Бессознательное. Основные идеи психоанализа З.Фрейда. Коллективное бессознательное К.Юнга.

Бессознательное – огромный пласт психики, по своему объему значительно больший, чем сознательное. Впервые бессознательное появилось в теории З.Фрейда (1856-1939). Он дает следующее представление о человеческой психике:

Сверх-Я (сверхсознание)

Я (сознание)

Бессознательное (оно)

Сверхсознание – то, что дается индивиду обществом: правила поведения, табу, родительские запреты, общественная мораль и т.д.

Бессознательное – комплексы, страхи, неврозы, инстинкты, главным среди них Фрейд считал половой инстинкт.

Сознание – промежуточная часть (межу инстинктами и моралью).

Ф. считает, что человек не может знать сам себя до конца, многие проблемы психики кроются в детстве – ребенок чего-то испугался и забыл, а сознание не забыло, а перевело этот страх в сферу бессознательного. Бессознательное – мощный источник энергии, которая может тратиться на наслаждения, а может – на создание произведений искусства. Оно может проявляться во сне: когда человек спит, сверх-Я отключается и Оно завладевает сознанием, и человеку могут сниться вещи, о которых он побоится рассказать даже самым близким людям. Оно может проявляться в описках, в оговорках, в странной забывчивости.

Психоанализ Фрейда помогает разобраться в самом себе, перестать быть игрушкой у собственных комплексов и страхов.

Продолжатель учения Фрейда – Юнг (1875-1961) также был ученым-психиатром. Он обратил внимание на удивительный факт – людям снятся одни и те же сны, сумасшедшие произносят одинаковый бред. Одинаковый сюжет встречается в сказках и мифах абсолютно разных народов. Юнг пришел к выводу, что существует некое коллективное бессознательное, которое лежит несколько глубже личного бессознательного, открытого Фрейдом.

Коллективное бессознательное – это совокупность архетипов (древних типов понимания и объяснения мира). Архетип, по Юнгу, - это система установок и реакций на мир древних людей тех времен, когда мир открывался им совершенно иным образом, чем нам сейчас, и люди были вынуждены приспосабливаться к миру и выживать в нем.

Архетип не может достичь сознания непосредственно, а лишь опосредованно, с помощью символов. Например, символ Бога (которого нельзя увидеть, понять и даже назвать) – И.Христос.

Ярче всего архетипы проявляют себя в искусстве (родина – мать, мать – сыра земля, жизнь – река или корабль и т.д.) и в снах. Юнг считал, что ко снам нельзя относиться легкомысленно, чаще всего они являются порождением коллективного бессознательного. Сны предупреждают нас об опасности, помогают совершать прорывы в нуке, но мы не всегда можем понять эти вещие сны.