Мировоззрение Средних веков и эпохи Возрождения

Стержнем любого мировоззрения является связь человека и мира. Его можно условно разделить на три вида отношений:

1) Бога и человека;

2) человека и Природы;

3) человека к самому себе.

Согласно мировоззрению Средних веков, Бог ‒ высшая ценность, Природа ‒ символ Бога, а человек – смиренный раб Божий. Средневековое познание было направлено не столько на открытие законов видимого мира, сколько на осознание символического значения предметов и явлений.

В эпоху Возрождения произошла мировоззренческая революция. На первое место вышло отношение человека к Природе. Отношения же человека к Богу и самому себе стали рассматриваться как производные. В представлении людей, мир небесный и мир земной настолько близки, что проникают друг в друга. Поэтому не только Бог, но и Природа, и сам человек достойны познания. Более того, любая точка зрения о Природе и человеке имеет право на существование, в том числе, и содержащая новое. Причем, именно то мнение предпочтительней, в котором больше новшества. Удивительно то, что мыслители Возрождения эту новизну искали в Античности.

В эпоху Возрождения рациональное и мистическое познание составляли единое целое. Напротив, мыслители Нового времени пришли к выводу, что для блага познания необходимо разум освободить от мистического влияния. Создателями методологии познания Нового времени явились английский философ Френсис Бэкон (1561 – 1626) и французский философ и ученый Рене Декарт (1596 – 1650).

Таким образом, эпоха Возрождения подготовила появление классического естествознания.