рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Прибалтийская культура шнуровой керамики

Прибалтийская культура шнуровой керамики - раздел Образование, КУРС АРХЕОЛОГИЯ БЕЛАРУСИ Бронзовый Век Северной Белоруссии Изучен Еще Крайне Слабо. Известно, Что В 19...

Бронзовый век Северной Белоруссии изучен еще крайне слабо. Известно, что в 1900 - 1700 гг. до н.э. в Белорусское Понеманье заходила прибалтийская культура шнуровой керамики. Для этой культуры характерны пока только грунтовые могильники. Умерших хоронили в глубоких ямах, положив на бок в скорченном состоянии. Вместе с покойником клали ладьевидные топоры, топоры-клинья, амулеты из зубов животных, украшения из января и глиняные сосуды. Это были небольшие горшки с плоским дном и S-овидной профилировкой стенок. В верхней половине сосуда наносился орнамент, состоящий из нарезных линий или оттисков шнура. Иногда в погребениях встречаются кости животных: овец, коз, свиней. крупного рогатого скота. Интересно захоронение, обнаруженное в окрестностях Красного Села. Оно находилось на дне древней шахты. Скелет лежал на правом боку в скорченном состоянии. Вместе с ним находился горшок и костяная игла.

Поселений прибалтийской культуры известно мало. Они, как правило, имеют тонкий культурный слой с небольшим количество находок. Это свидетельствует о том, что носители культуры часто передвигались с места на место.

 

 

Тема: “Железный век Беларуси”

Археологическая карта территории Белоруссии в эпоху раннего железного века (VII в. до н.э. - середина V в. н.э.) характеризуется большим разнообразием этнокультурных группировок.

В западной части Белорусского Полесья в самом начале распространения железного века, по-видимому, проникали племена позднелужицкой культуры. Достоверных памятников этой этнокультурной общности здесь нет, однако, отдельные находки встречаются. Так, например, у д. Горбов на р. Ясельде были найдены два бронзовых лужицких браслета. Есть также отдельные места нахождения керамики. О прямом проникновении лужицких племен в Западное Полесье свидетельствуют открытые и изученные поселение и могильник этой культуры у с. Головно на Волыни, чуть южнее белорусской территории.

Культура подклошевых погребений.

Около рубежа V-IV вв. до н.э. на основе слияния лужицкой и поморской культур Польши в бассейне р. Вислы и Варны складывается новая культура, получившая название к-ры подклошевых погребений. Ее носители, продвигаясь на восток, проникли в Западное Полесье вплоть до р. Горыни и сыграли значительную роль в исторической ситуации на территории Польши и Белоруссии к концу I тыс. до н.э.

Поселения этой культуры неукрепленные, располагались на песчаных всхолмлениях в поймах рек или же на речных террасах. Жилища в основном ареале представлены полуземлянками и наземными дамами столбовой конструкции. Остатки наземного дома, состоявшего из жилой комнаты и пристройки в виде сеней были обнаружены В.Б. Никитиной на поселении Кусичи а Каменецком районе. Жилище отапливалось очагом, расположенном в неглубокой яме.

Могильники бескурганные с трупосожжениями. Остатки кремации помещали в глиняные сосуды-урны или ссыпали прямо на дно могильной ямы. Часто захоронения прикрывали сверху опрокинутым вверх дном горшком-клошем, откуда и пошло название к-ры. В погребениях, кроме урн, встречаются булавки, фибулы, кольца, гл. сосуды и др. находки. На территории Белоруссии известны два могильника культуры, исследованные В.Б. Никитиной и Ю.В. Кухаренка. Так, возле Дрогичина было раскопано 5 погребений, из них 2 урновых и три ямных. Оба урновых захоронения были перекрыты в одном случае двумя мисками, во втором - миской и горшком. В могильнике у д. Тростяница помимо керамики были найдены бронзовая фибула раннелатенской схемы, железное кольцо и подвески из бронзы.

Посуда культуры подклошевых погребений частично продолжает поморские традиции (урны и клоши со специально ошершавленным туловом и гладким верхом, миски с ребристыми краями, амфорные сосуды), частично развивается из лужицкой (клоши яйцевидных форм, окроглубокие горшки с ушками и т.п.). Такое же смещение наблюдается и в украшениях, в частности, в булавках.

По мнению В.В. Седова, носители культуры подклошевых погребений были самыми ранними славянами. Как считает этот исследователь, именно с культуры подклошевых погребений удается выявить элементы преемственности в развитии вплоть до достоверно славянских древностей второй половины I тыс. н.э. Однако, эта точка зрения разделяется далеко не всеми. Так, многие польские ученые полагают, что она оставлена балтами.

Милоградская культура

Носители милоградской культуры были восточными соседями культуры подклошевых погребений. Культура получила свое название по д. Милоград в Гомельской области. Ее ареал охватывал обширную территорию от среднего течения р. Березины на севере до р. Роси на юге. На западе территория милоградской культуры (МК) достигала верховьев Западного Буга и Польши, на востоке бассейна Сожа. Хронологические рамки культуры оцениваются неоднозначно, но скорей всего она существовала в пределах VII - начала II вв. до н.э. На территории Украины милоградские памятники исчезают к концу III в. до н.э. Поселения милоградской культуры представлены двумя типами: городищами и селищами. Укрепленные поселения в большей степени характерны для Поднепровья и Восточного Полесья. Селища в этом регионе тяготеют к городищам и часто примыкают к ним. В Полесье и на Волыни много неукрепленных поселений, не связанных с городищами. В Поднепровье большая часть городищ устаивалась на мысах. При этом напольная незащищенная стороны, как правило, укреплялась одной или двумя линиями земляных валов и рвов. Высота валов обычно небольшая 1,5-2,5 м. Помимо мысовых городищ в ареале МК получил распространение специфический тип укрепленных поселений, часто называемый в литературе “болотные городища”. В наибольшей степени они характерны для Полесья, где нет холмов-остандов и высокого, изрезанного оврагами речного побережья. В этих условиях городища устаивались на едва заметных песчаных всхолмлениях, часто среди или около болот, что затрудняло к ним подходы. Помимо этого эти городища обязательно укреплялись по периметру одной или двумя-тремя линиями земляных валов и рвов.

Древнейшим типом жилья у носителей МК была землянка. Остатки такой постройки выявлены на Моховском городище в Поднепровье. Она имела округлую форму, глубина котлована достигала 1,5 м. Большая часть изученных жилищ относится к числу полуземляночных или слегка углубленных в землю. Они имели прямоугольную форму площадью 12-16 кв.м. и были рассчитаны на одну семью. Характернейшей особенностью милоградских построек этого типа является выступ в одном из углов котлована. Судя по столбовым ямам, жилища имели столбовую конструкцию стен. В Поднепровье наряду с полуземлянками, по-видимому существовали и наземные дома столбовой конструкции. Жилища отапливались открытым очагом, устроенным в центре постройки или ближе к одному из углов.

Погребальные памятники МК характеризуются курганами и грунтовыми могильниками. Курганы, судя по инвентарю, относятся к раннему этапу культуры, VII - VI вв. до н.э., и были характерны не для всего ареала. Они, в частности, известны в Погорынье, а в последние годы открыты и в Черниговской области. На территории Белоруссии курганы были изучены еще в 50-е годы Ю.В. Кухаренко недалеко от д. Дубой Столинского р-на. Это невысокие полусферические полыни, содержащие трупоположения в ямах или на горизонте. Погребальный инвентарь в курганах представлен горшками, наконечниками копий, золотой серьгой скифского типа, ножа и некоторыми др. находками. (Рис,).

Наиболее распространенным типом погребений являлись грунтовые, для которых характерно трупосожжение на стороне очищенных от костра кальцинированные кости ссыпались на дно могильных ям. Находки в гунтовых могильниках редки. Чаще всего встречаются обломки от одного-двух горшков. Реже присутствуют украшения, предметы быта, кусочки охры, кремни, зубы животных. Грунтовые могильники обычно вплотную примыкают к городищам (Чаплин, Милоград), либо, занимая пространство между внешней и внутренней линией валов (Горшков), либо даже на жилой площадке (Мохов, Любны). Всего в ареале культуры изучено свыше 150 грунтовых захоронений, в основном, в Гомельском Поднепровье. На среднем Днепре и на Волыни также встречаются грунтовые захоронения с трупоположением.

Керамика МК настолько своеобразна, что резко выделяется среди посуды др. культур железного века. Своеобразие это прежде всего проявляется в ее круглодонности. А эта черта, как нам уже известно, исчезает практически во всех культурах еще в эпоху бронзы. В милоградской культуре выделяются два типа посуды: горшки, имеющие высокий, прямой согнутый наружу венчик и яйцевидное тулово; полусферические сосуды с не выделенным венчиком. Есть в МК и плоскодонная керамика, но она преобладает в южных районах, в частности, в среднем Поднепровье и на Волыни. Часть горшков орнаментирована “жемчужинами”, палочными вдавливаниями с внутренней стороны, отчего на наружной стороне образовался бугорок, ямками, ногтевыми и пальцевыми вдавливаниями. Орнамент наносился, как правило, в один ряд на венчике или шейке сосуда. (Рис.).

Разнообразные орудия труда. Отличительной чертой МК от более северных культур является то, что железные орудия труда здесь встречаются уже на раннем этапе. Многие из них связаны с земледелием. Это проушные топоры, мотыжки с боковыми отростками, серпы с крючками на пятке. Все эти изделия имеют прямые аналоги в скифских древностях, что свидетельствует о сильном влиянии скифской черной металлообработки на своих северных соседей. Другие железные орудия труда представлены ножами с горбатой спинкой, шильями, иглами, пробойниками и др. (Рис.).

Оружие представлено в основном стрелами. Для МК характерны собственные железные плоские наконечники ромбической, треугольной, листовидной и др. форм. В то же время широко представлены бронзовые скифские наконечники стрел. По форме они обычно трехгранные, втульчатые. На юге имеются также находки аминака и длинного скифского меча. Наконечники копий обнаружены только в курганах Погорынья. На поселениях их нет, за исключением, дротика, найденного в Горошкове. (Рис.). Разнообразны милоградские украшения и предметы, связанные с одеждой, прежде всего булавки. Среди булавок к наиболее ранним относятся гвоздовидные, имеющие скифское происхождение. Однако, наибольшей популярностью пользовались так называемые посоховидные булавки, у которых пелевидная головка завершалась завитком, напоминая собой навершие посоха. (Рис.). Со скифским импортом тесно связаны и некоторые другие типы украшений, в частности, серьги с гибовидным навершием, выявленные во всех областях ареала. Широкое хождение имели всевозможные подвески, которые носили на груди в составе ожерелий. (Рис.). Наряду с ними часто встречаются разнообразные пастовые и стеклянные бусины, поступавшие в ареал МК через скифов из античных городов Северного Причерноморья. Украшения рук представлены железными, бронзовыми и серебряными браслетами.

Среди них особо выделяется группа латенских браслетов из Горошкового клада. (Рис.). Впервые такие украшения появились в кельтской среде, откуда широко распространились в Европе. К милоградцам они, вероятно, опять-таки попали через скифов в IV-III вв. до н.э. Фибулы-застежки для верхней одежды, по-видимому, для носителей МК не были характерны. Известна лишь одна фибула раннелатенской схемы, найденная на территории Гомельского Поднепровья.

Помимо глиняной посуды на памятниках милоградской культуры очень широко встречаются глиняные грузики различных форм: крестовидные, шаровидные, катушкообразные. Особую группу составляют грузики, имитирующие форму милоградских сосудов. Многие из них орнаментированы ямочными вдавливаниями и нарезными линиями. В системе орнаментации тесно прослеживается связь с солярной символикой. На многих городищах обнаружены глиняные изделия животных. Чаще всего встречаются фигурки коня, реже - крупного рогатого скота, свиньи. бобра. (Рис.). Подобные изделия широко встречаются на более южных, прежде всего скифских памятниках, где они являлись непременным атрибутом культовых объектов.

Хозяйственная деятельность носителей милоградской культуры была прежде всего связана с земледелием и животноводством. Расположение этой культуры в различных физико-географических условиях, вероятно, предполагало наличие у ее носителей различных систем земледелия. Если в лесостепной зоне могло превалировать примитивное пашенное земледелие, то в более северных районах, в частности, на большей территории Полесья и Гомельско-Могилевского Поднепровья, предпочтительней была подсечка. О большей роли земледелия свидетельствует многочисленный инвентарь, как-то серпы, мотыжки, зернотерки и др. Судя по отпечаткам зерен на стенках горшков, выращивали пшеницу, просо, ячмень, бобовые культуры.

Наряду с земледелием важная роль отводилась и животноводству. Как показывают исследования остеологического материала, кости домашних животных на всех, без исключения, изученных поселениях, доминируют.

Так, на некоторых восточно-полесских городищах их доля составляет почти 95% (Лошенков). В составе стада преобладал крупный рогатый скот, далее шли лошади, свинья, мелкий рогатый скот. Среди домашних животных известны были также собака и курица. Приведенные данные показывают явную мясо-молочную направленность милоградского стада. Дополнительным источником пищи служила охота, в ходе которой добывали лося, зубра, кабана, благородного оленя, бобра, зайца, журавля, тетерева, кряквы, дрофы, др. животных и птиц. Несоменно, существенную роль играла и рыбная ловля, о которой свидетельствуют рыболовные крючки, грузила, рыбная чешуя.

В милоградской культуре, одной из первых на территории Белоруссии, уже с раннего этапа широкое распространение получила черная металлургия и металлообработка, что объясняется тесными контактами со скифскими лесостепными племенами. Примитивная печь-домница в виде круглой ямы, стены которой были покрыты сильно обожженной глиной, выявлена на Горошковском городище. На многих других поселениях отмечены скопления шлака, иногда встречаются и крицы. Металлографические исследования милоградских изделий из железа показали, что большинство из них изготовлено путем обычной ковки. Однако, были известны и более сложные технологические схемы изготовления, такие как, пакетирование, цементация, сварка железа со сталью и др. (Гурин).

Наряду с черной металлургией широкое распространение имело и бронзолитейное производство. Новейшие исследования позволяют судить о наличии в милоградской среде определенных специализированных центров, которые обеспечивали своей продукцией соседние районы. Так, городище Уваровичи Чечерского р-на найдено большое количество литейных форм, служивших для отливки по восковой модели бронзовых браслетов. Каменные и глиняные формы для изготовления различных украшений известны и на других памятниках культуры. О начавшемся процессе выделения отдельных общинных ремесел может свидетельствовать и захоронение бронзолитейщика на Моховском 1 городище, обнаруженное в пределах жилой площадки.

Милоградские племена, по-видимому, находились на высшей ступени первобытнообщинного строя. Не исключено, что под влиянием ряда внутренних и внешних факторов носителей культуры начинает проявляться имущественное неравенство и формироваться родоплеменная знать. Однако, родовая община еще занимала твердые позиции.

Археологические источники свидетельствуют о существовании у носителей милоградской культуры различных культов. Центральное место, по-видимому, занимал культ солнца, который, как уже отмечалось, хорошо прослеживается в орнаментации пряслиц. Достаточно уверенно можно говорить и о земледельческом культе. Так, на городище Подгорье в Положье С.Е. Рассадиным был открыт жертвенник, в состав которого входили миниатюрные сосудики, глиняные символы жертвенных животных и печеного хлеба. Обычно с земледельческим культом связывают и фигурки домашних животных: лошади, коровы. Вместе с тем не исключено сохранение элементов тотемизма, о чем можно судить по находкам глиняных фигурок диких животных, в частности, бобра.

Вопрос о формировании МК не может считаться окончательно решенным из-за слабой изученности на территории Белоруссии памятников поздней бронзы. В настоящее время наиболее вероятной представляется связь между милоградской и лебедовской культурами. Об этом может свидетельствовать близость ареалов, жилищ и керамики.

В археологической литературе носители милоградской культуры традиционно отождествляются с неврами Геродота, однако это предположение не может быть признано убедительным. Также неоднозначно трактуется и этническая принадлежность носителей милоградской культуры. Одни исследователи (Даниленко, Поболь) полагают ее славянской. Другие (Седов, Митрофанов, Загорульский), основываясь на преобладании балтской гидронимии высказывают предположение о балтском характере милоградских племен. Просуществовав несколько столетий милоградская культура в конце III - начало II вв. до н.э. скорей всего была ассимилирована носителями зарубинецкой культуры, распространившимися на той же самой территории.

Культура штрихованной керамики

Культура штрихованной керамики занимала территорию Восточной Литвы, Юго-Восточной Латвии, Северо-Западной и Центральной Белоруссии. Свое название эта культура получила по своеобразному приему обработки декора внешней поверхности горшков: их поверхность покрыта штрихами, которые наносились пучком соломы или специальным штампом по сырой глине. Штриховка, как правило, беспорядочная, однако, все же можно уловить вертикальную или диагональную направленность.

Культура существовала очень длительное время. Литовские археологи датируют наиболее ранние памятники концом III - начало I тыс. до н.э. На территории Белоруссии они возникают чуть позднее, не ранее начала I тыс. до н.э., но и то только на самом крайнем северо-западе. Исчезновение культуры штриховой керамики находится на середине V в. до н.э.

Впервые памятники культуры штриховой керамики были исследованы в конце XIX - нач.XX вв. Покровским, Крживицким, Каширским и др. археологами. Однако, впервые их выделил в самостоятельную группу в конце 20-х начале 30-х гг. известный белорусский археолог А.Н. Левданский. Наиболее интенсивные исследования памятников культуры штрихованной керамики в Белоруссии были проведены уже после войны, и основная заслуга в этом принадлежит А.Г. Митрофанову.

Своеобразие культуры штрихованной керамики состоит в том, что она известна только по поселениям. Погребальные памятники до сих пор не обнаружены. Основным типом поселений были городища, селища встречаются значительно реже и относятся в основном к позднему этапу культуры. Городища, как правило, устраивались в естественно защищенных местах: на мысах, или отдельно стоящих холмах-останцах. На раннем этапе культуры городища были слабо укреплены. Они обычно имели деревянную ограду по периметру площадки, склоны холма или мыса нередко подрезались для придания им большей крутизны. В дальнейшем, начиная с середины I тыс. до н.э. появляются земляные валы и рвы, а в конце I тыс. до н.э. - в начале I тыс. н.э. появляется ряд городищ с очень мощной системой укреплений, состоящей из нескольких рядов земляных валов и рвов, и деревянных защитных укреплений на гребнях валов.

В отличие от милоградской культуры, укрепленные поселения культуры штрихованной керамики значительно меньше. Их площадь обычно колеблется в пределах 0,1-0,5 га. Жилые постройки располагались по периметру площадки, вдоль внутреннего склона вала. При этом центральная часть оставалась незастроенной и могла использоваться для содержания скота, культовых и общественных целей. Только одно городище, Меалышки, было застроено, по-видимому, целиком. На нем дома располагались правильными рядами по несколько домов в каждом.

Поселения культуры штрихованной керамики дают многообразие типов жилых построек. Наиболее типичным был многокамерный дом столбовой конструкции. Такие постройки выявлены на городищах Васильковка, Кащеличи, Збаровичи, Лабенщина. В Малышках каждый дом делился на 4 примерно одинаковых секции, каждая из которых отапливалась очагом, выложенным из камней и глины.(Рис.). Пазы в бревенчатых стенах для удержания тепла обмазывались глиной. Все постройки в Малышках погибли в пожаре и развалы глиняной обмазки позволили достаточно четко проследить планировку жилищ. (Рис.). Многокамерный дом в Вязынке, также обнаруженный А.Г. Митрофановым имел близкую планировку с малышкинскими постройками, но в то же время отличался от них некоторыми признаками. Так, например, здесь уже была применена срубная конструкция возведения стен. Сам дом подразделялся на 3, а не на ; секции.

В I в.н.э. в южных районах культуры появляются срубные полуземлянки. Такие постройки выявлены на городище Мысли в Копыльском р-не. Полуземлянки располагались по краю площадки в линию. Их площади колебались в пределах 13-25 кв.м. Жилища отапливались каменными очагами. Срубные полуземлянки в целом не типичны для культуры штрихованной керамики, и их появление здесь связано скорей всего с сильным влиянием носителей зарубинецкой культуры.(Рис.). Наиболее характерной чертой культуры является глиняная посуда. Почти для всего тыс. н.э. были характерны горшки двух форм: баночные и слабопрофилированные, покрытые штриховкой. На слабопрофильных горшках иногда встречается орнаментация в виде ямочных вдавлений, нанесенных на шейке. В конце I тыс. до н.э. слабопрофилированные сосуды исчезают, количество баночных резко сокращается, а основной формой становятся ребристые горшки, у которых верхняя часть обычно заглажена, а от ребра и ниже покрыта штриховкой. Ряд горшков орнаментирован ямочными вдавлениями и защипами, нанесенным на ребре. Иногда ямки составляют композиции в виде треугольников. На гладкой части горшка встречается также узор, образованный прочерченными линиями.(Рис).

Большая часть I тыс. до н.э. , по сути дела, в культуре штрихованной керамики приходится на эпоху бронзы, поскольку в это время основной инвентарь изготовлялся из камня, кости и рога. В северо-западных р-нах Белоруссии и особенно в Литве частой находкой являются шлифованные долотовидные и сверленые топоры. Однако, подавляющая часть инвентаря и оружия была изготовлена из кости. Предметы вооружения представлены наконечниками стрел различных форм, наконечниками копий, сделанных из трубчатых костей. Из кости изготовлялись и кинжалы, но они встречаются только в северо-западных районах культуры. Помимо оружия кость служила ведущим материалом для изготовления подавляющего большинства орудий труда. Это кочедыки, острия, проколки, шильца, иглы, долота, ножи, тупики и даже топоры. Встречаются также костяные гарпуны и крючки. Из костей изготавливали многочисленные рукоятки, булавки разнообразных форм, подвески, бусины, амулеты.(Рис.)

Широкое распространение железных изделий начинается только ближе к концу I тыс. до н.э. И этот процесс по времени, по-видимому, совпал со сменой форм глиняной посуды. На смену каменным топорам и бронзовым кельтам, известным на городищах Литвы, приходят железные топоры и кельты. Собственно, топоры относятся к так называемому прибалтийскому типу, а кельты с прямоугольной втулкой, скорей всего, имеют южное происхождение, так как совершенно аналогичные находки имеются в древностях зарубинецкой культуры.(Рис) Широко представлены в культуре штрихованной керамике ножи. Наиболее ранние экземпляры имели горбатую спинку, позднее - прямую. Частой находкой на поселениях являются серпы и жатвенные ножи, которые, в отличие от южных были черешковыми. В конце I тыс. до н.э. костяное оружие также уступает место железному. Преобладает оружие ближнего боя: наконечники копий и двушинные дротики, также имеющие прямые аналоги в зарубинецкой культуре. Наконечники стрел, за исключением одной находки на городище в г.п. Городище Барановичского р-на не известны. Уникальной находкой является также костяная орнаментированная рукоять от кинжала, найденная в Ивани Слуцкого района.(Рис.)

Начиная с III в. н.э. среди носителей культуры штрихованной керамики появляются конные воины, о чем можно судить по находкам на ряде городищ железных шпор. Разнообразны поздние украшения племен культуры штрихованной керамики. Достаточно редкими являются фибулы различных типов: прогнутые , сильно профилированные западных типов, гладчатая, подковообразные зарубинецкие. Поясной набор представлен поясными пряжками. Широкое распространение у носителей культуры штрихованной керамики имели посоховидные булавки, очковидные, трапецевидные и прочие подвески, кольца, браслеты. На большей части ареала типичные глиняные бусины, однако, в южных районах (Ивань, Мысли) найдено много стеклянных бус: золоченые и монохромные, которые поступали сюда с юга через посредничество зарубинецких племен.(Рис.)

Разнообразны изделия из глины. Средин наиболее выразительны пряслица - уплощенные кружки с разнообразными видами орнаментации, связанной с солярной символикой: лучи, концентрические окружности, кресты и т.д. Частой находкой являются остатки бронзолитейного производства: тигли, льячки, реже глиняные формы. Обычны на поселении грузики дьякова типа, лепешкообразные грузила для рыболовных сетей.(Рис.)

Находки из камня в поздних отложениях редки. Это в основном зернотерки, сделанные из крупных валунных камней.(Рис.) Хозяйство носителей культуры штрихованной керамики уже с самого начала носило преимущественно производящий характер. Обилие каменных топоров, а потом и железных в сочетании с др. признаками позволяет утверждать, что земледелие было подсечным. Судя по находкам обугленных зерен (Банцеровщина, Збаровичи), выращивали пшеницу, рожь, просо, бобы, горох, вику. Важное значение имело и животноводство. Уже на ранних поселениях культуры кости домашних животных преобладают над дикими. Остеологические материалы показывают, что население разводило крупный рогатый скот, свиней, лошадей, овец. Несколько особняком стоит городище Ивань. На этом поселении высок удельный вес мелкого рогатого скота, а большая степень концентрации пряслиц в сочетании с этим признаком позволяет сказать предположение о возможном наличии здесь центра прядения и ткачества. Охота, хотя и играла второстепенную роль, но все же являлась существенным источником пополнения мяса и пушнины. Установлено, что носители культуры штрихованной керамики охотились на тура, зубра, благородного оленя, кабана, лося , медведя, бобра, зайца, куницу и др. животных.

Среди домашних ремесел на раннем этапе ведущую роль играла обработка кости и рога, а также камня. Несмотря на отсутствие собственных источников сырья. у носителей культуры штрихованной керамики довольно рано получило развитие бронзолитейное дело. Так, например, в Северо-Восточной Литве Большое Наркунайское городище уже в первой половине I тыс. до н.э. было крупным центром бронзолитейного производства, сохранявшим свои традиции вплоть до первых веков н.э. Здесь были найдены бронзолитейная печь и многочисленные литейные формы кельтов милоградского типа. Впрочем, остатки бронзолитейного производства в виде тиглей, льячек, реже литейных форм, обычны для большинства городищ. В конце I тыс. до н.э. - начало I тыс. н.э. среди домашних ремесел доминирующим становится черная металлургия и металлообработка. Кричный металл получали в печах-домницах, остатки которых найдены на городищах Кащеличи, Кимия, Лабенщина, Свидно и др. Металлографический анализ железных находок, проведенный М.Ф. Гуриным, показал, что простейшие орудия труда и бытовые изделия (шилья, иглы) изготовлялись из кричного железа путем свободной ковки. Для более сложных орудий труда (серпы) были характерны такие приемы как пакетирование заготовок или наклеп лезвия.

Племена культуры штрихованной керамики на всем протяжении своего существования находились на стадии развитого патриарахата. Что же касается религиозных представлений, то они мало чем отличались от культовых взглядов, характерны для большинства племен лесной зоны. В первую очередь они были связаны с обожествлением сил природы, что можно судить по солярной символике в орнаментации пряслиц и гладких горшков. С культом солнца тесно связан культ огня, изображавший в виде крестов. По-видимому, достаточно широкое распространение имел и культ медведя, о чем можно судить по многочисленным амулетам и фаланг этого животного.

Вопрос о происхождении культуры штрихованной керамики остается до сих пор открытым. Все дело в том, что эпоха бронзы на этой территории практически не изучена. В настоящее время наиболее предпочтительным кажется предположение о формировании культуры штрихованной керамики на основе местных позднеолитических неманской и поздненарвской культур с активным участием носителей культуры штрихованной керамики.

Что касается этнической интерпретации носителей культуры штрихованной керамики, то большинство исследователей относят их к восточным балтам. Однако, в последнее время среди петербургских исследователей (Д.А. Мачинский, В.А. Лебедев, В.А. Булкин) активно разрабатывается гипотеза, согласно которой носители культуры штрихованной керамики были предками славян. Однако, это утверждение достаточно спорно. Данные гидронимики и археологии больше свидетельствуют в пользу балтской принадлежности “штриховиков”.

К середине V в. н.э. культура штрихованной керамики прекращает свое существование. На смену ей в Литве приходит культура восточно-литовских курганов, а на территории Белоруссии остатки “штриховиков” были ассимилированы пришедшими с востока носителями банцеровской культуры.

Днепро-двинская культура

Восточным соседом культуры штрихованной керамики была днепро-двинская культура, название которой дал А.Г. Митрофанов по месту ее локализации. Ареал этой культуры включал в себя смоленское течение Днепра, северную часть Могилевской области, Полоцко-Витебское поречье Западной Двины. На западе граница культуры сильно размыта из-за черезполосного существования носителей Западной Двины наблюдается определенное своеобразие (преобладание баночных сосудов, большой процент орнаментированных горшков и т.д.). что дало возможность В.И. Шадыро выделить эту территорию в западный вариант культуры.

Днепро-двинская культура синхронна культуре штрихованной керамики. Ее ранние памятники возникают в начале I тыс. до н.э., а финал культуры относится так же к середине V в. н.э. Судя по находкам, памятники западно-двинского бассейна древнее смоленских, которые датируются не ранее VIII в. до н.э.

Первые пробные раскопки городищ днепро-двинсокй культуры были предприняты еще до революции харьковским профессором Лазаревичем-Шепелевичем, однако, материалы были весьма скудными, и, вплоть до 20-х гг. XX в. городища оставались не изученными. Впервые широкомасштабные исследования и раскопки памятников днепро-двинской культуры (ДДК) на Смоленщине и Витебщине провел А.Н. Левданский. В настоящее время на территории Смоленщины активные исследовательские работы ведет Е.А. Шмидт, в Белоруссии раскопки проводили сначала А.Г. Митрофанов, К.П. Шут, а в последнее время В.И. Шадыро. Также как и культура штрихованной керамики, днепро-двинская культура изучена исключительно по поселениям: погребальные памятники в ее ареале не известны. Преобладающим типом поселений были городища, селища известны меньше, они характерны, в основном, для позднего этапа культуры. Укрепленные поселения обычно устраивались на высоких речных мысах или холмах останцах. Наиболее ранние городища, как правило, искусственных укреплений не имеют. Примерно с IV в. до н.э. появляются деревянные изгороди по периметру площадки, невысокие валы, увеличивается крутизна склонов за счет сброса с площадки культурного слоя. В конце I тыс. до н.э. - начало I ты. н.э. появляются сильно укрепленные городища с многорядной системой валов и рвов. Высота валов обычно не превышает 2-3 м.

По мнению В.И. Шадыро для ранних городищ были характерны полуземляночные жилища. Одна из таких построек округлой формы с шалашевидным покрытием была обнаружена им на городище Замошье. Однако, наиболее типичной формой жилья был длинный наземный дом столбовой конструкции, располагавшийся по краю площадки. Такие дома известны на городищах Кубличи в Белоруссии, Тушемля, Демидовка, Наквасино и др. на Смоленщине. Наконец с рубежа н.э. в ареале ДДК появляются однокамерные постройки столбовой конструкции (Кострица и Бураково в Белоруссии, Мокрядино, Смилово - на Смоленщине). Помимо этого, на Смоленщине появляются дома, имеющие срубную конструкцию стен. Жилые помещения отапливались очагами. В белорусском ареале они совершенно идентичны тем, что найдены на городищах культуры штрихованной керамики. Они также состояли из округлой формы линзы песка, оконтуренной камнями и глиняными валиками. На Смоленщине очаги имеют иную конструкцию. Они полностью выложены камнями, плотно пригнанными друг к другу.

Посуда ДДК - гладкостенная. По форме она подразделяется на горшки баночного и слабопрофилированного вида. В первых веках н.э. на Смоленщине также получают распространение сильпрофилированные сосуды. Орнаментированная керамика встречается гораздо реже, чем в культуре штрихованной керамики. Так, например, по подсчетам Е.А. Шмидта, только 1% слабопрофилированной керамики на Смоленщине имел орнаментацию. На территории Белоруссии горшки с орнаментом всречаются чаще. Украшения на сосудах расположены обычно в верхней части и состоят из прочерченных линий, ямочных вдавлений и сквозных дырочек.

Для раннего этапа точно также, как и в культуре штрихованной керамики, характерно господство каменной и костяной индустрии. На ранних городищах Подвинья довольно многочисленную группу составляют каменные сверленые топоры, топоры-клинья, зернотерки и песты. Но в еще большей степени для изготовления орудий труда и оружия использовалась кость. Среди орудий труда большие серии составляют кочедыки, острия, шилья, проколки, шилы и тупики. Оружие представлено наконечниками стрел и копий. Стрелы обычно черешковые различной формы: одно- и двушинные, треугольные, остролистные и т.д. Реже встречаются втульчатые пулевидные наконечники. Копья изготавливались из массивных трубчатых костей. Втульчатые наконечники копий представляют собой трубчатую кость с косым срезом на боевой части. Черешковые копья делали из пластин. У них лезвие чаще всего имеет остролистую форму. Частой находкой на городищах днепро-двинской культуры являются костяные булавки с естественной и искусственно обработанной головкой. И здесь наиболее ранними являются экземпляры с гвоздевидной шляпкой и ушком на игле, имитирующие бронзовые аналоги. Что касается железных изделий, то они, по-видимому, появляются раньше, чем в культуре штрихованной керамики.

Объясняется это тем, что были тесные контакты с южными племенами по Днепру. Так, например, на некоторых городищах культуры найдены железные проушные топоры, имеющие аналоги в скифской среде (Замошье, Бороники, Кубличи). Датируются они VI-IV вв. до н.э. Другая серия железных топоров относится к южно-прибалтийским типам, появившимся в первых веках н.э.(Рис.).

Особого внимания заслуживают серпы с изогнутой под прямым углом спинкой. Аналогов им в других культурах нет. И это позволяет считать подобные серпы одной из черт ДДК. Наряду с ними встречаются серпы и жатвенные ножи обычной формы.(Рис.) Часто встречаются ножи. Наиболее древние из них имеют горбатую спинку, у поздних спинка прямая. Из других орудий труда отметим железные шилья и иглы.

Ближе к концу I тыс. до н.э. костяное оружие начинает вытесняться железным. Но, в отличие от культуры штрихованной керамики, где господствует оружие ближнего боя, в днепро-двинской культуре встречаются как копья, так и наконечники стрел. Копья чаще всего втульчатые, перо имеет листовидную форму. Наряду с ними хождение имели двушинные наконечники дротиков. Наконечники стрел также чаще втульчатые, форма пера двушинная, ромбовидная, в форме ласточкиного хвоста, листовидная.(Рис.)

Частыми находками на поселениях культуры являются железные булавки. Среди них преобладают посоховидные или же с кольцевым навершием. Фибулы встречаются редко, они относятся к раннеримскому времени и обнаружены только не территории Смоленщины. Разнообразны украшения, изготавливавшиеся из железа и бронзы. Это всевозможные ручные и ножные браслеты, перстни, подвески и т.д. Вместе с тем, нельзя не отметить, что в Верхнем Поднепровье комплекс украшений гораздо богаче по ассортименту и количеству, нежели в Пдвинье. Судя по находкам, латенские браслеты, гривны, пекторали, отдельные типы подвесок, их появление на Смоленщине объясняется более тесными связями с югом. Их проникновение на север от скифов шло через посредничество юхновских и милоградских племен.

Частой находкой на поселениях являются грузики типа дьякова. Что же касается пряслиц, то они единичны и в Западном Повинье идентичных как по форме, так и по орнаменту пряслицам культуры штрихованной керамики.

Одной из ведущих отраслей хозяйства днепро-двинских племен уже с самого начала было подсечное земледелие. Об этом свидетельствует большое количество топоров, встречаемых на поселениях, а также споропыльцевой анализ ряда городищ Смоленищины, который показал наличие больших вырубок лесов рядом с поселениями. судя по находкам обгорелых зерен и пыльцы, выращивали пшеницу, ячмень, просо,лен. Не менее важное значение имело и животноводство. Повсеместно кости домашних животных преобладают. Основу стада днепро-двинских племен составляли свиньи и крупный рогатый скот. Лошади и мелкий рогатый скот играли второстепенное значение.

Несмотря на то, что роль охоты была скромнее животноводства, все она была заметной. На некоторых городищах культуры доля костей диких животных достигала 41-45%% (Бураково, Кострица, Федотков). Охота велась на тура, лося, благородного оленя, кабана, медведя, лисицу, выдру, куницу, хорька, бобра и др. животных. По материалам верхне-днепровских городищ можно составить представление и о рыбной ловле. Основными объектами промысла были щука, плотва, язь, линь, лещ и окунь.

Среди домашних ремесел в I тыс. до н.э. одно из центральных мест занимала обработка камня и кости. Для изготовления каменных топоров применялись декорит, гранит, кварциты, диабаз и др. породы камня. Заготовки топоров делались с помощью точечно-ударной техники, после чего окончательная форма доводилась с помощью шлифования. Сверление отверстий производилась с помощью пологого костяного сверла. Костяные изделия изготовлялись из полых и трубчатых костей, зубов и рогов животных путем расщепления, резания, шлифования, скобления, сверления и полировки.

Сыродутный процесс появляется у днепро-двинских племен не ранее второй половины I тыс. до н.э. О повсеместном распространении черной металлургии свидетельствуют находки железного шлака, криц, обломков домниц. Последние найдены на городищах Тербахунь, Кубличи, Бураково. Орудия труда изготовлялись из кричного железа путем дальнейшей обработки. К сожалению, кузнечные орудия редки. Так, например, на городище Урагово найден железный молоток, а на городищах Демидовка, Наквасино, Федотово, Холмец встречались пробои и зубильца. Металлографический анализ днепро-двинских изделий показывает, что кузнецы знали сварку и пакетирование сырья (Гурин).

Хорошо была развита и обработка цветных металлов, о чем свидетельствуют многочисленные находки тиглей, льячек и литейных форм. По-видимому, в отдельных местах уже существовали мастерские, в которых обработка бронзы осуществлялась лющинными мастерами. Остатки такой мастерской обнаружены на городище Новые Батеки, а городище Жарынь в Верхнем Поднепровье найдено скопление из сотен обломков литейных форм. Изготовление вещей из цветных сплавов осуществлялось двумя путями: 1/ при помощи литья, когда нужно было изготовить сложные изделия (кельты, украшения); 2/ способ холодной или горячей ковки для изготовления простых изделий (булавки, шилья, острия и т.д.).

По уровню общественного развития племена днепро- двинской культуры находились на той же стадии, что и носители культуры штрихованной керамики. Иными словами у них существовал развитый патриархат, что подтверждается характером поселений, жилищ, земледелия и т.д. Основной хозяйственной единицей была большая патриархальная семья. Несколько семей объединялись в род.

Как и у других племен раннего железного века, у носителей днепро-двинской культуры преобладало обожествление сил природы. Об этом свидетельствуют различные солярные и атсральные знаки на разнообразных предметах, фигурки коня. О почитании диких животных говорят амулеты, сделанные из костей и зубов медведя, кабана. Важно отметить, что на городищах ДДК в Верхнем Поднепровье были найдены языческие святилища, располагавшиеся в центре жилых площадок. Одно из них обнаружено в среднем слое городища Тушемля и представляло собой круглую площадку диаметром 6 м, окантуренную канавкой, в которой прослеживались столбовые ямы, выкопанные на расстоянии 0,25-0,35 м друг от друга. В самом центре площадки, по-видимому, был установлен идол, от которого сохранилась вертикальная коническая яма, диаметром 0,5 м и глубиной 0,7 м. Точно такие же святилища известны и на др. городищах Смоленщины: Демидовка, Самсонцы. На территории Белоруссии подобные сооружения не известны. Происхождение днепро-двинской культуры пока еще остается не решенным, т.к. и здесь эпоха бронзы не изучена в достаточной степени. Однако, судя по некоторым признакам, можно предположить, что эта культура сложилась на местной основе, возможно, при участии “шнуровиков”. Что касается этнической интерпретации носителей днепро-двинской культуры, то среди исследователей преобладает точка зрения о принадлежности их к балтам. В III-V вв. н.э. в ареал днепро-двинских племен начинают проникать с юга носители киевской культуры. В процессе на смешения к середине V в. н.э. формируется новая культура, получившая название тушемлянской.

 

Зарубинецкая культура

В конце I тыс. до н.э. в Южной Белоруссии получили распространение памятники новой культуры, зарубинецкой, получившей название по грунтовому могильнику у с. Зарубинцы Киевской области, открытому и исследованному еще в 1899 г. известным украинским археологом В.В. Хвойкой.

Ареал зарубинецкой культуры охватывает Среднее Поднепровье до р. Тяслин на юге, Полесье и Верхнее Поднепровье примерно до г. Быхова В начале Iв. н. э. зарубинецкие памятники появляются на Десне, Соже и южном Буге. несмотря на то, что первые поселения и могильники этой культуры были известны еще до революции, по-настоящему серьезное археологическое изучение ее древностей началось только после второй мировой войны. На территории Белоруссии эта работа была начата Славянской экспедицией ИА АН СССР под руководством П. Н. Третьякова. В дальнейшем весомый вклад в изучение зарубинецкой культуры на территории Полесья внесли Ю. Е. Кухаренко и К. В. Каспарова, в Белорусском Поднепровье - А. Д. Поболь.

В настоящее время известно свыше 500 поселений и могильников, на которых изучено свыше 150 жилищ и около 1000 погребений. Культура сложилась на рубеже III - II вв. до н. э. и просуществовала в различных местах до середины I- конца II вв. н. э.

Обширная территория зарубинецкой культуры делится исследователями на три классических варианта: средне-днепровский, верхне-днепровский и полесский. Помимо этого украинские археологи выделяют еще два хронологических варианта: верхне-деснинский и южно-бургский.

В ареале зарубинецкой культуры известны два типа поселений: городища и селища. Однако укрепленные поселения для этой культуры малохарактерны. Чисто зарубинецкие городища известны только на Среднем Днепре. В Верхнем Поднепровье носители зарубинецкой культуры предпочитали занимать старые милоградские жилища, реконструируя оборонительные сооружения. Что касается Полесья, то здесь господствуют селища, которые располагаются либо на 1-й надпойменной террасе, либо в поймах рек на невысоких песчаных всхолмлениях.

Для каждого варианта культуры был характерен свой тип жилого дома. Так, на Среднем Днепре был распространены полуземляночные жилища площадью 12-20 кв. м. с плетнево-каркасной конструкцией стен. Они отапливались каменными или глинобитными очагами, расположенными в центре или ближе к одной стене жилища. В Полесье также преобладали полуземляночные жилища, однако, в отличие от средне-днепровских, они имели срубную конструкцию стен. Их площадь колеблется в пределах 10-24 кв. м. Полуземлянки отапливались глинобитными печами. Подобные постройки выявлены на селищах Велемичи, ремель, Отвержичи Столинского района. Несколько особняком от них стоит полуземляночное жилище, выявленное при раскопках селища у Давид-Городка. / Рис./ Его отличие состоит в том, что оно имело столбовую конструкцию стен. Наконец, в Верхнем Поднепровье преобладающим типом жилого дома была наземная постройка столбовой конструкции площадью 20-25 кв. м. Остатки таких построек открыты на городище Чаплин Лоевского района. Отапливались они очагами, выложенными из камней.

Могильники зарубинецкой культуры бескурганные./ Рис/. По особенностям погребального обряда можно выделить несколько типов: трупосожжения на стороне с помещением остатков кремации и погребального инвентаря на дно могильной ямы; трупосожжения, помещенные в глиняные сосуды-урны; единичные трупоположения; могилы-кенотафы, в которых нет останков человека, но присутствует погребальный инвентарь. Могильные ямы, как правило, неглубокие 0,5 - 0,7 м, овальной формы. В отличие от милоградских погребений, зарубинецкие содержат сравнительно богатый погребальный инвентарь. Вместе с покойным клали горшок, миску и кружку, либо вариации этого набора. Часто присутствуют детали одежды /фибулы, булавки, остатки поясного набора/, украшения /бусы, подвески, браслеты, височные кольца/, реже оружие и орудия труда /наконечники копий, ножи, топоры-кельты, шилья, зернотерки и т. д./. На территории Белоруссии наиболее полно изучен Чаплинский могильник, где выявлено 282 погребения. Значительные раскопки проводились и на территории Белорусского Полесья, где в 50-60-е годы выявлены и изучены могильники Велемичи-1 и II, Отвержичи и др.

Керамика зарубинецкой культуры подразделяется на груболепную и лощеную, поверхность которой заглажена до глянцевого блеска. Первая характерна для поселений, в то время как лощеная преобладает в могильниках. По функциональному признаку всю посуду можно разделить на три группы: горшки, миски, кружки. Наиболее распространенной формой посуды являются горшки. Они имеют отогнутый наружу короткий венчик, сильно профилированное тулово, переходящее в плоское дно. Часть горшков орнаментированна защипами и насечками по краю венчика, налепным валиком с защипами на тулове, кольцевыми бороздками и т. д. / Рис./. Зарубинецкие миски имеют либо округлые бока и не выделенный венчик, либо наоборот, сильнопрофилированное ребристое тулово. Часть мисок сделана на кольцевом поддоне, но этот признак характерен, в основном, для посуды Полесья и Среднего Поднепровья, на Верхнем Днепре они единичны. /Рис./. Кружки представляют собой невысокие сосуды с ручкой./Рис./. Отличительной чертой зарубинецкой культуры является сильное влияние на нее латенской культуры, которое проявляется прежде всего в большом количестве обнаруженных в могильниках бронзовых и железных фибул средне- и поздне- латенской схемы. Вместе с тем на их основе сложился местный тип фибул с треугольным щитком на ножке. Часто он украшался пунсонными вдавлениями. Эти фибулы четко вписываются в ареал культуры, отчего они получили название фибулы зарубинецкого типа. /Рис./. Помимо них часто встречаются подковообрзные фибулы, служившие также застежкой для верхней одежды.

Зарубинецкая культура носит ярко выраженный земледельческий характер. Помимо топоров-кельтов, которые могли применяться для посеки в 1991 г. на городище Уваровичи была найдена рабочая часть рала с железным наконечником. Частой находкой на поселениях и могильниках являются серпы, которые по своей форме и конструктивным особеннстям, в частности, по крючку на пятке близки к милоградским. К земледельческим орудиям труда относятся и каменные зернотерки, сделанные из крупных валунных камней.

Железные ножи, встречаемые на поселениях и могильниках, подразделяются на два типа: 1/ ножи с горбатой спинкой; 2/ ножи с прямой спинкой. Первые встречаются, в основном, в ранних комплексах, уступают впоследствии ножам с прямой спинкой. Среди других орудий труда преобладают железные шилья.

Среди оружия преобладают втульчатые наконечники копий и двушипные наконечники дротиков. Встречаются, хоть и редко, втульчатые наконечники стрел с ромбической головкой.

Что же касается глиняных пряслиц, то они весьма разнообразны. Большая часть их аналогична милоградским, но встречаются и обычные плоские кружки с отверстием.

Разнообразны украшения и детали одежды. Как уже отмечалось, в зарубинецкой культуре отмечается большое разнообразие фибул, что сближает ее с такими центрально-европейскими культурами, как ясторфская, латенская, пилворская и др. Помимо латенских фибул в могильниках встречаются провинциально-римские, причерноморские, глазчатые и др. типы фибул. Различны булавки, сделанные обычно из бронзы. Среди них привлекают внимание крупные экземпляры со спиралевидным навершием. Дело в том, что подобные булавки были характерны для лужицкой культуры эпохи бронзы, и появление их в эпху позднего латена представляет собой своеобразный ренессанс./Рис./ Помимо спиралевидных встречаются также посоховидные, кольцевидные и др. типы булавок. Украшения рук характеризуются спиралевидными и проволочными браслетами и кольцами. Разнообразны стеклянные бусины, поступавшие из городов Северного Причерноморья: золоченые, глазчатые, моно и полихромные. Среди привозных изделий с юга встречаются греческие амфоры для вина.

Ареал зарубинецкой культуры охватывает обширную территорию с различными природно-климатическими зонами, что не могло не сказываться на характере земледелия. Естественно предположить, что в лесных районах Полесья и Верхнего Поднепровья преобладало подсечное земледелие, в то время как на Среднем Днепре и некоторых районах Белоруссии скорее всего получила развитие переложная система земледелия с обработкой земли с помощью пахотных орудий. Палеоботанические данные свидетельствуют, что носители зарубинецкой культуры выращивали пшеницу, просо, ячмень, горох, коноплю, лен, корнеплоды.

Не менее важное значение имело и животноводство. Домашнее стадо зарубинецких племен состояло из крупного рогатого скота, свиней, мелкого рогатого скота и лошадей. Судя по составу стада, можно утверждать, что животноводство носило припоселковый характер.

Охота и рыболовство у носителей зарубинецкой культуры играли несравненно меньшую роль, чем у более северных племен. Известно, что охота велась на кабана, лося, благородного оленя, тура, зубра, медведя, косулю, зайца. На Чаплинском городище известны кости диких птиц: чирка, кряквы, серого гуся, куропатки, но их связь с зарубинецким слоем не доказана. Судя по костям рыб, объектами рыбной ловли были щука, судак, сом, осетр, лещ, линь, плотва.

Что касается общественного устройства, то именно зарубинецкая культура стояла, по-видимому, на более высокой ступени развития. Основой общества была уже малая семья, но еще не потерявшая связь с такими же родственными семьями. Так, на Пилипенковой Горе возле Канева 8-10 жилищ образовывали компактную группу с общей хозяйственной территорией. По мнению Е. В. Максимова, такие группы жилищ, символизировали пережитки древних традиций господства большой патриархальной семьи. Вместе стем ряд исследователей /П. Н. Третьяков, Е. В. Максимов/ допускают возможность на позднем этапе существования переходного периода: от семейной к территориальной общине. Анализ зарубинецких могильников позволяет так же высказать предположение о существовании, по крайней мере, имущественного неравенства.

Происхождение зарубинецкой культуры окончательно не выяснено. Высказанное еще в 1950 годах предположение В. Н. Даниленко о формировании ее на основе милоградской культуры, в настоящее время никем из исследователей, за исключением Л. Д. Поболя, не разделяется. Свою точку зрения в начале 60-х гг. высказал Ю. В. Кухаренко. Он считал, что зарубинецкая культура сложилась на основе поморской культуры и культуры подклошевых погребений. Первоначально поморские племена проникли в Западное Полесье, а оттуда распространились в Среднее и Верхнее Поднепровье. Однако, как показал П. Н. Третьяков, полесская группа зарубинецкой культуры ничуть не старше средне-днепровской и верхне-днепровской. Учитывая эти замечания, свою версию предложил ленинградский археолог Д. А. Мачинский, чья точка зрения сейчас разделяется большинством исследователей. По его мнению, локальные группы зарубинецкой культуры складываются в результате одновременного притока населения из различных регионов культуры подклошевых погребений. Своеобразие отдельных вариантов зарубинецкой культуры объясняется и участием всех формирований местных племен. Так, например, если в Полесье и на Верхнем Днепре ощутимо влияние определенных милоградских традиций, то на Среднем Днепре более выражены позднескифские черты. Таким образом формирование зарубинецкой культуры явилось результатом смешения пришлых племен, принесших сюдалатенские культурные традиции, с местными племенами.

Несмотря на относительно хорошую изученность зарубинецкой культуры остается спорным вопрос об этнической принадлежности ее носитлей. Ряд исследователей /П. Н. Третьяков, Л. Д. Поболь, Е. В. Максимов и др./ видят в ней предков славян. Объяснение этому они видят в том, что в области расселения зарубинецких племен преобладает славянская гидронимия. С другой стороны они пытаются выстроить цепочку преемственности между зарубинецкой культурой и киевской, киевско-колочинской, а колочинской с летописными славянами. Другая группа исследователей /В. В. Седов, И. П. Русанова, Э. М. Загорульский/, отвергая славянскую принадлежность носителей колочинской культуры, в которой они видят балтов, естественно, высказываются и за балтскую основу зарубинцев. Наконец, существует и третья точка зрения, распространенная среди некоторых петербургских исследователей, которые отмечают в этой культуре сильные германские черты.

К концу II в. н. э. зарубинецкая культура повсеместно прекращает свое существование и с этого времени вплоть до V в. н. э. историческая ситуация в Южной Белоруссии остается во многом неясной. Это прежде всего касается Полесья, где практически нет памятников III- V вв. н. э.

Киевская культура

На большей части Белорусского Поднепровья и на самом Востоке Полесья в конце II- середине V вв. н. э. были распространены памятники киевской культуры, открытой в конце 40-х - начале 50-х гг. украинским археологом В. Н. Даниленко. Ареал киевской культуры помимо белорусских земель включал в себя северную часть Среднего Поднепровья, Подесенье и смежные районы лесостепи. Активное изучение памятников культуры началось не так давно, в 60-70-е гг. На территории Белоруссии единственным крупным исследователем культуры был и остается Л. Д. Поболь, исследовавший несколько могильников и селищ на территории Могилевского Поднепровья.

Единственным типом поселений киевской культуры являются селища. Они расположены либо на приречных участках 1-й надпойменной террасы, либо на дюнных всхолмлениях в поймах рек. Обычно селища имеют небольшие, 0,5-2,0 га размеры, однако, на территории Белоруссии известны известны и крупные поселения площадью до 10 га. К их числу относятся селище Адаменка и Таймоново в Быховском районе. Нередко селища располагаются “гнездами” по 3-5 в каждом. На поселениях открыто немало построек, позволяющих представить внешний облик и интерьер жилого дома. На территории Белоруссии известно 2 типа жилья: 1/ полуземлянки; 2/ наземные дома. Полуземляночные жилища имеют обычно квадратную или прямоугольную в плане форму. Их площадь колеблется от 8 до 24 кв. м. Обычно они имеют столбовую, реже срубную конструкцию стен. Как правило, в центре котлована прослеживаются следы от столба, поддерживавшего кровлю. Жилища отапливались каменными очагами или печами-каменками. Наземные постройки имеют примерно такие же размеры и столбовую конструкцию стен. Рядом с домами обычно размещались ямы-погреба чашеобразной или колоколовидной в плане форм. Могильники киевской культуры грунтовые. Кремированные останки покойных вместе с остатками костра помещались на дно неглубокой ямы. Особенностью погребального обряда является бедность инвентаря. Обычно в захоронениях находят обломки сосудов, реже - детали костюма и украшения.

Керамика киевской культуры лепная. Преобладают слабопрофилированные или ребристые горшки больших размеров. Обычно они толстостенные, с плохо заглаженной поверхностью. Орнамент в виде насечек или пальцевых вдавлений по краю венчика и расчесы гребенкой на тулове встречаются крайне редко. Столовая посуда представлена мисками и горшковидными сосудами. Часть ее лощеная, однако качество лощения гораздо хуже, чем у посуды зарубинецкой культуры.

Из железа изготавливались такие орудия труда, как серпы, шилья, скобели, ножи с прямой спинкой. Предметы вооружения и снаряжения всадника представлены наконечниками стрел, шпорами, конской сбруей. Находки из глины представлены тиглями, льячками, грузилами, уплощенно-биконическими пряслицами с широким отверстием. Впервые на территории Белоруссии именно в этой культуре отмечены каменные жернова. Встречаются также точильные бруски и зернотерки.

Из соседних культур наибольшее влияние на киевскую оказала более развитая черняховская культура, через которую поступала в ареал киевской культуры большая часть вещей провинциально-римского облика. К их числу относятся костяные гребни, некоторые типы пряжек и фибул, стеклянные бусы, металлическая и краснолаковая посуда, бронзовые пинцеты и т. д. Своеобразной чертой киевской культуры можно считать значительное число вещей с эмалями. Среди них выделяются так называемые лунницы-подвески, на концах которых имеются эмалевые вставки. Как доказано исследованиями, эти лунницы производились на месте. Эмалевые вставки изготовляли из бусин путем их расплавки и последующей заливки в соответствующие гнезда на лунницах. Собственно черняховские находки в белорусском ареале культуры редки: это единичные фрагменты гончарной посуды.

Происхождение киевской культуры трактуется неоднозначно. П. Н, Третьяков, В. Н. Даниленко, Л. Д. Поболь напрямую видели ее генетическую связь с зарубинецкой культурой. Для Л. Д. Поболя памятники III -V вв. этой территории не новая культура, а просто поздний этап зарубинецкой культуры. Несколько сложнее видят генезис киевских племен Р. В. Терпиловский, А. М. Обломский и некоторые другие исследователи. По их мнению, основой сложения киевской культуры стали не классические, а поздние зарубинецкие памятники при возможном влиянии некоторых западных /пшеворская/ и северных культур. Нет единства мнений и в вопроссе этнической принадлежностиносителей киевской культуры. В. Н. Даниленко, П. Н, Третьяков,В. Д. Баран, Р. В. Терпиловский и ряд других исследователей относят ее к славянам, считая, что на основе киевской возникают последующие славянские культуры раннего средневековья: пеньковская и колочинская. С ними не согласны В. В. Седов и И. П. Русанова, которые относят эту культуру к кругу балтских древностей.

 

Вельбарско-цецельская культура.

В конце II-III вв. н. э. в Западном Полесье появляются памятники вельбарско-цецельской культуры, которая сформировалась к середине I в. н. э. на Польском Поморье и в низовьях Вислы. Начиная с середины второй половины II в. носители культуры, в составе которых были германские племена готов и ипидов, начинают активное движение на юго-восток. Скопление вельбарских памятников особенно заметно в Побужье и в верховьях Припяти. На территории Белоруссии известен ряд могильников этой культуры: Скорбичи, Величковичи, Иванчицы и особенно Брест-Тришин, на котором на протяжении 60-70-х гг. Ю. В. Кухаренко обнаружил 75 погребений. Могильник в Брест-Тришине, как и все другие могильники этой культуры, грунтовый, содержал трупосожжения на дне ям, реже - погребальных урнах. Вместе с кальцинированными костями в захоронениях встречаются глиняная посуда, фибулы, пряжки, костяные гребни, пряслица, иглы и т. д. Глиняная посуда, обнаруженная в могильнике, разнообразна. Это горшки, вазовидные сосуды, миски, кувшины, кружки, миниатюрные сосудики. Горшки обычно толстостенные, груболепные. Их поверхность нередко имеет шероховатую или даже храповатую поверхность. Остальные виды посуды сделаны очень тщательно. Их поверхность хорошо заглажена или залощена. Большинство типов сосудов имеет прямые аналогии в вельбарских памятниках основного ареала, в тоже время некоторые формы наблюдаются и в пшеворской культуре.

На территории могильника обнаружено 30 бронзовых фибул, относящихся к группам подвязных и гребеньчатых североевропейских форм. Много в погребениях и других деталей костюма: пряжек, наконечников ремней. Пряжки двучастные и одночастные. Украшения редки: это обломок браслета, подвески в виде ножа, ключа и топорика, и римские монеты с отверстием для подвешивания, единичные бусины из стекла, янтаря и серебра. Характерной находкой в могильнике являются одно- и многопластинчатые костяные гребни различных типов. Орудия труда встречаются крайне редко. Среди них иглы, пряслица, точильные бруски. Время функционирования могильника - последняя четверть II- середина III вв. н. э. Отдельные захоронения III в. н. э. известны и восточнее. Так, например, несколько погребений сходных с вельбарскими, известно в Делемичском могильнике. Однако, восточнее Горыни носители вельбарской культуры не проникали, как нет здесь и памятников киевской культуры.

БЕЛОРУССИЯ В VI-VIII ВЕКАХ.

 

Первые достоверно - славянские памятники на территории Белоруссии появляются в V в. н. э. и связаны с носителями пражско-корчакской культуры. Они характерны для поречья Припяти и ее правобережных притоков. Впервые раннеславянские материалы открыл еще в 30-е годы в Петрикове А. Д. Коваленя, однако, серьезное изучение их началось раскопками городища и селища возле д. Хотомель Ю. В. Кухаренко только в 50-е годы. В настоящее время продуктивные изыскания на памятниках пражской культуры ведет В. С. Вергей. Как и в основном регионе культуры, в белорусском Полесье преобладают неукрепленные поселения, располагавшиеся в поймах рек на едва заметных всхолмлениях или же на краю надпойменной террасы. Очень часто прослеживается гнездовое размещение поселений, по 2-4 в каждой группе. На селищах выявлены только полуземляночные жилища срубной конструкции площадью 8-16 кв. м.. Отапливались эти постройки печами, сделанными из глины и камней. На селище у д. Остров Пинского района отопительные системы представляли собой очаги, выложенные из кусков железного шлака, что для культуры в целом необычно.

Городища пражской культуры в белорусском ареале редки и служили скорей всего в качестве убежищ. Наиболее известным является Хотомельское городище, исследованное почти полностью. Оно было устроенно на краю возвышенности, которая вдается в пойму р. Горынь. Городище было укреплено двумя дугообразными валами и рвами. По гребню валов были установлены дубовые клети, заполненные песком. Культурные напластования на городище зольной прослойкой расчленялись на два слоя. Нижний из них относился к пражской культуре, верхний- к культуре типа Луки Врублевецкой. Нижние напластования оказались бедны на находки: здесь выявлены фрагменты лепных сосудов и единичные вещи, в частности трехлопастной наконечник аварской стрелы. Более разнообразны находки верхнего слоя: ножи, долото, пряслица, наконечники копий, стрел, пластинки от защитного панциря, скоба-обойма от портупеи, удила, обломок браслета и семилучевое височное кольцо. Керамика верхнего горизонта, сохраняя преемственность с пражской, в то же время имеет более профилированную форму.

Рядом с городищем находилось селище, синхронное верхнему горизонту культурного слоя городища и датируемое VIII-IX веками. Его раскопками выявлено 16 полуземлянок, располагавшихся двумя рядами вдоль внешнего вала и много хозяйственных ям. Жилища имели прямоугольную форму, их площадь 12-24 кв. м. Вокруг котлованов прослеживались ямы от столбов, свидетельствующие о столбовой конструкции стен. Жилища отапливались печами, сооруженными на деревянном каркасе. В отличие от городища, где много предметов вооружения, на селище преобладал хозяйственный инвентарь: ножи, сошники и чересло, остроги, серпы, долото, пряслица, точильный брусок. Наряду с лепной посудой на селище обнаружена уже и гончарная посуда, характерная для IX-X вв.

Материалы городища и селища Хотомель наглядно показывают процесс перерастания обычного родового поселка в поселение, в котором преобладали дружинники.

Как и во всем ареале пражской культуры, погребальные памятники на территории Белоруссии характеризуются двумя видами: курганные и грунтовые. Преобладают вторые. Они известны у деревень Хотомель и Хорск. Один курган с пражской керамикой был исследован Л. Д. Поболем возле д. Семуродцы на Туровщине. Во всех погребениях отмечены трупосожжения в урнах или на грунте. Инвентарь, за исключением посуды, отсутствует. Керамический комплекс представлен относительно высокими сосудами с невысоким, едва ото

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУРС АРХЕОЛОГИЯ БЕЛАРУСИ

Тема Бронзовый Век... Среднеднепровская культура Поселения среднеднепровской культуры занимают...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Прибалтийская культура шнуровой керамики

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Среднеднепровская культура
Ее хронологические рамки - 2400 - 1500/1400 и до н.э., носители средневековой культуры проживали на небольшой территории в Среднем Поднепровье (Киевская обл., Черкасская обл.). В конце III - нач. I

Сосницкая культура
Во второй половине II тыс. до н.э. почти на той же территории, которую занимала среднеднепровская культура, распространяются памятники сосницкой культуры. Свое название она получила от поселения у

Полесская группа культуры шнуровой керамики
В Западном Полесье примерно в 1800 - 1400 гг. до н.э. получили распространение памятники особой полесской группы культуры шнуровой керамики. Поселения этой культуры располагались на песчаных вехолм

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги