Возникновение и развитие русской философии. Четыре периода истории русской философии. Философия русского Средневековья.

Существуют две формы философской рефлексии - чисто теоретическая, строящаяся на строго научных критериях, и облечённая в форму духовного опыта конкретного исторического бытия. Русская философия чаще всего выступает во второй форме. Эта характеристика определяет её специфику - направленность на личный смысл бытия, исследование мировых процессов через личностное бытие в форме жизненно смысловых образов. К особенностям русской философии относится её соотнесенность, как с восточной, так и с западной философией. Эта соотнесённость представлена в виде единства космоса, человекаи Бога, в синтезе индивидуального и общественного. Своеобразным отражением этих особенностей является Русская идея, которая объединяет вопросы российского национального характера и культуры. Таким образом, русская философия является антропоцентричной, патриотичной и приверженной социальной тематике.

В истории отечественной философии можно выделить четыре периода:

1-й период - XI-XVII вв.- пролог к русской философии, который делится на древнерусский (домонгольская Русь) и среднерусский (культура государства Московского);

2-й период - XVIII в.-1825г. - от эпохи Петра Великого до восстания декабристов;

3-й период - 1825г.-1917г. - от восстания декабристов до первых десятилетий ХХ века;

4-й период - советская философия после 1917г.

Первым толчком к появлению русской философии послужило принятие Киевской Русью христианства и обращение к греческой патристике (Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин). Перенесение раннехристианской и византийской литературы на русскую почву вызвало появление первых мыслителей-книжников: Илларион Киевский, Никифор Грек, Кирилл Туровский. С другой стороны, на становление русской философии повлияла языческая оппозиция христианству, которая стала социальной базой для проникновения на Русь общехристианских ересей, стимулировавших развитие народной самобытной философии.

В XIV-XV веках, в связи со становлением Московского государства, выдвигается проблема укрепления и освящения государственной власти, в связи с чем появляется теория о Москве, как о «третьем Риме». В конце XVIвека впервые выдвигается учение о «святой Руси», об универсальном значении России, о священной миссии царской власти. Однако до XVIII века в России не было самостоятельных философских учений.