Философия и этика И. Канта.

Кант Иммануил (1724 – 1804), немецкий философ, основатель «критицизма» и «немецкой классической философии». Его философия является завершением и одновременно критикой Просвещения и разделяется на два периода: «докритический» (примерно до 1771 г.) и «критический». Докритический период характерен разработкой естественнонаучных вопросов. В работе «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант формулирует свою гипотезу происхождения Солнечной системы из огромного облака разреженных в пространстве частиц материи и развившейся до нынешнего состояния согласно законам Ньютона. Объясняя развитие природы, Вселенной, Кант сохранял божественную первопричину, однако отделял акт божественного творения от процесса естественного развития, а сам процесс признавал не зависящим от вмешательства Бога. Т.о., перед Кантом возникает ряд проблем о Боге, происхождении Вселенной, её начале и конце. Он приходит к мысли, что для правильного решения вопросов необходимо исследовать способности человеческого познания, т.е. дать критику, определить её возможности, границы познания. Эти задачи философ решает во втором периоде своей эволюции - критическом.

Все главные проблемы критицизма сводятся к одному вопросу: «что такое человек?» Этот вопрос суммирует более частные вопросы: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?». Теоретическая философия отвечает на первый вопрос, практическая – на второй и третий. Изучение человека может осуществляться либо на трансцендентальном уровне, когда выявляются априорные принципы человечности, либо на эмпирическом, когда человек рассматривается в том виде, как он существует в природе и обществе.

Задачи выявления условий, предпосылок и возможностей форм научного знания образуют проблему, которая рассматривается в работе «Критика чистого разума». В основе Кантовских рассуждений лежит положение об априорной основе научных истин. Априорные научные истины не даны Богом, они фактически существуют и противоположны эмпирическим знаниям. Признавая источником наших знаний опыт, ощущения, Кант идёт по линии сенсуализма и материализма. Но стремление выделить в чувственности априорные принципы как формы, которые упорядочивают опытные данные, есть дорога к идеализму. В этом выражается дуализм Канта. Более того, по Канту, чувственные образы - это лишь явления, они выступают предметами научного познания. Сущности же вещей непознаваемы, это «вещи в себе». Пространствоивремя - способность людей воспринимать явления в определённом порядке, они не существуют объективно, это априорные понятия. Это уже явный субъективный идеализм.

Всякое наше знание, по Канту, начинается с чувств, переходит к рассудку и заканчивается в разуме - высшей ступени познания. При попытках разума постичь сущность вещей, он неизбежно впадает в заблуждение. Возникают два противоположных утверждения, которые относятся друг к другу как тезис и антитезис. Оба они выглядят одинаково аргументированными и антиномиями. Так, одинаково успешно можно сказать, что «мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве» и «мир не имеет начало во времени и границ в пространстве». Если мир не имеет начала во времени, то до всякого момента должен существовать бесконечный ряд состояний. Но бесконечность никогда не может быть закончена. Поэтому бесконечный прошедший мировой ряд невозможен. Следовательно, начало мира есть необходимое условие его существования, что и требуется доказать. Аналогичным образом доказывается бесконечность мира.

При характеристике антиномий был выявлен ряд важных диалектических проблем, в частности проблема противоречий. Это стимулировало дальнейшую разработку диалектики. В целом, теорию познания и философское познание мира Кантом можно представить так:

мир явлений мир сущностей

(феномены) (ноумены)

трансцендентальный мир трансцендентный мир

посторонний мир потусторонний мир

мир «вещей для нас» мир «вещей в себе»

познаваемый непознаваемый

наука вера

В разработке этики Кант сформулировал высший закон морали в виде категорического императива: «поступай согласно такой максиме, которая в то же время сама может стать всеобщим законом». Кант формулирует комплекс главных нравственных обязанностей человека по отношению к самому себе (правдивость, честность, искренность, совесть) и по отношению друг к другу (любовь, уважение, сострадание). Развитие общества Кант понимал как закономерное движение благодаря деятельности самих людей, создающих артефакты, что освобождает их от подчинённости природе.