Антропологический материализм Л. Фейербаха

Несмотря на подавляющий авторитет учения Гегеля, в Германии появляется философ, который с позиции материализма даёт резкую критику идеалистической диалектике Гегеля. Это Фейербах Людвиг (1804-1872). Тезисы новой философии Фейербаха представлены им как антитезисы положений гегелевского объективного идеализма. Однако, материалистически решая основной вопрос философии, Фейербах вместе с идеализмом отбросил диалектику, оставшись в плену метафизики.

Основой критики немецкого классического идеализма стал антропологический принцип, который Фейербах ввёл в философию и обосновал. Этот принцип усматривает в понятии «человек» основную категорию и исходит из неё в объяснении природы, общества и мышления. В центре философии Фейербаха - человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный индивид. Поэтому мышление не божественная сущность, а естественная человеческая способность. Человек - продукт развития природы и тесно связан с ней. Однако, показывая биологическую сущность человека, Фейербах игнорирует социальную и остаётся идеалистом в понимании общества.

Философия и религия, по мысли Фейербаха, исключают друг друга. Он дал анализ происхождения и сущности религии, утверждая, что причина религии кроется в чувстве бессилия человека перед неподвластными ему стихийными силами природы и общества. Страх создал богов, человек создал Бога, а не наоборот. Сама религия есть фантастическое отражение реальности, она парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и его преобразованию. Основу нравственности усматривал в стремлении человека к счастью, достижимому посредством «религии любви» (человеческого единения, взаимосвязи Я и Ты).