Вероятно, не будет натяжкой утверждать, что пластические искусства
нового стиля обнаружили искреннее отвращение к "живым" формам, или к формам
"живых существ". Это станет совершенно очевидным, если сравнить искусство
нашего времени с искусством той эпохи, когда от готического канона, словно
от кошмара, стремились избавиться живопись и скульптура, давшие великий
урожай мирского ренессансного искусства. Кисть и резец испытывали тогда
сладостный восторг, следуя животным или растительным образцам с их уязвимой
плотью, в которой трепещет жизнь. Неважно, какие именно живые существа, лишь
бы в них пульсировала жизнь. И от картины или скульптуры органическая форма
распространяется на орнамент. Это время рогов изобилия, эпоха потоков бьющей
ключом жизни, которая грозит наводнить мир сочными и зрелыми плодами.
Почему же современный художник испытывает ужас перед задачей следовать
нежным линиям живой плоти и искажает их геометрической схемой? Все
заблуждения и даже мошенничества кубизма не омрачают того факта, что в
течение определенного времени мы наслаждались языком чистых эвклидовых форм.
Феномен усложнится, если мы вспомним, что через историю периодически
проходило подобное неистовство изобразительного геометризма. Уже в эволюции
доисторического искусства мы замечаем, что художественное восприятие
начинается с поисков живой формы и завершается тем, что уходит от нее, как
бы исполненное страха и отвращения, прячась в абстрактных знаках - в
последнем прибежище одушевленных или космических образов. Змея стилизуется
как меандр, солнце - как свастика. Иногда отвращение к живой форме доходит
до ненависти и вызывает общественные конфликты. Так было в восстании
восточного христианства против икон, в семитическом запрете изображать
животных. Этот инстинкт, противоположный инстинкту людей, украсивших пещеру
Альтамира[21], несомненно, коренится наряду с религиозной подоплекой в таком
типе эстетического сознания, последующее влияние которого на византийское
искусство очевидно.
Было бы чрезвычайно любопытно исследовать со всем вниманием внезапные
вспышки иконоборчества, которые одна за другой возникают в религии и
искусстве. В новом искусстве явно действует это странное иконоборческое
сознание; его формулой может стать принятая манихеями заповедь Порфирия,
которую так оспаривал Св. Августин: "Omne corpus figiendum est"[22]. Ясно,
что речь идет о живой плоти. Забавная инверсия греческой культуры, которая
на вершине расцвета была столь благосклонна к "живым" формам!