Организация научно-исследовательской работы в музее

Музеи, являющиеся структурными подразделения­ми академий наук, научно-исследовательских институтов и вузов, работают по общему с ними плану и совместно организуют свои исследования. Но большинство музеев являются самостоятельными учреждениями, и разнооб­разие выполняемых ими функций придает особую важ­ность вопросам организации их научных исследований. Научная работа музеев, с одной стороны, должна соотноситься с общими направлениями научного по­иска в области профильных дисциплин и вносить свой вклад в фундаментальные исследования. Но с другой стороны, она должна учитывать полифункциональный характер музея и в силу этого сохранять известную специфику. Первостепенными для музеев являются темы, связанные с изучением музейных предметов и среды их бытования, а также темы, способствующие постоянному пополнению фондов, максимально про­должительному хранению и эффективному использо­ванию собранных материалов.

В основе планирования исследовательской работы лежит создание перспективных планов, рассчитанных на несколько лет. Работа по такому плану обеспечива­ет преемственность и логическую связь в исследова­ниях, препятствует необоснованной смене тематики у отдельных сотрудников и в конечном итоге способ­ствует росту профессиональной квалификации науч­ных коллективов. Сроки, отводимые на проведение тех или иных изысканий, зависят от сложности темы, ее обеспеченности кадрами и финансовыми возмож­ностями музея. Небольшие темы разрабатываются обычно в течение года, продолжительность более сложных варьируется в пределах двух — пяти лет. С планированием неразрывно связана координация деятельности музеев с другими научными учреждения­ми, что помогает не только избежать неоправданного дублирования, параллелизма и несогласованности в ис­следованиях, но и оказывать взаимную помощь в прове­дении изысканий. В области профильных дисциплин музеи используют такие формы координации своих ис­следований с другими научными учреждениями, как совместные научные заседания, конференции, круглые столы, экспедиции, единые проблемные планы.

Многие научные исследования в музеях осуществ­ляются коллективно — усилиями отделов или секторов, а для разработки некоторых тем формируются времен­ные коллективы в виде проблемных групп. В крупней­ших музеях мира иногда создаются специальные науч­но-исследовательские структуры. В 1931 г. для изучения коллекций Лувра была основана научно-исследователь­ская лаборатория, которая теперь называется Научно-исследовательской лабораторией Музеев Франции. Она занимается изучением и датированием произведе­ний искусства и других старинных предметов, наблюда­ет за скрытыми процессами с помощью микроскопии, флуоресценции в ультрафиолетовых лучах, фотографи­рования в инфракрасных лучах, радиографии. В лабо­ратории используется разработанный в Лувре ускори­тель элементарного анализа — установка AGLAE, снаб­женная в том числе и специальным прибором для анализа с использованием тепловых протонов, который специально предназначен для изучения произведений искусства.

Свои изыскания музеи публикуют в сборниках на­учных статей, монографиях, журналах, отчетах экспе­диций. Ряд продолжающихся музейных изданий полу­чил широкое признание в научном мире. Таковы, например, «Труды Государственного Эрмитажа», «Со­общения Государственного Эрмитажа», «Сборники Музея антропологии и этнографии», и др. Наряду с этими традиционными типами изданий музеи используют и специфические издания, характерные только для них и родственных им учреждений — опи­сания и обзоры коллекций, научные каталоги по раз­делам фонда или видам искусства, научные альбомы, публикации доку­ментов, путеводите­ли по фондам и экс­позиции.

Результаты мно­гих своих изыска­ний музеи отражают в коллекциях, вы­ставках и экспози­циях.

***

Вся деятельность музея прямо или косвенно опира­ется на научные исследования. Без них невозможно ни успешное комплектование фондов, ни максимально продолжительное их хранение, ни создание полноцен­ной экспозиции, ни проведение действенной культур­но-образовательной работы. Поэтому научные иссле­дования являются необходимым условием нормально­го функционирования музея.

Направления научно-исследовательской работы музея обусловлены его полифункциональным харак­тером и связаны как с научным поиском в рамках про­фильных научных дисциплин (истории, биологии, ис­кусствознания, литературоведения и т. д.), так и с изы­сканиями в области музееведения.

Одна из особенностей научно-исследовательской работы в музеях заключается в ее органической связи с комплектованием фондов, с пополнением их материалами, полученными в процессе исследования. Фор­мированием коллекций занимаются и специализиро­ванные научные учреждения, однако в силу сложив­шейся практики все собранное ими в конечном счете передается в музей на «вечное хранение». В музеи ис­торического профиля поступают археологические на­ходки и этнографические материалы, в естественно­научные музеи — природные объекты, найденные во время экспедиций.

Разрабатываемая музеями проблематика основы­вается главным образом (но не исключительно) на изу­чении музейных предметов, составляющих музейный фонд. Сотрудники же специализированных научных учреждений чаще всего работают с материалами, со­средоточенными в хранилищах других организаций.

От прочих научных учреждений музеи отличают­ся и формами публикации результатов своих исследо­ваний. Эти результаты находят отражение не только в печатной продукции, но и в научно подобранных и обработанных коллекциях, а также в экспозициях и выставках.

Научно-исследовательская работа в музеях нуж­дается в правильной организации и планировании, чтобы отдельные темы согласовывались между собой, становясь звеньями единой цепи проблем, решение которых имеет наиважнейшее значение для развития музея. В поисках кратчайших и наиболее рациональ­ных путей решения насущных задач музеи координи­руют свои усилия с деятельностью других музеев и специализированных научных и учебных учрежде­ний. Музеи предоставляют свои коллекции истори­кам, археологам, этнографам, искусствоведам, палеон­тологам, биологам, литературоведам и другим специа­листам, тем самым принимая участие в их работе. Собственные исследования музеев открывают для на­уки новые источники и обогащают разработку пробле­матики профильной науки.