Формы знания и познавательной деятельности

Как уже рассматривалось нами, сознание – это всегда осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание – это объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание –это обусловленный, прежде всего общественно-историческойпрактикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Процесс познания является результатом взаимодействия субъекта и объекта. В широком смысле «субъектом» научного познания является общество, а «объектом» - весь окружающий мир, но только в тех границах, в которых общество или человек с ним взаимодействует. Поэтому в нашем знании всегда содержится два момента: субъективная форма и объективное содержание. Таким образом, гносеология (теория познания) – раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношения знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности знания, критерии его истинности, формы и уровни познания.

Человек постигает окружающий его мир различными способами, среди которых можно выделить два основных: материально-технический,производство средств к жизни, труд, практика; духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта – лишь одно из многих других.

Познание как форма духовной деятельности осуществляется в многообразных и взаимосвязанных социально-культурных формах.

Первый вид познавательной деятельности – это обыденно-практическоепознание. Оно формируется в процессе повседневной деятельности, на основе личного опыта и обобщения. Полученные знания носят прочный, но хаотический, разрозненный характер, представляя собой, простой набор сведений и правил.

Важную роль на начальном этапе истории человечества играло мифологическое познание. Его специфика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества. Мифологическое мышление – это не просто игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений. Мифологическому мышлению свойственно его слитность с эмоциональной сферой, неотчётливое разделение объекта и субъекта познания, происхождения и сущности явлений. В наше время значение мифологического познания остаётся актуальным.

В рамках мифологии зарождается художественно-образнаяформа познания, которая в дальнейшем получила своё развитие в искусстве. Специфика его состоит в том, что оно в своей основе является образным и наглядным и поэтому близко к обыденному познанию. Художественно осваивая реальность в различных видах (живопись, музыка, театр), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познаёт мир.

Следующая форма познания – игровое, которое является одной из исторически первых форм познания. В ходе игры индивид осуществляет активную познавательную деятельность, приобретает большой объём новых знаний, впитывает в себя богатство культуры – деловые игры, спортивные игры, игра актёров. В современной философии игра считается всеобщим принципом становления культуры, основой человеческого общежития.

Предметом философского познания является универсальное общее или всеобщее. Философское знание всегда является мировоззрением, и поэтому оно не может не содержать в себе оценки познаваемого – обязательного элемента философского познания.

Особенности религиозного познания определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земными силами. Будучи фантастическим отражением последних, религиозные представления содержат в себе определённые знания. Однако религия (как и мифология) не воспроизводит знание в систематической и теоретической формах. Это знание не носит объективный, всеобщий и доказательный характер.

В конце ХХ века возрос интерес к эзотеризму, как к одному из вненаучных способов духовного познания. Для него характерны закрытость своего содержания от «непосвящённых», способность приобщения своих сторонников к тайнам мироздания, сложная символизация. К эзотерическим учениям обычно относят гностицизм, теософию, антропософию, магию, алхимию, астрологию. Эзотеризм занимает место между наукой и религиозным познанием, предлагая своё решение проблем, не требуя ни рациональных доказательств, ни ссылок на священное писание.

В отличие от других форм познания, научное познание предполагает объяснение фактов, осмысление их в системе понятий данной науки. Наука изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое, поскольку основным предметом научного познания является знание законов. Научное знание по форме всегда сконцентрировано в общих понятиях, т.о. в науке доминирует логическое, понятийное, системное знание.

Все вышеперечисленные формы познания тесно взаимосвязаны. Научное знание невозможно без философского, а оно базируется на частнонаучном, а художественное познание активизирует все формы знания. В основе всех лежит обыденное, повседневное знание. Без связи с повседневным опытом не имеет смысла никакое другое знание.