ХАРАКТЕР МУХАММАДА

Общая оценка его характера

Никому из тех, кто изучал жизнь Мухаммада, еще не удавалось остаться равнодушным к факту его головокружительного восхождения от обычного жителя Мекки до бесспорного лидера арабов на всем Аравийском полуострове. Мы рассматриваем не просто влиятельную историческую фигуру, а человека, который претендовал на роль последнего и величайшего из всех Божьих пророков. Оценивать его личность необходимо как с религиозной, так и с исторической точек зрения, и, возможно, было бы уместно начать это делать именно с последней, прежде чем исследовать более детально его пророческие убеждения.

Мусульманский мир без каких-либо затруднений пришел к единодушному заключению: Мухаммад был величайшим из всех пророков, фактически мировым посланником Аллаха, живым примером. Он был безгрешен, хотя и не лишен человеческих слабостей; безукоризненно исполнял свою роль в качестве избранного Аллахом представителя его на земле. Однако христианская точка зрения тогда была совершенно иной, и христиане в целом воспринимали Мухаммада как бесспорного лидера и реформатора, который вывел арабов из тьмы язычества, и одновременно как одержимого демонами самозванца, поставившего своей единственной целью увести людей с истинного пути Евангелия.

Существует много путей беспристрастной оценки пророческой деятельности Мухаммада. Можно оценивать качества его характера; можно оценивать его в свете репутации, которой он пользовался у ближайших современников; как претендента на исполнение божественной миссии; можно сравнить его с Иисусом Христом, основателем другой всемирной монотеистической веры. Разумеется, было бы неуместно подходить к нему с предубеждением. Только объективный взгляд покажет его истинный характер, и очень важно, чтобы его слова и поступки говорили сами за себя.

Мухаммад не отрицал, что у него были ошибки. Некоторые из них упоминаются в Коране. Там приведен случай, когда он отвернулся от человека только потому, что тот был слепым (сура 80:1-2). Он нигде не фигурирует в качестве обманщика, который заботился бы только о том, как показать себя со всех сторон совершенным примером. И действительно, говорить о предумышленном обмане не приходится, так как его целеустремленная преданность своей идее, иногда перед лицом неприятностей, была искренна и оценивается высоко.

Он по-настоящему верил, что был призван Аллахом увести свой народ от языческого безумия к поклонению единому Вседержителю. В достижении своей цели он практически не колебался, несмотря на бесчисленные жестокие преследования. Путешествие в ат-Таиф, вероятно, было самым черным днем в его судьбе, но даже в этом случае он не разочаровался и не засомневался в своем призвании. Однажды он сказал, что даже если солнце оденет своими лучами его правую руку, а луна — левую, он все равно не откажется от своего призвания, пока Бог правит им. Даже когда его искушали потребовать что-нибудь от Аллаха в доказательство своей миссии, например власть творить чудеса, он не делал этого и стойко нес возложенный на него груз ответственности, говоря, что Коран сам по себе является чудом и доказательством его призвания свыше.

Очень важно, а может быть, даже чрезвычайно важно то, что он не только следовал своим курсом, но и четко понимал, что тот имеет свои пределы. Он был всего лишь человеком, ничем не отличавшимся от вестников Аллаха, которые ушли в небытие в разное время (сура 3:144). Главным образом он заботился о том, чтобы его слушатели следовали по пути его Бога (сура 25:57), и хотя над ним насмехались и отвергали как сумасшедшего, он рассматривал себя однозначно — как человека, призванного привести свой народ к истине (сура 7:184).

Простота его жизни также свидетельствует о его чистосердечии. На протяжении всех лет гонений и преследований в Мекке он жил очень скромно и не изменил этому образу жизни даже в то время, когда мог наслаждаться растущим успехом в Медине и когда вся Аравия постепенно переходила под его влияние. Ко времени его смерти он по-прежнему охотно подметал пол у себя в спальне, делал обычную работу по дому и жил в соответствии с образом жизни своих товарищей. Он никогда не увековечивал свой облик и не устраивал в свою честь пышных процессий, а после смерти его похоронили в спальне жены, так как у него не было своего дома. Если говорить о том, что он стремился к мировому господству, необходимо признать, что под этим подразумевалось господство Аллаха как вечного властелина сердец верующих. Он никогда не переоценивал себя и не превозносился.

В религиозной среде существует глубокое ощущение духа человека, осознающего свое место в мироздании. Ислам не явился чем-то новым, призванным вытеснить все, что предшествовало ему, он только подтвердил предыдущие откровения. Мусульман призывали последовать за верой Авраама и уважать вклад великих пророков прошлого (сура 2:135-136). Мухаммад пришел только для того, чтобы пересмотреть и переоценить путь Аллаха, а не устанавливать новое направление в религии.

Христиане, пытающиеся унизить пророка ислама и подорвать его авторитет, а также связать его учение с нечистой силой, никогда не старались оценить этого человека с позиций его поколения. Если судить о нем объективно, то он выделяется как один из гигантов человеческой истории. С точки зрения людей, живших в его эпоху в диких пустынях Аравии, в то время, когда на эту часть земли никто не обращал внимания, он воспринимался как удивительная личность. До тех пор ни один христианин не сможет в полной мере понять, что побуждает придерживаться этой веры сотни миллионов мусульман, пока не увидит личного влияния Мухаммада на первое поколение верующих. В этой связи было бы уместным более пристально взглянуть на то, как его современники рассматривали пророка сквозь призму ежедневных взаимоотношений с ним.

Свидетельства соратников Мухаммада

Вероятно, лучшей проверкой искренности человека являются свидетельства его ближайшего окружения. В данном случае такими людьми были те, кто знал Мухаммада очень близко, кто больше всех был осведомлен о его слабостях, а также те, кто безоговорочно верил ему. Существует несколько письменных свидетельств вероотступничества некоторых из его переписчиков, подвергавших сомнению божественное наитие, сопровождавшее передачу Корана. Но их можно назвать исключением. В целом необходимо признать, что Мухаммад был искренне убежден в своем призвании, а его характер и образ жизни вполне убеждали домочадцев и близких последователей в истинности этого.

Честность многих наиболее известных соратников Мухаммада не вызывает серьезных сомнений. Абу Бакр и Умар, два его ближайших преемника, люди с сильными характерами, заметили бы любые противоречия между его обликом пророка, известным широкой общественности, и особенностями частного человека, которого они знали лично. Так, Абу Бакр, имевший прозвище ас-Сиддик (Заслуживающий Доверия), был глубоко предан Мухаммаду и верил в него в годы борьбы, когда казалось, что пророку так и не удастся заслужить всеобщего признания народа. Присутствие Абу Бакра в пещере неподалеку от Мекки во время хиджры свидетельствует о непоколебимой верности, которой Мухаммад смог добиться от своих последователей, поскольку для них это было идеальное время (люди сомневались в искренности пророка), чтобы полностью отдалиться от предлагаемого им пути и не рисковать своей жизнью.

Даже когда Мухаммад сделал сенсационное заявление о том, что однажды ночью он посетил Иерусалим и внутренние покои небесных чертогов благодаря своей способности видеть в темноте, как раз в то время, когда мекканская оппозиция достигла пика враждебности, Абу Бакр не подверг сомнению его правдивость. Как гласит предание, он оставался с пророком даже в тот момент, когда курайшиты собирались побить его камнями.

Мы очень мало знаем о Мухаммаде до того периода, когда он стал широко известен в обществе, и тем не менее у нас имеются свидетельства об искренности его характера. Его знали как человека, заслуживающего доверия во всех своих поступках и делах. Хадиджа, умудренная опытом женщина, достаточно быстро вышла за него замуж, и он бы не получил прозвища ал-Амин (Верный) напрасно. Если судить о Мухаммаде по стандартам его времени, этот человек заслуживает глубокого уважения и обладает безупречным характером. Но христиане не могут оценивать его только по этим критериям, поскольку личность, которую мы обсуждаем, не претендовала на роль лишь славного человека с хорошими манерами. Любой, кто выдвигает себя на роль самого чистого и значительного из всех существовавших в истории вестников Аллаха, немедленно обрекает свои притязания на самую тщательную проверку. Решение в этом вопросе не может основываться на благосклонной субъективной оценке в силу неких религиозных убеждений, но и нельзя судить человека только по относительным стандартам его времени, что часто допускается в жизнеописаниях пророка.

Стандарты суждения: относительны или абсолютны?

В седьмом столетии полигамия в Аравии расценивалась как вполне приемлемая форма брака, а набеги на караваны — как вполне естественное занятие. Человек не задавался вопросами о нравственности подобной деятельности, а просто защищал себя и свою собственность как мог, прибегая к помощи своего племени или клана. Мухаммад не осуждал ни одно из этих явлений аравийской жизни, в связи с чем очень часто высказываются мнения, что это негативно характеризует его с точки зрения стандартов традиционного христианского мира.

Нельзя позволить Мухаммаду избежать подобного анализа. Он открыто объявил себя мировым вестником, посланным всему человечеству (каффатан линнаси); в Коране утверждается, что сам Аллах и все ангелы небесные ниспослали ему свое благословение (сура 33:56); его называют прощением (милосердием) всего человечества (рахматан лилаламин), посланным Аллахом; печатью всех пророков (хатама-н-набийин) и апостолом Аллаха (сура 33:40). Поскольку он претендует на вселенское почитание и пример для подражания, то его необходимо судить по абсолютным стандартам.

В силу подобных притязаний Мухаммада вряд ли можно удивляться тому, что сами мусульмане, изображая его, использовали абсолютные категории. Говорят, что он посвятил всю свою жизнь, самую благородную и правдивую, какую когда-либо проживал человек, служению человечеству. Возникает вопрос: жил ли когда-нибудь кто-либо еще такой же жизнью, как он, выстоявший против пламени всего мира и вышедший из него невредимым, несмотря на бесчисленные испытания и искушения? Когда имеют место подобные притязания, невозможно однозначно решить, должен ли человек оцениваться только по стандартам своего времени или исключительно в свете его личной искренности.

Таких великих людей, как Будду Гаутаму и Конфуция, вероятно, можно оценивать только в свете их индивидуальных свойств характера и учения, но пророка ислама, который провозгласил себя последним и величайшим посланником в ряду облеченных божественными полномочиями, включая и Иисуса Христа, невозможно освободить от более взыскательного анализа. Действительно, фундаментальным принципом христианской веры всегда являлся факт, что Иисус Христос был не только величайшим человеком из всех когда-либо живших на земле, но и то, что Он был совершенным человеком. Он был безгрешен, безупречен в Своем поведении, с добродетелями, согласующимися с божественными стандартами абсолютного совершенства. Мухаммад напрашивается на сравнение с Ним, когда провозглашает себя Его подобием, что видно из следующего отрывка:

Абу Хурайра рассказывает, что посланник Аллаха (да пребудет он с миром) сказал так: «Из всех людей и пророков, принадлежавших одной религии, я более схож с Иисусом Христом, и ни один пророк не поднимался между мной и Иисусом».

(Ас-Сахих Муслима, том 4, с. 1260)

Когда Мухаммад претендует не только на сходство с Иисусом Христом, но даже в некоторых случаях на Его замещение, он опять провоцирует людей, чтобы они судили его по самым высоким стандартам. Типичный пример подобной претенциозности, когда пророк вновь провозглашает себя выдающейся личностью в истории человечества, приводится в отрывке из его учения:

Абу Хурайра рассказывает, что посланник Аллаха (да пребудет он с миром) сказал так: «Я буду превосходящим среди потомков Адама в День Воскресения Мертвых, и я буду первым просителем и первым, чье прошение будет принято (Аллахом)».

(Ас-Сахих Муслима, том 4, с. 1230)

Анализ отношения Мухаммада к врагам, в частности его взаимоотношений с иудеями и христианами Аравии, так же, как и его многоженство, покажет, до какой степени обоснованы эти притязания.