рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Верхний палеолит (искусство, характеристика погребений).

Верхний палеолит (искусство, характеристика погребений). - раздел Образование, Археологические памятники и их виды Позднепалеолитические Погребения Дают Материал Не Только Для Антропологически...

Позднепалеолитические погребения дают материал не только для антропологических выводов, но и для изучения погребального обряда, отражающего идеологические представления соответствующего общества, а погребальный инвентарь дает возможность полнее изучить хозяйство, искусство, быт и некоторые другие стороны жизни.

Около Владимира раскопана стоянка Сунгирь, относящаяся ко времени позднего палеолита (около 20 000 лет тому назад). На ней найдены очаги, видимо, были и жилища, но их следов найти не удалось. Обнаружены кремневые орудия обычных типов. Весьма интересны вырезанные из бивня мамонта фигурки лошадей, украшенные двумя линиями орнамента, каждая из которых состоит из 20 точек, сгруппированных по пять. Это совпадение объясняют не случайностью, а тем, что Позднепалеолитические люди знали элементы счета.

На этой же стоянке найдено погребение мужчины, содержавшее большое количество украшений, представленных ожерельем бус из бивня мамонта (их 3500) и просверленных зубов песца, а также пластинками, тоже из бивня мамонта. В трех метрах от этой могилы располагалась другая, где главным было погребение двух детей: девочки 7 лет и мальчика 12 лет, положенных голова к голове, а ногами в противоположные стороны. Костяки густо посыпаны охрой. Украшений здесь еще больше, чем в первой могиле. Бусы такие же, как у мужчины. Расположены бусы рядами, видимо, они были нашиты на головной убор и одежду. Думают, что одежда и шапка были меховые. Под подбородками детей найдены костяные булавки, которыми застегивалась верхняя одежда. На пальцы надеты костяные перстни.

Особенно замечательно оружие: кинжалы и копья, короткие и длинные, всего 16 предметов. Копья сделаны из искусно расщепленного и выпрямленного бивня мамонта, причем одно достигало 242 см длины. Они обструганы и имеют очень острые концы: оружие было настоящим, а не игрушечным. Дети, видимо, уже принимали участие в охоте. На груди мальчика лежал амулет — одна из описанных лошадок.

На некоторых позднепалеолитических стоянках найдены вещи, пришедшие туда издалека, вероятно, путем многократного обмена. Это, например, кусок обсидиана на Тельмановской стоянке, куда он мог проникнуть только из дальних стран.

Искусство, зародившееся еще в мустье, расцветает в позднем палеолите. Оно представлено скульптурой, графикой и живописью. Из бивней мамонта, костей животных, сланца вырезали фигурки людей и животных; получил развитие орнамент, нанесенный на скульптурные изделия, украшения и бытовые предметы. Гравировку на кости нашли только в Сибири; единственные в СССР наскальные гравировки находятся в гроте Мгвимеви у Чиатуры; живопись открыта только в Каповой пещере в Башкирии.

И скульптуре и рисункам присущ реализм — человек хорошо знал окружающую его фауну. Однако это был первобытный реализм. Статуэтки женщин реалистичны в изображении черт зрелой женщины — матери. Лицо, руки, ноги интересовали первобытного художника меньше, и на статуэтках они изображены схематично. На головках зверей особенно тщательно изображались глаза и уши. Наиболее реалистична была живопись, так как тонкая растушовка красками имела большие возможности, чем резьба по кости или камню. Но в живописи уже встречаются схематические изображения полулюдей-полуживотных, свидетельствующие о развитии абстрактных представлений.

Палеолитическое искусство проистекало из производственной деятельности людей. Изображалось то, что было полезно коллективу, чего люди более всего желали. Поэтому часты изображения мамонта — основного и наиболее желанного объекта охоты. Зверей почитали, над их фигурками совершали какие-то обряды, чтобы обеспечить успех охоты. О том, что первобытное искусство было тесно связано с магией, говорит, например, живопись Пиренейских пещер. На многих фигурках животных нарисованы вонзившиеся в них копья: живопись должна была обеспечить успех реальной охоты.

Почитались не только звери, бывшие объектами охоты, но и хищники, может быть, за их охотничьи качества. В глазах первобытного человека они могли играть роль покровителей охоты. В изображениях птиц, рыб и змей видят зачаток мифологии, основу представлений о стихиях, окружавших человека.

Простые и обыденные занятия не нашли отражения в искусстве и, видимо, заклинаний не требовали. Так, несмотря на то, что доля растительной пищи в питании первобытного человека была велика, в искусстве палеолита нет сцен собирательства. Нет и сцен рыбной ловли, вероятно, потому, что она хоть и требовала труда и искусства, но еще не составляла важной части хозяйства, как в последующее время.

Примитивный культ зверей, охотничья магия может быть явилась основой, на которой впоследствии вырастет тотемизм и иные сложные формы почитания животных.

В палеолитической живописи Западной Европы и в Каповой пещере в СССР нет изображений людей или сцен охоты. Встречаются странные антропоморфные существа, может быть люди в масках. Так же выглядят и древнейшие (хотя намного более поздние, относящиеся к другой эпохе) наскальные изображения Сибири. Считают, что подобная тематика изображений соответствует тем районам, где охотничий быт сохранялся долго.

Важное место среди палеолитических скульптур занимают фигурки людей с подчеркнутыми признаками женского пола. Иногда на этих фигурках обозначены украшения, в очень редких случаях — одежда. Лицо гладкое, как бы стертое. Женщина с пышными формами, обнаженная, стоит, опустив руки на выпуклый живот. Полагают, что изображали беременных женщин. Естественно, что центральным образом палеолитического искусства была продолжательница человеческого рода — женщина-мать. Ведь в раннем родовом обществе счет родства шел по материнской линии, род был материнским. Женщина была хозяйкой дома и пользовалась не меньшими, чем у мужчин, правами.

Фигурки женщин находят в тайничках, у родового очага. Места находок женских статуэток позволяют предположить, что каждая семья стремилась иметь изображение своей покровительницы. Видимо, нередко эти статуэтки делались не очень умело и получались весьма схематичными. Некоторые фигурки из стоянки Мальта имеют в ногах отверстие для шнурка: изображения домашних покровительниц носили с собой, например, на охоту, но почему-то вверх ногами.

На стоянке Дольни Вестоницы в ЧССР были найдены фигурки женщины и зверей из глины. Они, вряд ли умышленно, были обожжены и поэтому дошли до нас. Находки таких глиняных фигурок могут и не повториться: до открытия обжига глины было еще далеко. Но они свидетельствуют о том, что человек хорошо знал пластические свойства глины, пытался приспособить ее для своих нужд. Качество обжига настолько хорошее, что его случайности верится с трудом, но он все же случаен.

Живопись появляется в конце позднего палеолита. Она встречается на скалах и выполнена минеральными красками. Здесь изображены мамонты, зубры, кабаны, олени, лошади. Рисунки делались в глубине пещер, и, чтобы их нанести на стену, приходилось пользоваться лампами, известными археологически. Они представляли собой углубленные каменные плошки (была освоена техника пикетажа — точечного долбления камня), в которые наливался жир и клался фитиль. У нас подобные лампы найдены в Костёнках. Живопись реалистична, животные изображены в движении.

Впервые такую живопись открыли в Пиренеях в пещере Альтамира; подобные рисунки позднее были найдены в некоторых других пещерах Пиренеев. В 1959 г. древние рисунки были открыты в Каповой пещере в Башкирии. Ее открытие показывает, что пещерная живопись была широко распространена и характерна для этого периода. В Каповой пещере нарисованы семь мамонтов, две лошади, носорог. Палеолитический возраст живописи Каповой пещеры определяется самим объектом изображений. Ведь мамонты жили только в это время. Пещера с живописью, относящейся к палеолиту, известна еще в Монголии.

Процесс рисования был священнодействием: над рисунками производились магические акты. Поэтому пещеры с росписями считают родовыми святилищами. Возможно, что такие заклинания произносили не только под темными сводами пещер, но следов святилищ палеолита, расположенных на открытом воздухе, пока не нашли.

Отмечено, что палеолитические стоянки, содержащие произведения искусства, концентрируются в определенных районах. Статуэтки из камня и кости и предметы с орнаментом в европейской части СССР найдены только на 33 стоянках из известных 700 позднепалеолитических местонахождений, а серии таких предметов встречаются еще реже. Самые важные из подобных стоянок — Костёнки, Гагарино (на Дону), Авдеево (на Сейме) — характеризуются сходной кремневой индустрией, имеющей параллели в Центральной Европе, где также встречается палеолитическая скульптура. Примерно тот же облик имеют сибирские стоянки Мальта и Буреть. На других памятниках Сибири инвентарь иного облика и никаких произведений искусств нет. Нет их и в Крыму, и на Кавказе. Изобразительное искусство получало развитие только в отдельных областях и культурах. Но это не значит, что там не было никаких форм искусства. Оно могло отразиться в формах вещей, до нас не дошедших.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Археологические памятники и их виды

Хронология определение времени поселения могильника сооружения или вещи Она может быть относительной т е говорить о том какое из сооружений... Археология как и любая наука имеет свои традиционные методы исследования... Типологический метод Суть его заключается в выделении среди археологических находок типов вещей с присущими только им...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Верхний палеолит (искусство, характеристика погребений).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Археологические памятники и их виды
Каждое древнее погребение, поселение, найденная в них вещь, постройка, сооружение, а также древние изваяния, остатки древних зданий, горных выработок, дорог, загонов, оборонительных сооружений, оро

Методика археологических разведок.
Археологические разведки служат средством предварительного изучения археологических памятников, расположенных в поле. Их целью является прежде всего составление археологической карты, т. е. выявлен

Методика археологических раскопок.
Основные методические приемы раскопок были впервые суммированы в книге Флиндерса Питри "Методы и цели археологии" [Petrie, 1904]. Он чуть ли не первым сформулировал принцип одной

Техника обработки кремня и других пород в каменном веке.
Каменные орудия Все Каменные орудия можно разделить на отбивные и шлифованные (или полированные); первые были употребительны в древнейший палеолитический период, но также и в позднейший не

Археологическая периодизация.
Для территории Украины уже более-менее устоявшейся такая общая архео ¬ логическая периодизация: I. Каменный век: палеолит - от появления человека до 10 тыс. лет назад; мезолит - I

Эпоха ашель и вопрос первоначального заселения Восточной Европы.
О первоначальном заселении территории нашей страны мы знаем мало, и археологи не едины в своем мнении о времени этого процесса. Одни считают, что заселение территории СССР началось еще в шелле, дру

Верхний палеолит Европы: культурная дифференциация и памятники.
Культура пластин Палеолит в Евразии начался около 35 тысяч назад и продлился 20–25 тысяч лет. Процесс локализации, благодаря которому культура каждого региона стала уникальной, проходил им

Эпоха мустье.
мустье. Она началась около 100 000 лет тому назад. Климат мустьерской эпохи в общем был холодный, но сопровождался неоднократными потеплениями и похолоданиями. В микулинское межлед

Верхний палеолит (общая характеристика, жилище, орудия труда).
Поздний палеолит: 35 000 — 8000 гг. до н. э. Эпоха господства человека современного физического типа — Homo sapiens. Первые различия между представителями рас — европеоидной (кроманьонцы), монголои

Мезолит (общая характеристика, каменные и костяные орудия труда).
Датировка Датировка мезолита весьма варьирует в зависимости от региона. На Ближнем Востоке он начался раньше всего, около 15 тыс. л. до н. э., и уже около 10 тыс. л. до н. э. сменяется док

Понятие об энеолите и бронзовом веке.
Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (от греч. χαλκός — медь + λίθος — камень), энеолит (от лат. aeneus — медный + греч. λί

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги