Впрочем, следует отделять игровые атрибуты садомазохизма, которыми торгуют в секс-шопах, от настоящих плеток и гвоздей.

Нет в мире общества, в котором не было бы социально приемлемых форм агрессии вроде корриды, бокса, разных видов рукопашного боя. Некоторые исследователи полагают, что агрессия – одна из первичных потребностей человека. Кому-то достаточно поорать на боксерском матче: «Порви его!» А кому-то требуется нечто большее. В первобытные времена считалось нормальным убить соперника. А сегодня футбольным фанатам нужны настоящие драки, которые нередко кончаются серьезным кровопролитием. Из-за чего? Из-за того, что одна группа мужиков закатила несколько раз мячик в ворота другой группы мужиков. Безусловно, сами фанаты мотивируют свою жестокость преданностью любимой команде, обидой на несправедливость судейства, раздражением наглым поведением фанатов другой команды. Я уже писал, что человек знает, когда он творит зло. Вот и фанаты находят для себя способы оправдания: никто не признается, что мордобой для него – способ сброса напряжения.

Бессмысленная агрессия с целью сброса напряжения свойственна человеку как виду. Из всех живых существ человек – существо самое агрессивное и самое сексуальное. В животном мире агрессия оправдана: она связана с борьбой за выживание – борьбой за территорию, источники питания, самок. У человека агрессия никак не мотивирована необходимостью. А пик сексуальности не связан с сезоном: мы активны в половом отношении круглый год.

Я обратил внимание на то, что у современных пар, в особенности супружеских, в отношениях нередко присутствует элемент садомазохизма. Ради бога, не подумайте, что я подозреваю всех в садомазохизме с его традиционными атрибутами: бельем с шипами и плеткой в потайном ящичке. Люди сами не всегда понимают, к чему имеют отношение их вроде бы обычные на первый взгляд проявления сексуальности. Многие, преимущественно молодые, пары «замазывают» ссоры сексом. Начинается ругань, супруги осыпают друг друга обвинениями. Но ссора заканчивается в постели: напряжение сбрасывается не через гнев и агрессию, а через половой контакт. Кому-то покажется: и слава богу. Люди, мол, переводят негатив в позитив. Ведь секс – высшая форма позитивных отношений. Я, как профессиональный «инженер человеческих душ», не могу тут не вспомнить бессмертное учение Павлова об условных рефлексах. Партнеры подобным поведением формируют у себя в сознании цепочку, которая прочно связывает скандал, грубость, ненависть, взаимные обвинения с сексом. Какой уж тут позитив? Эта бессознательная связь простирается дальше: тот, кто чаще в таких столкновениях оказывается в роли жертвы, краем сознания понимает, что ему (или ей) сладостно быть обиженным, потому что за этим ощущением последует яркий секс. И «преследователь» еще больше распаляется в роли провокатора конфликта, ибо также готовит себя таким способом к замечательному оргазму. Тем более что с помощью секса он как бы вымаливает прощение у жертвы, доставляя ей удовольствие. Так что в основе сазомазохизма более примитивные и древние вещи, чем секс.

Маркиз де Сад, чьим именем названа эта отклоняющаяся форма сексуального поведения, начал свою сознательную жизнь в закрытой школе иезуитов. Участвовал в Семилетней войне. Был женат. В 23 года ушел в отставку. В том же году был арестован за разврат в доме свиданий. В 28 лет его вновь заключили в тюрьму за жестокое издевательство над нищенкой. Потом были возвращение на военную службу и снова арест. В те годы маркиз и написал свои романы, которые количеством сцен насилия поражают и сегодняшнего искушенного читателя…

При якобинцах он занимал пост комиссара Совета по здравоохранению. В 1801 году его опять арестовали за написание романа «Жюстина, или Несчастья добродетели», «самого скабрезного из всех непристойных романов». В 1803 году его заключили в психиатрическую лечебницу, где он через 11 лет скончался в возрасте 74 лет.

Принято считать, что садистские наклонности чаще встречаются у мужчин, в то время как мазохистские – у женщин. На самом деле обе эти наклонности чаще встречаются у представителей сильного пола.

Убийство с целью получения сексуального удовольствия – крайняя форма садизма, к счастью редко встречающаяся. Ее «практиковал» ростовский маньяк Чикатило, который приставлял нож к своему лобку и втыкал его в жертву, имитируя при этом фрикции во время полового акта.

Некоторые убийцы-садисты долго готовятся к преступлениям. Для них лишение жизни человека – целый ритуал.