Формирование философской позиции К. Маркса. Предпосылки возникновения марксистской философии. Диалектический материализм.

Под марксисткой философией понимают совокупность философских взглядов, которые были разработаны в середине XIX века в Германии Карлом Марксом (1818-1883) и Фридрихом Энгельсом (1820-1895). Марксистская философия возникла в определённых исторических условиях и имеет как свои историко-философские источники, так и естественно-научные предпосылки.

Исторические условия формирования марксистской философии характеризуются бурным ростом капиталистического способа производства и оформления пролетариата в самостоятельную политическую силу. Маркс и Энгельс стали изучать и обобщать практику классовой борьбы для выработки пролетарского мировоззрения и новых средств, путей и целей классовой борьбы.

Теоретическими источниками марксисткой философии являются немецкая классическая философия, английская классическая политэкономия и французский утопический социализм.

Непосредственными предшественниками, оказавшими наиболее сильное влияние на философские взгляды Маркса и Энгельса, были Гегель и Фейербах. Критикуя идеализм Гегеля с позиций материализма Фейербаха, Маркс взял из диалектики Гегеля идею о движении, развитии, и создал свой диалектический метод, отличающийся материалистической направленностью - диалектический материализм, который в применении к обществу стал называться историческим материализмом. Идеи английских экономистов А. Смита, Д. Рикардо, создавших трудовую теорию стоимости, способствовали созданию исторического материализма. Идеи французских социалистов-утопистов Ш. Фурье,А. Сен-Симона, Р. Оуэнапривели Маркса и Энгельса к мысли о революционном преобразовании социальной реальности и создании нового социального общества.

Возникновение философии марксизма имело также естественно-научные предпосылки. Рост крупной машинной промышленности стимулировал дальнейшее развитие естествознания, которое оказывало обратное влияние на производство и подрывало идеализм и метафизику в понимании природы. Идеи материализма, всеобщей связи и развития чётче проступают сквозь совокупность естественно-научных фактов. Особое значение для материалистического и идеалистического понимания мира имели три открытия в естествознании XIX века:

- Открытие в 1845г. Р. Майером закона сохранения энергии, согласно которому качественно различные формы энергии превращаются друг в друга в равных количественных соотношениях, т.е. доказано, что движение не сводимо только к механистическому перемещению, оно существует в различных формах и не возникает и не исчезает.

- Создание в 1839г. Я. Шлейденом и Т. Шванном клеточной теории, утверждающую общность происхождения и строения мира растений и животных. Было доказано единство растительного и животного царств и их развитие, эволюция путём размножения клеток.

- Создание в 1859г. Ч Дарвином эволюционного учения о происхождении видов растений и животных. Дарвин доказал, что эти виды не постоянны, а изменчивы, они произошли от других видов путём естественного отбора полезных для организма целенаправленных изменений. Тем самым был научно обоснован один из главнейших принципов диалектики - принцип развития.

Таким образом, обобщение данных естествознания и преобразование гегелевского идеализма и фейрбаховского антропологического материализма привели Маркса и Энгельса к диалектике и материализму, соединённым в единую цельную философскую систему.