Сущность политической идеологии

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...

1. Сущность политической идеологии……………………………………...

2. Функции политической идеологии………………………………………

3. Политические идеологии в постсоветской России …………………….

Заключение …………………………………………………………………..…

Список использованной литературы и источников…………………………...


Введение

Политическая идеология - "система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.)

Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному, выполняя при этом различную социальную роль.

Политические теории и политические идеологии существенно отличаются друг от друга. Политические теории не претендуют на создание законченных систем, раз и навсегда постигших истину. Они открыты для новых идей и решений, отличаются критичностью к своим выводам. Идеологии же подчинены диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и социальную истинность.

Политологи-исследователи, говоря словами Макиавелли, исходят из действительной правды вещей, а не воображаемой. Идеологи вполне могут поступиться истиной и отдать приоритет руководящим принципам, поступиться действительным ради должного.


Сущность политической идеологии

Политическая идеология представляет собой одну из наиболее влиятельных форм политического сознания, воздействующую на содержание властных отношений,… Американский теоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая… Большинство ученых трактуют политическую идеологию какопределенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной…

Функции политической идеологии

Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют эту… Идеологии выполняют мобилизующую и интеграционную функции, объединяющие людей… Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления действительности и…

Политические идеологии в постсоветской России

Рассмотрим структуру и основные составляющие идеологического спектра современного российского общества. В структурном плане произошли существенные изменения, характеризующиеся… Вместе с тем, отчетливо обозначились контуры новой модели идеологического спектра — в виде своеобразного треугольника…

Заключение

В течение многих веков общество и государство в России руководствовались национальной идеологией, основанной на православии, патриотизме и верховенстве самодержавной власти. Национальные идеи, менявшиеся время от времени, были не только тесно связаны с этой идеологией, а прямо вытекали из нее.

По мере социально-экономического развития вызревала и усиливалась объективная потребность в светской политической идеологии. Ее формирование в России началось значительно позднее, чем на Западе и под его сильным влиянием.

В то время как на Западе политические идеологии не только развивались, но и постепенно утверждались в общественной и государственной жизни по мере развития и утверждения на политической сцене тех сил, которые эти политические идеологии взяли на вооружение, в России картина была обратной. Здесь ни политические идеологии не получили достаточного развития, ни политические силы, их исповедующие. Воспринимавшиеся не только как оппозиционные, но и как враждебные по отношению к господствовавшей официальной государственной идеологии, они подавлялись правящими властями не только в царские, но и в советские времена.

Поиски современной политической идеологии, возобновившиеся в начале 90-х годов ХХ в. после длительного перерыва, идут в России трудно. Те государственные идеологии, которые господствовали в России в самодержавный период, а затем в советское время, были вне критики и конкуренции. При них таких поисков, какие ведутся сейчас, не могло быть по определению.

Наиболее интенсивная работа по созданию современных политических идеологий ведется на правом фланге политического спектра, в частности, на нивах либерализма и консерватизма. На левом же фланге активность проявляет социал-демократия. Другие идейно-политические течения используют главным образом традиционные для них идеологии, уповая, очевидно, на их фундаментальность.

В то время как идеология современных российских либералов практически мало чем отличается от идеологии их западных единоверцев, идеология наших консерваторов весьма отличается от западных аналогов.

Социальная база всех новых российских идеологий весьма ограничена, что объясняется главным образом нынешним состоянием российского общества.

В целом можно считать, что нынешнее российское общество и в том числе основная часть наших элит деидеологизированы и ориентируются сугубо на экономические и хозяйственные дела.

Отсутствие мощного трансклассового среднего класса в России всегда вело к тому, что общественная почва здесь была благоприятна для развития и утверждения радикальных и даже экстремистских идеологий (коммунистической, националистической, фундаменталистских) и тех политических сил, которые были ими вооружены.

Если исходить из того, что идеологии либерализма и консерватизма исторически формировались как мировоззрения главным образом имущих классов и их политических сил, а социал-демократическая идеология как мировоззрение преимущественно среднего класса, то можно констатировать, что все эти идеологии и политические силы, стоящие за ними, имеют в сегодняшней России слабую базу. По этой причине в ближайшие годы более благоприятные перспективы у нас имеют те идеологии и те политические силы, которые базируются на радикализме. Чем сложнее ситуация, чем труднее жить людям, тем больше шансов для разного рода радикалов внедрять в общественное сознание свои взгляды, добиваться популярности и общественной поддержки, в том числе на различного рода выборах.


Список использованной литературы и источников

 

1). Поликарпова Е.В. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе. Ростов-на-Дону. 2002.

2). Мэнюэль Ф.Э., Мэнюэль Фр.П. Утопическое мышление в западном мире. М., 2000

3). Васильев Л.С. Восток и Запад в истории (основные параметры проблемы) // Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000.

4). Волков Ю.Г. Манифест гуманизма (Идеология и гуманистическое будущее России). М., 2000.

5). Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М., 2000.

 

интернет-ресурсов:

1). www.oper.ru

2). www.nasledie.ru

3). www.ideologiya.ru

5). www.teoria-practica.ru

6). www.orossii.ru

7). www.novopol.ru

 

Мои

http://grachev62.narod.ru/krasnov/ch_40.htm

http://www.i-u.ru/biblio/archive/pugachev_politolog/polit17.aspx

http://history-ap.narod.ru/Zimin/UMK_Zimin/Mukhaev_R_T/6/15.htm