ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЯТСКОГО КРАЯ.

ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЯТСКОГО КРАЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Первый интерес к памятникам древности относится еще до появления археологии как научной дисциплиной. Первый этап накопления знаний – формирование преданий легенд о различных памятниках на бытовом уровне. Крестьяне так пытались объяснить почему около поселения находится городище или почему находятся древности. Легенды были связаны с Разиным например. Здесь так же кроме легенд о кладах и разбойниках были связаны представления о не чистой силе и места были запретными и не желательными для посещения экскурсий – находки там костей могильников.

Самое раннее сообщение о памятниках рассказ - о елабужском городище в истории казанского царства (казанский летописец). Источник этот был написан в 60-е годы 16 века. И к этому времени на территории городища было языческое святилище. На городище есть река тайма и городище на горе, на нем до сих пор сохранились каменные постройки. Было 3 линии валов то есть укреплено идеально (фиг возьмеш!) объект то довольно интерееесный – так как там каменные постройки даже на поверхности. Научный подход к изучению памятников древности и предпосылки формирования археологии как науки начинает складываться лишь к 18 веку. Благодаря Петру. Первоначально центром сбора археологического хабора была кунсткамера. С середины 18 века с инициативой сбора сведений о различных регионах выступил Ломоносов. В 1760 году разработал анкету которая была разослана на места. Чтобы и церкви и монастыри участвовали. В 1767 году елабужском духовном управлении поручено описать все строения на территории городища и все интересные находки доставить в духовную консисторию и в том же году это было сделано. Но типа никаких интересных находок не нашли но скорее всего хаборок то кто-то заначил. Именно к 18 веку относится изучение памятников на вятке. Во второй половине 18 века действовали экспедиции которые собирали сведения и они затронули и территорию области. В 1768-1772 в Поволжье и Приаралье действовала комплексная экспедиция Лепехина. Была организована академией наук. Он посетил и территорию будущей вятской губернии и описал 2 городища. Шестаковское и подчуршинское городища (территория слободского района). В 1769-1770 годах Рычков так же в составе экспедиции объехал несколько приуральских губерний в том числе и вятский край. Он в Елабуге описал каменные сооружения на городище и рассмотрел в окрестностях Хлынова чежевское и никульчинское городище. По тем сведениям до пришествия новгородцев обитали чудские народы. Никульчинское городище отождествил с чудь балванским городком повести о стране вятской. Посмотрел еще 2 городища у Глазова которые местное население считало остатками своих древних поселений. Сообщения Рычкова и Лепехина краткие но содержательные и носят уже научный характер. Приводятся и местные легенды и предания. После этих экспедиций на некоторое время наступает затишье и авторы в основном пользовались данными предыдущих экспедиций. Вятские губернский статистический комитет созданный в 1835 году начал заниматься сбором и обработкой экономических географических исторических и других сведений и он начинает исследования в том числе и в области археологии. Он разослал в разные концы губернии просьбы прислать описания различных примечательных объектов. Причем среди присланных сообщений были и описания археологических памятников. На основе обработки присланных данных в 1838 году в ведомостях издана статья о курганах и древних памятниках вятской губернии. Свод из 8 известных к тому времени вятских памятниках древности. Котельническое хлыновский вал и водкинское упоминаются впервые. Интересно тем что впервые приводится периодизация археологических памятников. До появления русских людей – первый период на территории вятского края, второй – после появления и основания русской колонии. Ко второму периоду отнесены хлыновский вал и шестаковское городище. Пытаются увязать археологические данные с письменными источниками и вслед за рычковым соотносит никульчинское городище с чудь балванским городком а котельническое с городком кошкаров. Активизация археологических исследований была связана с открытием ананьенского могильника. Открытие его связано с Шишкиным и с именем Невоструева. Он был археологом этнографом и собирал информацию для своей книги. Попросил осмотреть устье таймы и поискать кладбища и Шишкин посетил место и у крестьян приобрел бронзовые предметы и переслал в Москву. Шишкин воспринял идею раскопать с энтузиазмом но местные гопники не дали ему это делать так как разрешения не было. После пытается получить разрешение но так чето тупят и типа он нефига не знает. В итоге вятская удельная контора берет на себя это и туда отправили Алабина для проведения раскопок. Собрал крестьян и взял Шишкина как помощника. Копали траншейным методом около 60 метров и шириной 0,25 метра. Крестьяне копали находили костяк оставляли его на возвышенности и потом очищали. Находки записывались под номерами и все раскопки были проведены в течение одного дня и было вскрыто около 40 погребений. И в них было много хабора – глиняные горшки женские украшения медные и железные оружия орудия труда. В ходе работ Алабин вел записи и описи. Результаты работ Алабин опубликовал в ведомостях в виде отчета в вятских губернских ведомостях в 1859 году. сам могильник он интерпретировал как скифский то есть как древнерусский. Перечисляет уже известные археологические памятники причем некоторые описывались впервые. После начинаются активные изучения памятников других и качество работ на том могильнике были довольно на уровне хорошем, на уровне того времени. После этого интерес к памятникам вятским возрос и работы оказали большое влияние на дальнейшие раскопки. Алабин потом осматривал памятники на территории уржумского и яранского уездов при этом осмотрел описал и ввел в научный оборот 3 городища – лебяжское пижемское и нижневодское и упомянул о ижевском городище. На пижемском и нижневодском провел раскопки. На пиженском разобрал заваленный колодец. На нижневодском нашел только уголь и нефига (даже хабором не поживился). Результаты работ опубликовал так же в ведомостях. То есть не только исследовал но и вводил в научный оборот. Основы его находок составили археологическое собрание вятского публичного музея. Статья 1865 года – в вятских ведомостях – заметки относительно древности вятского края. Побуждает жителей присылать ему информацию и не копать самовольно.

В 1865 году в губернию императорской археологической комиссией был командирован Лерх. И в том же году произвел раскопки на подчуршинском городище. Нашел 15 скелетов но без вещей. Нашел угли шлак железный нож и скорее всего это остатки кузниц. Часть позднее христианского кладбища. После продолжил раскопки ананьинского могильника. И на основе своих исследований делает 2 важных вывода. 1) вятская губерния имеет свой каменный век причем в ней кончился раньше чем в Архангельской и Олонецкой. 2) предметы из ананьинского могильника относятся к эпохе перехода от употребления меди к употреблению железа (какой молодец!).

Далее он не остановился так как его пытливый мозг не давал покоя и выступал на археологическом конгрессе. После него еще исследовали могильник этот несчастный и в 1880 году Невоструев приезжает в Елабугу правда деньги забыл дома и раскопки не проводил. Скупает пару кремниевых и бронзовых предметов хабора из могильника и в том числе каменную надмогильную стелу с изображением ананьинца (круто!). но оказалась фальшивкой (Невоструева наебали) в 1873 году вятский губернский статистический комитет производил сбор сведений о городищах по особой программе из 12 вопросов. Результаты снова опубликованы в отчете о действиях и занятиях статистического комитета 1879 год, 73 памятника. Собранные сведения есть во всех уездах губернии кроме малмыжского. Все отнесены ко времени до изобретения пороха и пушек. В 1878 году произошло такое событие что вообщеее – основано общество истории археологии и этнографии аж при казанском университете. Стало археологическим центром прикамья и проводили исследования и в вятской губернии. Исследования опять начались с могильника Шестаковым. В том же году Рязанцев раскопал древнее кладбище в селе Биляморского Уржумского уезда. И в 1780 году Кузнецов производил исследования на территории малмыжского уезда. Провел раскопки древнего марийского кладбища. 15 погребений с довольно большим количеством хабора. – бронзовые украшения орудия труда. В 1881 году раскопки на ройском городище. Новшеством было то что он составил план городища и сделал несколько фоток. Нашел опять хабор – 2 черепа медведей керамику железные и костяные орудия кости (наверно тоже медведей) и по обилию костей стали называться костеносными. Тогда же раскопал могильник атамановы кости (хотя откуда там атаманы не понятно) скорее всего связано с байками про разбойников каких-то. Хабор опять купил из украшений железного и бронзового оружия и аналогии увидел с ананьенским. Следующий – Пономарев. (как же все хабор то хотели блин) и опять на ананьинском могильнике. Работы были 15 дней при помощи 20 нищебродов и несколькими траншеями исследован был почти полностью. Был найден пояс каменных плит которые опирались на дюну и ладьевидная впадина выложенная такими же плитами. Сделали план фотки чертеж. Исследовал 10 погребений. И нашел много хабора в виде керамики оружия и украшений. Причем, многие бронзовые секиры находились в берестяных футлярах, значит относились бережно к этим артефактам. Датировал концом бронзового началом железного века. В том же году произвел раскопки на пьяноборском могильнике. И на 2 городищах – гремячинском и сорочьи горы. Потом со Спицыным копал еще ряд залежей хабора. В создании этого общества искателей хабора было много чего полезного. Так как все таки работы то стали проводить по раскопкам. При обществе был музей где собирались находки и публиковали в изданиях. С 80-хгодов 19 века исследования активизировались еще больше в связи с именем Спицына. Его деятельность составляет особый целый этап. В 1880-81 годах он систематизировал сведения о всех древностях вятского края в каталоге древности вятского края. Был в 1881 году опубликован и имел сведения о 123 памятниках – места боев курганы городища пещеры и т.д. материал распределен хронологически и территориально и было сжатое изложение того что имеется в литературе по каждой из древностей. В 1884 году дополняет каталог сведениями о еще 15 городищах и 10 курганах. Работа была ооочень важной. В 1886 году составил программу для описания доисторических древностей вятского края. В 1887 году предпринимает масштабную экспедицию по территории вятской губернии. Стоял выбор либо сосредоточится на одной местности и подробно рассмотреть или охватить большую территорию и посмотреть. И решается на всю губернию. Двигался по берегам реки вятки на юг к слободе кукарки посетил елабужский уезд глазовский уезд то есть исследовал большую территорию. Не смотря на сложности выполнил задачу. Побывал на 29 городищах на 9 произвел раскопки. Провел раскопки на буйское городище, котельническое подчушинское, ижевское, ананьинский могильник и др. после занялся разбором находок и направил коллекцию на выставку в Ярославле. По итогам составил отчет об экспедиции в приуральский край в 1887 году. так же нашлось отображение в ряде статей - ананьинский могильник и костяносное городище. Высказал мысль о принадлежности могильника и городищ к одной археологической культуре. Продолжил разведку по губернии в этом году произвел исследования по Каме вятке и летке. Произвел раскопки на 4 городищах и 4 могильниках. Подтвердили его мысль о близости культур ананьинского могильника и костяносных городищ. В 1889 году публикует 2 статьи в журнале исторический вестник – городища вятской губернии и памятники древности вятского края. Излагает мысли что не смотря на частые залежи каменного хабора высказал сомнения в том что даже в неолит вятский край обитаем. Говорил что люди появляются на вятке уже после неолита. К бронзе отнес ананьинский могильник и 7 костяносных городищ и считал их местом обитания людей которые хоронили своих знатных предков на ананьинском могильнике. Памятники разделяет на чудские болгарские и вятские древности. В 1891 году он предпринимает поездку в кайский край слободского уезда. Цель – определить западную границу распространения чудских древностей. Но нашел такоеее что сам офигел. Провел раскопки кривоборского городища и юмский могильник. Во всех исследованиях провел очень высокую трудоспособность исследовал большое количество памятников и по итогам работ публиковал статьи и в 1892 году предложено преподавать в петербургском университете и переезжает в Петербург и работает в археологической комиссии. Но продолжает исследования вятского края и в 1893 году публикует труд о археологических изысканиях древнейших обитателях вятской губернии. Он делает выводы – что люди каменного века занимали только западную часть губернии и правый берег реки вятки. Каменные орудия отличаются своеобразием и если встречаются в других областях то довольно редко. Культуры костяностных городищ и ананьинского могильника родственны. Описывает много памятников которые изучил сам или до него и подписывает находки и описания его довольно подробны. После его переезда достойного преемника не нашлось. Параллельно с ним исследования делал Первухин. С 1885 года на свои деньги изучал древности глазовского уезда. Активно собирал сведения осматривал и раскапывал памятники. На базе своих исследований составил археологическую карту глазовского уезда и подготовил статью краткий очерк кладовищ встречающихся в глазовском уезде. По сути описал все памятники на его территории известные. Кроме того он за свои труды избран членом корреспондентом московского археологического общества а в 1888 году раскопал 9 городищ и 23 могильника по рекам чепце и Каме. Был избран делегатом съезда в Москве но умер. В конце 19 начале 20 века целый ряд исследователей проводил исследования. С 1889 года шатров исследовал зюздянский край. Здесь он описал 13 памятников собирал сведения о них народные предания и не малую коллекцию по итогам своих разведочных работ. В 1904 году была создана вятская ученая архивная комиссия. Она являлась добровольной организацией по сбору хранению и публикации ценных археологических материалов. Кроме выпуска статей члены ее занимались и археологическими работами. Лебедев – в 1906 году производит самостоятельные раскопки на пиженском городище. Составил его описание и хабор в размере 600 предметов. В 1910 году основал образовательное общество в слободе кукарка. Оно занималось караедением и пропагандой научных знаний был в этой конторе и музей с большой долей археологии. Худяков – он занимался изучением древностей малмыжского уезда и выпускает статью об археологических памятниках малмыжского уезда. В 1927 году проводит раскопки воробьевского и вичморского могильников в малмыжском уезде и по их итогам сделал вывод что они относятся к пьяноборской культуре.

В это время работы были масштабные и порой интерес к археологии в целом просыпался после работ в вятской губернии. Работы Спицына сдвинули работу но довольно много памятников оставались не изучены.

ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЯТСКОГО КРАЯ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ.

После 1917 года наступает затишье так как пред страной стояли новый иные цели. Вплоть до 30-х годов археологические исследования проводились эпизодически. В 30-е годы оживилось и связано это с работой на территории вятского края репрессированных исследователей – Васильев и Грязнов. Васильев в 1933 году сослан на вятку и зачислен в вятский краеведческий музей. Здесь одним из важных занятий стала описание и инвентаризация коллекций собранных различными исследователями. Пополнил музейный фонд коллекциями привлекая материалы из районных музеев и из собственных археологических исследований на территории города Кирова. В 1935 году запросил и привез в музей коллекции по антропологии и археологии из государственного исторического музея и московского музея антропологии. Он привез те коллекции которые были собраны из материалов вятского края. Публиковал около 20 статей в местной печати. Очень тесно с ним работал Грязнов. Был выслан в 1934 году и здесь был принят в вятский краеведческий музей временно как археолог. Он вместе с Васильевым занимается инвентаризацией и описанием коллекций. Проводил и археологические исследования на территории города Кирова. В 30-е годы происходило строительство дома на московской на территории кремля и были обнаружены мостовые и он осуществлял там надзор. Происходило строительство центральной гостиницы и там тоже надзор делал там ранее было кладбище 18 века и было получено дофига костей и сам обрабатывал этот материал. Сделал вывод что среди вятского населения был весомым финно-угорский компонент. С 1936 года в музее был открыт отдел древней истории вятского края. Открыта археолого-этнографическая экспозиция. В 1936 году Грязнов возвращается в Ленинград. После 30-х годов опять имело место затишье которое кончилось в 50-е годы и начинаются масштабные экспедиции по территории вятского края. В 1955 году удмуртской археологической экспедицией были предприняты крупные исследования на территории области. Организована удмуртским республиканским музеем и удмуртским НИИ принимали участи кировский областной краеведческий музей и антропологическая экспедиция мгу. Главной целью было изучение вопроса о роли кировского края в этногенезе народов и в первую очередь удмуртского народа. Работы строились как разведка так и раскопки. Разведки были по левому берегу реки вятки и вои по территории нолинского уржумского и малмыжского районов. Нашли 5 стоянок 1 селище и др. раскопки были поселения буй 1 малмыжской стоянки озеленского и суворовского могильников и буйского городища. Был богатый хабор в виде предметов вооружения. Дали информацию о периоде переселения народов и тех миграциях которые имели место в этом регионе. Была выделена озеленская археологическая культура. Исследованы и отдельные воинские захоронения – шлемы кольчуги мечи топоры и другой замечательный хаборок. Были изучены интересные археологические памятники. В 1956-57 годах юг кировской области обследован марийской археологической экспедицией. Была организована по инициативе марийского научно-исследовательского института языка и истории. В ходе найдено 1 городище 3 селища 7 стоянок 5 могильников 18 местонахождений 2 кургана 2 мольбища и 1 место добычи кремния. Проведены раскопки 9 памятников на территории кировской области. Исследовали юмский могильник и нашли 9 погребений с богатым количеством хабора – бронзовые украшения и элементы костюма. По итогам были получены интересные данные. В 50-е годы проведены еще одни исследования института истории и материальной культуры и кировского краеведческого музея под руководством Гуссаковского. Наиболее важные работы были проведены на территории Кирова на территории хлыновского кремля. Заложил 2 раскопа и 6 шурфов общей площадью более 180 квадратных метров. Было установлено что культурный слой мощный – около 3 метров. Самый ранний строительный ярус он датировал 12-середина 13 века. Приходит к выводу, что Хлынов был построен во второй половине 13 века. Так же проводил разведочные работы на территории Александровского сада. И удалось обнаружить древне удмуртское поселение которое он назвал вятским городищем. Его отождествил с центром удмуртского племени ватка который был потом занят русскими поселенцами на рубеже 12-13 века. На основании работ этих пришел к выводу что в 13 веке в районе берега реки вятки между раздерихинским и засорным оврагами было 2 русских населенных пункта вятское городище и город Хлынов построенный во второй половине 13 века на месте поселков 12 – первой половины 13 вв. и последующее вхождение вятского городища в посад города Хлынова определило бытование двух названий Вятка и Хлынов у одного города. Вскоре некоторые ученые высказали сомнение о его работах например Эмаузский. Считал что город основан позже 1374 год вроде. Работы его проводились и на территории области в 1958-60-х годах проводил раскопки на никульчинском городище. Выделил там малое и большое городище. Сосредоточился на раскопках малого городища а на большом лишь один не большой раскоп. Те данные которые получил позволили охарактеризовал как административный и ремесленный центр рубежа 12-13 веков. Среди хабора много было оружия в том числе пластины от панцирных доспехов шпоры стремена наконечники стрел. Расцвет – 13-15 века. Прекращение жизни на городище в 15 веке и конец связан с походом Ивана Третьего. На малом городище выделил до русский слой который по его мнению принадлежал к ананьенской культуре. Кроме того проводил разведки на котельническом городище и орловском. Его интересовал древнерусский период. В 60-е годы исследования продолжались и в первой половине 70-х исследованиями занималась Стефанова. Исследовала памятники каменного века. И обнаружила первую стоянку мезолита. Чернявидская стоянка. Были обнаружены многие памятники каменного века в слободском районе в Чирках- чирки 2, 3 чирковская кремниеобрабатывающая мастерская и таким образом заселение вятки относится к эпохе мезолита. Концовский могильник исследовала. Бронзовый хабор там был. В 60-е работы проводили в основном понаехавшие исследователи то теперь начали отечественного производства ученые делать исследования. Главное что хабор за пределы области не выходил! В 70-е-80-е вятская экспедиция института археологии академии наук под руководством ашибкиной. Уделяли внимание каменному веку но искали и бронзу. Изучили многие важные памятники – юртик в Нолинском районе, буй 1, стоянки в окрестностях деревни студенец на Быстрице и могильник в уржумском районе. В 70-е и 80-е годы работала экспедиция удмуртского научно исследовательского института под руководством Наговицына. Проводил раскопки неолита и бронзы. Городищенскую стоянку и могильник исследовал и хабор относился к мезолиту. Так же чернушка 1, 2 на территории советского района. В 70-х же годах в 1973 году образована камско-вятская археологическая экспедиция при удмуртском государственном университете. Исследованиями была охвачена большая часть области как берегов вятки так и притоков. Большая часть знания о памятниках подчеркнута именно от туда. Руководила сбором хабора Голдина. Исследовали все. В 90-е и 2000-е работы проводила Кошелева на территории Кирова. Сначала от краеведческого музея. Акцент был на посаде и оборонительных укреплениях. За время изучения проделана большая работа по археологическому изучению области и изучены почти все районы. Но есть большое количество памятников области не изучены еще.