Философия русского Просвещения. М. Ломоносов. Теории общественного развития славянофилов и западников.

Русское Просвещение охватывает период с середины XVII века до первой трети XIX века и характеризуется становлением светской философии: зарождение секуляризма, петровское западничество и просвещённый абсолютизм Екатерины II. Представителями русского Просвещения являются: Ф. Скорина (1490-1551), А. Курбский (1528-1588), Феофан Прокопович (1681-1736), В.Н. Татищев (1628-1750). Последние два являются идеологами «Учёной дружины» Петра I, которые разрабатывали идею абсолютизма и идеологию западничества и рассматривали философию в качестве науки наук.

Классический период русского Просвещения характеризуется философией М.В. Ломоносова (1711-1765), который не сводил познание природы к эмпирической систематизации объектов и явлений, а шёл от теории, логического обобщения. Будучи материалистом, Ломоносов разработал идею единства мира и идею о всеобщей взаимосвязи и развитии в природе.

У истоков радикально-демократического направления русской мысли стоят Д. Фонвизин, А. Галич, А. Радищев. Просветительская философия общественного договора А. Радищева, власть закона и гражданское единство являются основами его социальной философии. Радищев создал традицию русской философской антропологии, ключом к которой он ставит «правило сходственности»: всё, что можно сказать о животных, можно сказать и о человеке.

Русское Просвещение не только создало самобытную национальную философию, стоящую на уровне общемировой, но и обеспечило быстрый взлёт её в XIX- начале XX вв., когда прошло время просветительских иллюзий.

Своеобразным направлением в русской философии явилось славянофильство, представителями которого были А. Хомяков (1804-1860), И. Киреевский (1806-1856), К. Аксаков (1817-1860). Предпосылками к возникновению славянофильства, а также западничества были процессы разложения и кризиса крепостничества и развития капиталистических отношений в России, формированию западничества и славянофильства содействовало обострение идейных споров среди интеллигенции после напечатания в 1836 «Философического письма» Чаадаева. К 1839 сложились взгляды славянофилов, примерно к 1841 — взгляды западничества. В самобытности исторического прошлого России славянофилы видели залог её всеобщего призвания; а западная культура, по их мнению, завершила своё развитие. Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни славянофилы усматривали в идее общины, духовной основой которой является русская православная церковь. То есть, концепция русского исторического процесса строилась славянофилами на религиозных взглядах. Сущность мира познаваема только синтезом всех духовных функций человека, исходным началом которых является «народная вера», религия.

К западникам относятся такие мыслители, как П.Я. Чаадаев (1794-1856), В.Г. Чернышевский (1828-1889), В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870). Они выступали за ликвидацию крепостничества и признавали необходимость развития России по западноевропейскому пути, становление её на путь капиталистического строя. Выступая за сближение России с буржуазными странами Западной Европы, западники призывали к быстрому развитию промышленности, торговли и новых средств транспорта, прежде всего железных дорог; убеждённо выступали за свободное развитие промышленности и торговли без вмешательства государства. По своим философским взглядам, западники были материалистами, полагая, что сознание есть свойство не всей материи, а только высокоорганизованной. В целом общественная и научно-литературная деятельность и воззрения западников, их борьба против реакционной официальной идеологии и критика либерально-консервативных позиций славянофилов имели определённое прогрессивное значение в условиях крепостной России.

 

Русское богоискательство. Философия Всеединства В. Соловьёва. Персонализм Н. Бердяева. Интуитивизм Н. Лосского. Русский космизм и естествознание. Д. Менделеев. Н.Ф. Фёдоров. П.Л. Флоренский. В.И. Вернадский.

Из философии славянофильства возникает русское богоискательство, основателем которого является В.С. Соловьёв (1853-1900). Центральное место в своём учении он отдаёт идее «всеединого сущего», то есть сфере абсолютного, божественного, а реальный мир рассматривает как её воплощение. Посредником между ними выступает мировая душа - София - божественная мудрость. При этом всеединстве каждая отдельная вещь - частичное проявление всего в мире. На вершине мира - единое творчество как соединение мистического, рационального (философского) и эмпиричного (научного). Основой бытия является мистическое знание, вера в предмет познания. В обществе эта идея раскрывает себя как «богочеловеческий» союз лиц или вселенская церковь, определяющая цель человечества - преодоление эгоизма и создание на земле «царства божьего».

Идеи соловьёвского всеединства нашли своё отражение в персонализме Н.А. Бердяева (1874-1948) и интуитивизме Н.О. Лосского (1870-1965).

Философия Н.А. Бердяева антропоцентрична: личностное даёт начало и источник космическому, вселенскому. В центре его рассуждений лежат проблемы духовности, свободы, любви, творчества. Понятие объективного мира заменяется им объективизацией реальности, порождённой субъективным духом. Главное в человеке определяется его внутренним миром, но личность - категория религиозного сознания; сущность человека - в его отношении к Богу. По мнению Бердяева человек может постичь диалектику добра и зла через страдание, мучение, которым придаётся экзистенциальное значение. Разорванность «богочеловеческих» отношений в истории указывает на необходимость раскрытия Бога в человеке и человека в Боге. Соборность, общность преодолевает мир несвободы и даёт возможность господствованию творчества и свободы.

Интуитивизм Н. Лосского развивал принципиальный взгляд об интуиции как целостном знании, охватывающем разум, чувство, волю, постигающем сущность жизни. Ключевой принцип интуитивизма Лосского - «органическое миропонимание», определялось критическим отношением к материализму и отношением к миру как к целостному универсуму. Познание здесь предстаёт как уяснение глубинного соотношения мировых элементов, их гармонической связи.