Философия и диалектическая система Гегеля. Идеалистическая диалектика.

Немецкий классический идеализм представляет Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), немецкий философ, создавший на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Первоосновой всего существующего он считал абсолют (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея, объективная идея). Абсолютная идея находится в развитии, проходя последовательно три этапа. На первом этапе происходит саморазвитие абсолютной идеи, когда она, наполняясь содержанием, развивается от ничего к нечто, и далее к количеству, качеству, мере по законам диалектической логики, которые излагаются в сочинении «Логика».

На втором этапе развития абсолютная идея воплощается в природу. Природа - инобытие, другое существование абсолютной идеи. Сама по себе природа не развивается. Её развитие - это отражение развития абсолютной идеи. Развитие природы в таком понимании рассматривается в работе «Философия природы». Развиваясь, природа порождает общество, человека с его умственными способностями. Возникает философское мышление и в философии абсолютная идея познаёт сама себя. Это третий этап развития абсолютной идеи - её самопознание, которое рассматривается Гегелем в работе «Феноменология духа».

Центральным звеном философии Гегеля является логика. Предмет логики - абсолютная идея, развёртывающаяся в логике и фиксируемая определёнными категориями. Понятие в логике Гегеля саморазвивается, предмет изменяется в силу развивающегося внутреннего противоречия. Логика построена по принципу триады. Она состоит из учений о бытии, сущности и понятии. Учение о бытии включает категории количества, качества и меры. Учение о сущности - тождество, различие и противоречие. Учение о понятии - всеобщее, особенное, единичное.