Проблема основного вопроса философии.

Когда-то философия была матерью всех наук. Собственной, никаких наук еще не было, а была одна философия как основа познания мира, и первые философы назывались мудрецами. Они очень много, по тем временам, знали из области математики, физики, астрономии, и в том числе они занимались вопросами философии – например, откуда взялась жизнь, куда она девается, быть или не быть и другие. Сначала от философии отпочковались физика и математика, и стали самостоятельными науками. В Новое время появились такие отдельные науки как биология и химия. Последними науками, отделившимися от философии, стали психология и социология.

Что же осталось на долю философии? А остались вечные философские вопросы, среди которых самый главный – что есть человек? В чем смысл существования? «Познай самого себя» - главный призыв всей философии.

Но познать самого себя не означает узнать, сколько у меня ферментов в желудке или сколько весит костный мозг. Познать самого себя с точки зрения философии – значит открыть свою истинную природу, которая не сводится ни к физиологии, ни к психологии. Истинная человеческая природа – это природа сверхчеловеческая. Подобным образом рассуждает любая религия – чем человек ближе к Богу, тем более он человек, а чем ближе к животному – тем меньше в нем человеческого. Бог в этом смысле – идеальный человек, недостижимая вершина человеческого развития.

Здесь мы касаемся очень сложного (противоречивого и запутанного) взаимоотношения философии и религии – двух основополагающих форм сознания. Более подробно мы рассмотрим этот вопрос позже, пока лишь коснемся. Основное различие бросается в глаза – философия более логична, религия – эмоциональна. Говорят еще и так: философия познается умом, религия воспринимается сердцем. Философских учений мы знаем великое множество (а кто не знает, тем предстоит с ними познакомиться в рамках данного курса). Мировых религий (в наше время) – три: христианство, ислам и буддизм. При различии эти религии (как и некоторые другие) объединяет одно- это вера в высшие, абсолютные, непреходящие ценности. Эта вера требует от человека, ее разделяющего, определенного образа жизни, определенного поведения. Но и философия стремиться к тому же – к познанию человеческой природы путем проникновения в трансцендентный мир, лежащий за пределами обычного человеческого опыта. Иногда сближение философии и религии настолько глубоко, что результатом его становится религиозная философия (как отдельный предмет).

Как вы думаете, что человеку важнее – религия или философия? Человеку важны и знания, и вера. Античный философ и мыслитель Аристотель писал, что философия начинается с удивления (и эмоция, и жажда познания одновременно). С какого удивления – Например, что многие наши качества (совесть, ум, красота, любовь, добро, свобода) – никак не вытекают из нашей биологии или физиологии, что они никак физически не обусловлены.

 

Материализм и идеализм – основные направления философии. Формы материализма и идеализма.

Два основных и два противоположных направления в философии – идеализм и материализм.

Идеализм (от греч идея) – древнейшее философское учение об идеальном, духовном основании мира. Не отвергает природу, материю, но считает их «низшим», а потому и «неистинным» родом бытия.Различают идеализм объективный и субъективный – в зависимости от того, признается ли началом бытия мировое или индивидуальное, личностное сознание. Однако это различие не абсолютно, так как философами-идеалистами нередко допускается двойственное толкование сознания – от эмпирического до трансцендентального.

Учением, противоположным идеализму, является материализм.

Материализм (от лат материалис – вещественный) – древнейшее философское учение об объективном бытии мира(его независимости от воли, духа, сознания). Материализм не отвергает духовные явления и ценности, но рассматривает их как свойства и отношения, определяемые (в конечном счете) материальной субстанциейна высших уровнях ее развития. Гносеологической основой и корнем материализма является практика, всемирно-исторический опыт человека по преобразованию действительности.

Идеализм есть такой тип и такой способ философствования, который активную, творческую роль в мире отводит исключительно духовному началу, лишь за ним признавая способность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает ее как низший род бытия – не как творческое, а как вторичное (сотворенное) начало.

Идеалистическая философия имеет, безусловно, под собой исторические, объективные основания. Вфилософии Нового времени(18 – первая половина 19вв) диалектикане случайно рождается и разрабатывается в лоне идеализма, и лишь позже (с середины 19в) – как диалектика материалистическая (диалектический материализм).

Материализм, корни которого уходят в материально-производственную и социально-преобразовательную практику человека, есть в конечном счете не что иное, как убежденность познающего сознания в его производности от природной и социальной реальности, которая для материалистов самоценна и самодостаточна, ничем не сотворена, т.е. существует вечно.

Материализм и идеализм – антагонисты,на протяжении всей истории философии вели (и продолжают вести) сложный, напряженный и содержательный спор друг с другом, находя в жизни, в противоречивой действительности все новые и новые аргументы для укрепления и защиты своих позиций.

Основной вопрос философии раскрывает соотношение между идеальным и материальным, духом и природой, сознанием и материей. Его раскрытие даёт ответы на два вопроса: 1) что является первичным – сознание или материя?; 2) познаваем ли мир?

В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, они подразделяются на два направления: материалисты и идеалисты. Материалисты исходят из первичности материального бытия и вторичности идеальных процессов, считают мир познаваемым. Идеалисты утверждают первичность идеального фактора и в большинстве своём отрицают познаваемость мира. Существует также большое число философов, которые занимают промежуточную позицию между материализмом и идеализмом, объединяя некоторые элементы этих направлений.

На основании отношения мир – человек или человек – мир, возникают две линии философского познания, которые можно назвать объективистскойи субъективистской.

Объективистские концепции, и материалистические и идеалистические (объективный идеализм), отдают приоритет миру, полагая его объективным, т.е. независящим в своём существовании от человеческого способа видения и его желаний. Истина для всех едина. Мир познаваем, а рациональное знание показывает мир таким, каков он есть (Гегель, Маркс).

Субъективизм заменяет общий для всех субъектов мирна множество «мирков». Я – сам себе Вселенная. Человек видит реальность исключительно со своей точки зрения, заключён в своей индивидуальности и безмерно одинок (Беркли). Вся иная действительность преломляется через уникальное «Я» и поэтому не объективна. Соответственно познаваемость мира определяется субъективным опытом.

Объединяя эти направления, можно сказать, что мир, в котором, протекает наша жизнь – это сплав субъективного и объективного.