Здесь уместно остановиться на том, к какому типу тяготеет большинство семей в России.

В отличие от Америки, у нас пока наблюдается перекос не в сторону феминизма, а в сторону патриархата, где мужчина – глава и центр семейства. Об этом свидетельствуют даже мелочи. Например, в большинстве домов мужу, отцу отводится лучшее место за столом. Ему первому накладывают еду. Мужчина – такая великая ценность, что лучшие места и куски ему предлагаются вне зависимости от того, каков он. Супруг может не работать, жить за счет жены и при этом все равно занимать в доме позицию самого главного, самого важного, самого ценного члена семьи. Помните бессмертный фильм «Москва слезам не верит»? Там главный герой – слесарь – недоволен своей возлюбленной, директором комбината, из-за того, что та принимает самостоятельные решения. И она в конце концов соглашается выполнять дома неглавенствующую роль.

И все-таки, с моей точки зрения, патриархат уходит в прошлое. Самый актуальный сегодня стиль супружества – партнерский. В такой семье отсутствует четкое распределение ролей в традиционном смысле: дом – на жене, зарабатывание денег – на муже. В партнерском браке все решается по ситуации: у кого сейчас есть возможность что-либо делать. Есть у жены время готовить обед – это делает она. Жена занята, муж свободен – обед готовит он. Нередко партнерские семьи бывают одновременно так называемыми детоцентристскими. Семья называется детоцентристской, если больше половины бюджета уходит на детей. В странах Запада бытует сентиментальное и в то же время циничное убеждение: дети – лучший объект для вкладывания денег. Впрочем, нельзя не отметить, что подобный тип семьи несколько невротичен…

Россия в плане равенства в браке сильно отстает от стран Запада. Но, как говорится, процесс идет. Ведь сорок лет назад люди у нас понятия не имели о том, что означает загадочное слово «партнер»…

Понятие о равенстве, партнерстве, сотрудничестве войдет в сексуальные отношения в последнюю очередь. Мы еще долго будем слышать: «Я мужчина, я хочу…» Долго еще мужчины будут считать, что женщины должны смотреть на них снизу вверх. Но в установлении в обществе правильного отношения к равноправию полов, в частности, тоже состоит задача сексолога.

Есть такое понятие: интериоризация – перевод наших знаний в наше поведение.

Простой пример: все знают, что нельзя сморкаться двумя пальцами. Но тем не менее многие продолжают это «с успехом» делать.

Есть ли на свете грабитель-налетчик, которому неведома простая истина: нельзя убивать людей из-за денег? Мне лично не представляется сцена раскаяния, во время которой уголовник, рыдая, говорит:

– Если бы я знал, что убивать и грабить грешно, никогда бы я на такое не решился!

Смешно? Смешно. Наверное, самое отвратительное в человеческой натуре то, что любой мерзавец прекрасно сознает цену своим поступкам. И только в бульварных романах негодяи искренне не ведают, что творят. Представляете себе такую сцену: преступника ловят за то, что он отнял у бабушки пенсию. Он навзрыд рыдает на груди у милиционера:

– Прости, начальник, если б знал, что грабить нельзя, никогда бы ничего не украл!..

Я до сих пор не знаю ответа на вопрос, почему у одних интериоризация проходит успешно, а у других – нет.

Вернемся к сексологии. Есть поговорка: женщины любят ушами, а мужчины – глазами. Эта народная мудрость недалека от истины: для мужчин действительно важнее визуальное восприятие женщины как сексуального объекта – ее внешняя привлекательность. Для женщины более существенно то, как к ней относятся и как это выражают словами.