Биологическое, социальное и психологическое в человеке. Проблемы человеческого начала.

Существует множество мнений о возникновении и развитии человека, однако в основном они сводятся к вопросу о соотношении биологического и социального в человеке, т.е. к вопросу о природе человека. Сложились две позиции, согласно одной из которых – природа человека всецело социальна, а согласно другой – она не только социальна, но и биологически детерминирована. В современной философии человек определяется как биопсихосоциальное существо. Биологическое выражается в анатомофизиологических, генетических явлениях, в нервно-мозговых, электрохимических и других процессах человеческого организма. Под психическим понимается внутренний душевно-духовный мир человека – его сознательные и бессознательные процессы, воля, переживания, память, характер, темперамент и т.д.

Биологическое и социальное существуют в человеке в нераздельном единстве. Человек, с одной стороны, это материализованный дух и одухотворённая телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. С другой стороны, человек – это субъект труда, социальных отношений и общения с помощью членораздельной речи. Таким образом, человек представляет собой целостное единство биологического, социального и психического.

Следование своему пониманию человеческой природы приводит к построению разных философских концепций человека. В философской антропологии К. Маркса человек есть общественное существо и всякое его проявление представляет собой утверждение общественной жизни.

Из иного понимания природы человека исходит психоанализ. Если в Новое время человек считался сознательным существом, прозрачным для самого себя, то З. Фрейд утверждал, что помимо сознания, человеческая психика содержит бессознательное – область влечений, из которых два основные – эротическое, направленное на сохранение, объединение и агрессивное, деструктивное. В конечном итоге, человек не может быть хозяином самого себя.

Философия экзистенциализма исходит из противоположного – в мире нет иного творца человека, кроме самого человека. Он сам создаёт свою сущность и творит самого себя. Каждый момент человек есть не результат, а проект. Он есть существо, устремлённое в будущее. Так как человек сам творит своё бытие, он ответственен за него.