рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Крест центрального купола

Крест центрального купола - раздел Образование, Искусство севера Руси На Кресте Центрального Купола Находится Свинцовая Фигура Голубя — Символа Свя...

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

Во время Великой Отечественной войны, 15 августа 1941 года, фашистские войска оккупировали Новгород. При одном из авианалётов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и повис на крепёжных тросах, и комендант города распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию.

По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора; крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007.

 

Магдебургские (Корсунские, Плоцкие, Сигтунские) врата (польск. drzwi płockie) — название бронзовых дверей придела Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде. В течение нескольких веков врата служили торжественным входом в собор. В настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу ведёт архиепископ Новгородский и Старорусский Лев.

По одной из версий эти врата сделаны в 1153 году в городе Магдебурге и предназначались для собора Успения Приснодевы Марии в Плоцке, и в Новгороде врата появились во второй четверти XV века. Впервые двери придела Рождества Богоматери упоминаются XVIII веке в описях Софийского собора, где они именуются Корсунскими, а в описи 1803 года они обозначены как «немецкие». С середины XV века бытовала легенда, о том врата привёз Великий Князь Владимир из Византии и их до появления новой версии называли Корсунскими. В версии, опубликованной Ф. Аделунгом в 1823 году, эти врата являются воинским трофеем новгородцев, ходивших по морю в 1187 году в шведскую столицу Сигтуну.

Сделаны врата западноевропейскими мастерами. Этим объясняется католический, а не православный характер рельефных изображений, которыми они покрыты. Сцены из Ветхого и Нового Заветов с фигурами людей, животных, архитектурными деталями сделаны с большим художественным мастерством. Среди фигур, изображённых на вратах, находятся магдебургский епископ Вихман (1152—1192) и плоцкий епископ Александр (1129—1156). По их заказу ворота были изготовлены в 1152—1154 годах. Также на вратах присутствуют изображения сотворивших их мастеров-литейщиков Риквина (с весами в правой и клещами в левой руке) и Вайсмута (с клещами в руках). Между фигурами немецких создателей помещена фигура русского мастера Авраама. У каждой из трёх фигур сделаны надписи: на латинском языке у фигур Риквина и Вайсмута и на русском у фигуры Авраама. Авраам, по преданию, собрал пластины, на которые врата были разобраны для перевозки из Швеции. По одной из версий, он был современником и сотрудником Риквина и Вайсмута, по другой — жил несколько веков спустя, руководил поновлением ворот и добавил свой автопортрет. Дверные рукояти, согласно средневековой традиции, имеют вид звериных масок с прикреплёнными к их челюстям двуглавыми змеями, служащими назидательным образом Ада и напоминающими входящему о грядущем Страшном Суде. В пасти у масок — головы грешников. Над композициями вырезаны латинские надписи, под ними — русские переводы. В правом углу левой створки — редкое изображение сотворения Евы. Кентавр (Китоврас), целящийся из лука, — олицетворение двойственности человеческой натуры.

Во время шведской оккупации в XVII веке шведский король, веря, что эти ворота из Сигтуны, пытался их возвратить, но его военачальник, опасаясь гнева горожан, оставил врата на месте.

 

 

В XII в. большие храмы уступают место скромным однокупольным церквам, таким, как церковь Спаса на Нередице близ Нов­города. Этот прославленный памятник, как и многие другие на новгород­ской земле, был зверски раз­рушен фашистами во время войны. Понадобились огром­ные усилия реставраторов, чтобы вернуть ему прежний облик.

Небольшой однокуполъный храм оставляет впечатление сдержанной мощи. На фресках— образы библейских пророков с горящими глазами. Они дышат грозной энергией. В этих лицах воля и мужество новгородцев. Вот пророк Аарон. Так мог выглядеть и библейский свя­щенник, и новгородский старик-крестьянин. Как былинный богатырь, высится над нов­городскими просторами Георгиевский со­бор Юрьева монастыря. Близка по стилю новгородской и архитек­тура Пскова

 

Храм Преображения Господня, или Спаса-на-Hередице, был построен в 1198 году. Он расположен близ Великого Hовгорода на правом берегу Волхова на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым городищем. Летописи отмечают, что церковь была возведена за один сезон в период правления новгородского князя Ярослава Владимировича.

Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России.

В период Великой Отечественной войны церковь находилась в районе активных боевых действий. В результате практически все росписи были утрачены. В 1956-1958 годы храм восстановили.

В 2001 году археологи обнаружили в нем гробницу с останками московского князя Афанасия Даниловича, потомка Рюриковичей, брата Ивана Калиты и внука Александра Hевского, захороненного здесь, по летописным источникам, в 1322 году.

Комплексная архитектурная реставрация церкви Спаса-на-Hередице завершилась в 2004 году.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Искусство севера Руси

Новгородские храмы отличались простотой и крепостью всякие украшения новгородцы считали лишними Их пленяли могучие силь ные...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Крест центрального купола

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Архитектура Новгорода 11-14 вв.
Великий Новгород был отделен многими верстами густых лесов от Киева, Владимира и затем от Москвы. Все это определило его особую судьбу и особый стиль в искусстве и архитектуре. В течение н

Софийский собор в Новгороде
В начале XI в. новгородцы по примеру Кие­ва построили свой Софийский собор. Нов­городский храм проще, лаконичнее, чем киевский, но в то же время более и выразительный.   Собо

Архитектурные особенности
Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним помимо новгородской Софии относятся: Софийские соборы в Киеве и Полоцке,

Росписи и иконы Софийского собора
Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от средневековых фресок остались лишь фрагменты купола и «Константин и Елена» в Мартирьевской паперти. Есть версия, что это изображение должно было ст

ХРАМЫ ВЛАДИМИРА
В XII в. Киевскую Русь начинают раздирать княжеские междоусобицы. Центр русского государства перемеща­ется на север. В 1108 г. Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, ос­новал на берегу К

Дмитриевский собор
Дмитриевский собор во Владимире строил­ся уже после смерти Андрея Боголюбского, возведён Всеволодом Бо

История
До недавнего времени в литературе была принята датировка храма по Н. Н. Воронину — 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского о том, что церковь Покрова была построена в память о п

Архитектура
Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги