Искусство первой половины Нового царства

Рост имущественного неравенства и общественных противоречий привел в 18 в. до н.э. к новому ослаблению центральной власти и крупным социальным волнениям. Последовавшее длительное завоевание Египта кочевниками гиксосами явилось периодом экономического и культурного упадка Египта. Борьбу за изгнание гиксосов и новое объединение страны вновь возглавили Фивы (16 в. до н.э.). Завершивший эту борьбу и начавший завоевание Сирии фараон Яхмес I был первым царем XVIII династии. Египет, считавший теперь своей северной границей Евфрат, достиг небывалой мощи. Знать, богатевшая в результате войн, стремилась окружить себя роскошью: возросла пышность одежд, украшений, обстановки. Богатства, хлынувшие в страну в результате победоносных войн в Сирии и Нубии, способствовали широкому развертыванию строительства во всех главных городах Египта и в первую очередь в Фивах, ставших столицей одной из сильнейших мировых держав древности. Все это выдвигало новые задачи перед искусством, для которого становится характерным стремление к пышности и декоративности в сочетании с изысканным изяществом. С другой стороны, не менее существенной чертой искусства XVIII династии являются новые поиски способов, дающих возможность более правильного изображения окружающего мира, в частности дальнейшее развитие реалистических стремлений в искусстве и литературе.

Характерные черты храмов первой половины Нового царства. Для планировки и внешнего облика подавляющего большинства других храмов первой половины Нового царства характерны следую-щие признаки.

1. Планы их были прямоугольными и подчинялись единому правилу: все главные части располагались на одной оси.

2. Основные части — это открытый двор, окруженный колоннадой — перистиль, колонный зал — гипостиль, святилище и кладовые.

3. Вокруг храма возводили глухую каменную ограду, соответственно прямоугольной в плане формы. Таким образом, храм — «дом бога» вторил своей схемой жилому дому в усадьбе богатого египтянина, которая тоже была ограждена стеной и заключала внутренние дворы, галереи, залы, где кровли покоились на столбах, и, наконец, интимные комнаты в глубине здания.

Фасады храмов имели вид так называемых пилонов (форма, возникшая в эпоху Среднего царства) — двух башен, прямоугольных в плане, а по силуэту похожих на усеченные пирамиды, с прямоугольным проходом между ними.

Пилоны и вход были увенчаны карнизом характерной для египетской архитектуры мягко изогнутой формы — в виде выкружки и валика, который продолжался и по наклонным ребрам пилонов.

Перед пилонами, как и в Среднем царстве, устанавливали об-лиски и колоссальные статуи фараона, а к наружной стороне пилонов прикрепляли высокие мачты с флагами, которые довершали парадное, торжественное их убранство. Фасад храма обычно был обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога.

По сторонам дороги располагались ряды сфинксов или овнов — бараноголовых сфинксов, которые были священными животными бога Амона.

Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы лучшие произведения искусства рассматриваемого периода, в том числе и наиболее известные архитектурные памятники.