще всего оказываются неуспешны.
4. Андрогинные мужчины. У этой категории весомые показатели и по мужским, и по женским показателям. Это тип мужчин смело можно назвать идеальным. Они способны брать на себя ответственность за близких, не жалуясь на тяготы жизни. При всем том такие представители сильного пола вполне эмпатичны: способны чувствовать состояния и настроения других и сопереживать. Они всегда удачливы в любви: их любят и они любят. Лишь одно маленькое «но»: число андрогинных мужчин очень незначительно.
Аналогичную классификацию можно провести и для женщин.
В обыденном сознании прочно утвердилось мнение, что мужчины и женщины существенно отличаются друг от друга не только по физическим и физиологическим характеристикам, но и по психологическим свойствам, чертам личности и особенностям поведения.
Так что же делает нас мужчинами или женщинами? Вы скажете: дурацкий вопрос – пол будущего ребенка определяется в момент зачатия.
Однако я говорю не о физиологическом поле. Есть понятие полового самосознания, которое определяет половое поведение. Половое самосознание формируется в четыре стадии.
Фрейд, говоря о детской сексуальности, утверждал: никому не придет в голову заявить, что половые органы появляются в период полового созревания. В то же время многие склонны думать о детях как о тех, кому не знакомы сексуальные переживания.
Только на 4–7 месяце внутриутробной жизни мозг человека начинает формироваться по женскому или по мужскому типу. До этого мозг эмбриона лишен половых различий. Существуют критические периоды (6 месяцев, один год, три года и пять лет) у ребенка, когда соотношение гормонов у мальчиков почти такое же, как у взрослых мужчин (у девочек эти периоды – пять, шесть и девять лет).
В этом возрасте некоторые дети начинают заниматься онанизмом, чем страшно пугают родителей. Это происходит чаще всего не по чисто сексуальным причинам, а из-за обстановки общей напряженности, конфликта в семье. Получая удовольствие, ребенок снимает стресс.
Любые родители должны найти золотую середину между бесполым воспитанием и заострением внимания ребенка на гендерных предрассудках вроде «мальчики не плачут» или «девочка должна быть ласковой и послушной».
Из этих стереотипов вырастают комплексы, которые диктуют многим мальчикам хулиганское поведение и наплевательское отношение к учебе, потому что нельзя быть «как девчонка».
Стадия романтической сексуальности.
У 10–13-летних подростков влечение к противоположному полу еще не приобрело ярко выраженного чувственного оттенка.
В этом возрасте дети становятся разборчивы в одежде, в выборе прически. Гениталии начинают вызывать интерес. Многие оказываются недовольны собственной внешностью.
Первого чувства к девочке многие мальчики стыдятся, опасаясь быть высмеянными сверстниками. Объект «страсти» иногда становится чуть ли не целью преследования – дернуть за косу, толкнуть, порвать тетрадь. Мальчик испытывает двойственные чувства: желание скрыться от насмешек одноклассников и в то же время быть рядом с девочкой, которая нравится. В этот период формируется поведение в отношениях с противоположным полом. Мужчина, которому в стадии романтической сексуальности внушили, что он должен быть сдержан, агрессивен, неэмоционален, всю оставшуюся жизнь ведет себя подобным образом. Если такой мужчина встречается с женщиной, которую когда-то научили быть только романтичной, пассивной и сентиментальной, научили подавлять свой эротизм, то в постели встречаются два неполноценных партнера, причем зачастую каждому в другом нужно то, что тот тщательно подавляет и скрывает.
3. Гиперсексуальная стадия. То, что в этот период происходит с юношами, девушки плохо понимают, потому что сами не испытывают ничего подобного. Молодой человек в этом возрасте испытывает мощный «гормональный напор», который вызывает очень сильное желание полового контакта. Усиливаются ночные и утренние эрекции, учащаются эрекции в течение дня, появляются поллюции, сопровождаемые эротическими сновидениями. 96 процентов мужчин занимаются мастурбацией в юношеском возрасте.
Сейчас мастурбация как у мужчин, так и у женщин признана нормальным явлением. Она даже рекомендуется мужчинам в период воздержания, потому что препятствует застойным процессам в предстательной железе.
Зрелая сексуальность. Это период зрелости, когда собственные потребности и собственное сексуальное поведение контролируются и соотносятся с потребностями и желаниями другого человека, с нормами времени и общества.
Гендер – это вам не тендер
Жизнь неизменно преподносит мне примеры того, насколько мир мужецентричен.
Пожилой мужчина с молодой женщиной вызывает зависть и мужчин, и женщин. Женщины «подозревают» такого в богатстве и надежности. Мужчины – в умении окручивать представительниц прекрасного пола.
А если немолодая женщина живет с мужчиной лет на двадцать ее моложе? Что тогда? Многие из нас морщатся от чуть ли не отвращения. Что он в ней нашел? Не мог подобрать себе спутницу помоложе, геронтофил несчастный?!
В психологии и сексологии гендер употребляется в широком смысле, подразумевая любые психические и поведенческие расстройства, предположительно отличающие мужчин и женщин.
Феминистки придали гендеру более узкое значение, определяя им вышеупомянутый «социальный пол», то есть разные роли мужчин и женщин, разделение сфер деятельности на «мужские» и «женские», зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Главная проблема гендерных исследований – социальное неравенство мужчин и женщин.
Приведенные выше примеры из жизни показывают, насколько мы пропитаны стереотипами обыденного сознания, которые, в свою очередь, сотканы из гендерных стереотипов. Мужчина должен быть эдаким жеребцом до глубокой старости, женщине же после пятидесяти лучше забыть о сексе. Пожилой любовник – это круто. Немолодая любовница – жалкое зрелище. Или еще стереотип: мужчина должен зарабатывать деньги, кормить семью. Это окупает многие его «невинные» недостатки вроде хамства, деспотизма, супружеской неверности. Женщина должна быть мягкой, кроткой, эмпатичной. И терпеливо сносить причуды «добытчика». Список подобных стереотипов можно продолжать до бесконечности.
Бытующие представления о женственности и мужественности покоятся не на строгих аналитических теориях, а на житейском здравом смысле и повседневном опыте. Мы полагаем какие-то черты или свойства присущими женщинам просто потому, что большинство знакомых нам представительниц прекрасного пола чаще или сильнее их проявляют. Но набор «чисто женских» и «чисто мужских» черт может зависеть не от биологии, а от среды и воспитания. Общество меняется, меняются и традиционные роли в нем представителей разных полов.
Представления о половых различиях в зарубежной психологии пережили несколько этапов:
1. В 1910–1920-х годах прошлого века все немногочисленные исследования психологических особенностей мужчин и женщин подводились под рубрику «Психология пола», причем пол нередко отождествлялся с сексуальностью.
2. В 1930–1960-е годы психологию пола сменила психология половых различий, которые уже не сводились к сексуальности, но по большей части считались заданными природой.
3. В 1970-х годах термин стал немного более мягким – «различия, связанные с полом».
В 1980-х годах различия стали называть гендерными и считать, что они могут вообще не иметь под собой биологической основы.
Отечественная психология с некоторым опозданием пережила сходные этапы развития гендерных исследований. Правда, только в России 1990-х стали проводить исследования, ориентированные на изучение гендерных различий, не обусловленных биологическим полом.
Феминистски настроенные психологи пытались полностью игнорировать биологические различия, доказывая, что всё решают социальные и культурные факторы.
Тут есть две диаметрально противоположные точки зрения. Фрейд говорил: «Анатомия – это судьба». Представители же гендерного направления определяли пол социокультурно. Французская писательница Симона де Бовуар написала: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся».
Истина, с моей точки зрения, как обычно, пребывает где-то посередине. Я считаю: пол определяется биологическими и социокультурными факторами одновременно. Проще говоря, женщинами и мужчинами сначала рождаются, а потом становятся.
В основе гендерного конфликта лежит половая дискриминация, колеблющаяся от скрытой «завуалированной» формы до открыто враждебной. Решение гендерного конфликта возможно с помощью двух видов мер. С одной стороны, законодательных: принятия закона, определяющего, что такое дискриминация по половому признаку, и запрещающего ее. С другой стороны, следует воспитывать в людях гендерную толерантность: объективное, непредвзятое отношение к представителям противоположного пола. Проще говоря, пора нам всем избавляться от гендерных стереотипов.
Она встала и отнесла ее в кабинет. Буквально через минуту поступило приглашение войти.
За большим столом для совещаний сидели четыре колоритных усача примерно одной комплекции. Я представился и попросил:
– Возможно поменять нам номер? Вероятно, и я смогу оказаться кому-нибудь полезен.
В ответ раздался громкий смех:
– Номер мы поменяем. Только нам сексолог не нужен. У нас все порядке, понимаешь?
Я удалился. Номер нам сразу же сменили на лучший. Только спокойный отдых на берегу моря, на который я был настроен, на этом закончился.
На следующий же день я проснулся в шесть утра от негромкого стука в дверь. Открыл. На пороге стоял один из давешних усатых мачо…
Рассветы я теперь встречал за беседой с одним из руководителей гостиницы: каждый из них в свою очередь поскребся в дверь нашего замечательного номера с видом на море.
В конце этого своего трудового отпуска я волок домой горы бутылок с лучшими винами и коньяками.
Эх, мачо, мачо…
Мужчине легче сознаться в совершении кровавого преступления, чем признаться в сексуальной несостоятельности. Ему в большинстве случаев проще обвинить партнершу в холодности, чем попытаться решить собственные проблемы. А чтоб обратиться к специалисту… Есть ли что-то более позорное для настоящего мачо, господа?!
Короче говоря, в бозе суждено было почить именно коммунному браку, а не традиционному институту семьи. Просто система видоизменяется, меняются ценности, на которых она держится. Это как при капитальном ремонте здания, когда реконструируется его каркас, арматура.
Подведем итог. Раньше институт семьи стоял на трех «китах»:
Создать семью с человеком не из своего племени во избежание вырождения;
2) обогатиться через брак: заплатить калым за невесту или «получить» жену с приданым;
3) породниться – опять же через брак – с известной, состоятельной семьей.
Ни о каком личном выборе речь не шла. Еще герои великих древнегреческих трагедий жестоко страдали и часто бывали наказаны смертью за попытки совершить индивидуальный выбор. Троянская война случилась тоже из-за любви к прекрасной Елене.
Только в конце XVIII – начале XIX века в вопросах поиска спутника жизни стали учитывать желание жениха или невесты…
В ХХ веке брак с одних ценностей «перескочил» на другие. К 70-м годам прошлого столетия рухнули ценности, на которых держался брак прошлого. Давайте посмотрим, из-за чего были забыты былые ценности супружества.
1. Брачность – возникшая через брак новая родственность. Для большинства людей собственные кровные родственники – мать, отец, брат, сестра и т. п. – самые добрые, умные, прекрасные люди на Земле. Раньше предполагалось, что муж или жена автоматически входят в разряд родственников. Однако с тех пор, как общество стало принимать возможность второго, третьего брака, брачность обесценилась. Какая может быть родственность с человеком, который заменим?
Правда, нельзя сказать, что общество готово принимать человека, который в поисках своей половинки вступает в брак четыре и больше раз. Когда некто раз пять-шесть меняет работу, это нормально: человек ищет себя. Зато медсестра в психиатрической клинике, подавая врачу историю болезни пациента, обязательно заметит:
– Он женат в четвертый раз.
Теперь такая позиция оценивается вполне позитивно. Чтобы иметь регулярную сексуальную жизнь, в брак вступать необязательно. Сексуальность перестала быть тем, ради чего оформляют отношения.
3. Репродукция. Сегодня вполне можно иметь ребенка вне брака. И опять вернемся на полвека назад. Женщина родила чадо «неизвестно от кого». Все в ужасе.
А теперь для продолжения рода брак – не единственное условие. В конце 60-х годов прошлого столетия детей, рожденных вне официального брака, в Ленинграде было меньше одного процента. А сейчас их от 15 до 18 процентов: за сорок-пятьдесят лет их число выросло почти в двадцать раз! Значит, общество это принимает, не осуждая ни в коей мере.
Взамен исчезнувших возникли три новые ценности брака:
Адаптация. Несколько более эгоистичный взгляд на брак. Я буду жить с тем, с кем мы больше подходим друг к другу, потому что рядом с ним (с ней) я чувствую себя хорошо. Если мне станет плохо, я разведусь и начну искать следующего (следующую).
Уровень адаптации связан с понятием совместимости. Впрочем, нет единого определения совместимости. Существуют несколько ее видов:
• духовная – совпадение духовных ценностей;
• психологическая – совместимость характеров;
• интеллектуальная – совместимость по уровню образования;
• сексуальная (здесь речь чаще идет о «притирании» друг к другу);
• семейно-ролевая – у мужа и жены должны совпадать представления о том, какую роль каждый из супругов должен выполнять в семье;
• педагогическая – совпадение представлений о методах воспитания ребенка;
• материально-бытовая – совпадение представлений о том, сколько в семье должно быть денег, кто и как их должен добывать, как их следует распределять.
И все-таки именно в семье заключено будущее человечества. Пусть институт брака претерпевает значительные изменения, у мужчин и женщин никогда не исчезнет желание быть вместе и любить друг друга.
Заключение
Мне за шестьдесят. Большая часть жизни прожита. У меня взрослый сын. Растет внучка. Я нажил много друзей и, надеюсь, мало врагов.
Перед моими глазами прошли тысячи пациентов, каждый из них – со своей нелегкой историей. Многим из них я, в меру своих знаний и возможностей, смог помочь.
Начиная эту книгу, я поставил перед собой несколько задач. Во-первых, мне хотелось просветить читателя. Заранее простите, если я кого-то обижу, но, по моим представлениям, люди – конечно, я имею в виду далеко не всех – по-прежнему нуждаются в сексуальном просвещении, в привитии сексуальной культуры. Во-вторых, некоторые истории из моего профессионального опыта мне кажутся далеко небезынтересными и поучительными.
В-третьих, эта книга, как мне кажется, не из серии «Байки от доктора N.» – когда подвыпившие врачи любят, особенно в немедицинских компаниях, делиться впечатлениями из личного опыта. Мой опыт – медицинский и, я подчеркиваю, личный – способствовал не только росту как профессионала. Соприкасаясь с чужими мирами, помогая людям разобраться с их собственными проблемами, я сам рос нравственно. Всю жизнь я учусь терпимо и с пониманием относиться к проблемам, которые мне как обычному человеку чужды. Профессия была мне в этом прекрасной школой. И здесь я хочу еще раз поблагодарить моих замечательных учителей, которые подарили мне счастье моей специальности.
Эта книга – еще, как я рассчитываю, не итог всей моей деятельности. Пока я работаю как преподаватель и практикующий сексолог, я буду продолжать расти. Я смею на это надеяться. И смею верить в это.
Об авторе
Лев Щеглов Родился 28 августа 1946 г. Врач-сексопатолог и врач-психотерапевт высшей квалификационной категории; доктор медицинских наук, профессор; ректор Санкт-Петербургского гуманитарного института.
Является членом-корреспондентом международной Академии информатизации (ЮНЕСКО), академиком национальной Академии ювенологии, почетным членом Украинской академии сексологических исследований, секретарем Ассоциации сексологов России, вице-президентом Фонда возрождения российского психоанализа, почетным членом Русского психоаналитического общества, членом Союза журналистов, членом правления Английского клуба.
Входит в редакционный совет журналов «СПИД, секс, здоровье», «Медработник ДОУ», «Медицинская психология» (Харьков, Украина), «Донозология», «Психология» (Москва).
Звания и награды: лауреат премии им. Чижевского (2001), лауреат городской премии в области культуры в номинации «Ученый года» (2001), лауреат премии «Человек года» (2002), лауреат премии им. Сократа (2003). Награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003), Памятным знаком «100 лет подводным силам России» (2006).
Участвовал с докладами в работе более 50 российских съездов и симпозиумов и более 20 международных съездов и конференций; проводил семинары, циклы лекций и мастер-классы в Литве, Латвии, Украине, Белоруссии, Армении, Франции и Израиле.
Автор 18 монографий и научно-популярных книг, 4 учебно-методических пособий для врачей и психологов, 3 аудиокассет, 200 научных публикаций и более 1000 научно-популярных статей.
Основные монографии: «Мужская сексуальность» (СПб., 1994; М., 2004), «Неврозы и сексуальные расстройства» (СПб., 1996), «Сексология и сексопатология» (СПб., 1998), «Сексология» (СПб., 2001), «Энциклопедия секса» (СПб., 2002), «Все про секс: от А до Я» (СПб., 2005), «Секс, личность, культура» (избранные лекции) (СПб., 2006), «Все про секс: от А до Я» (аудиокнига, СПб., 2008); соавтор монографии «Sex and Russian Society» (USA, Yndiana Press, 1993).
Автор и ведущий телепроектов «Адамово яблоко» (РТР, 1992–1996 гг.); «Откровенно об интимном» («Российские университеты», 1989–1990 гг.); «Спросите у доктора Щеглова» (ТРК «Петербург», 2000–2003 гг., с 2004 г. – «TВ-3») и др. Снялся в 5 художественных фильмах.
Автор и ведущий ряда радиопроектов («Европа-Плюс», «Рекорд», «Рокс» и др.), ведущий рубрик в журналах и газетах.