ЧИТАЙ! — ПРИЗЫВ К ПРОРОЧЕСТВОВАНИЮ

Размышления Мухаммада на горе Хира

Ислам, как, впрочем, иудаизм и христианство, основан на принципе единобожия. Един Бог, Который создал вселенную и Который объявляет Свою волю, Свои законы и Свою истину через посредничество людей-вестников. Кроме того, в то время как две другие религии основаны на постепенном, поэтапном откровении пророков, призванных из просвещенного народа, ислам в этом отношении является религией уникальной, поскольку его основатель был арабом, т. е. происходил из народа, ничего не ведающего о подобном призвании и погрязшего в языческом идолопоклонстве.

Чтобы понять сущность и дух мусульманского вероисповедания, необходимо рассмотреть весь опыт откровений, полученных Мухаммадом. В первую очередь, очень важно понять, как он был подготовлен к ним и что привело его к убежденности в своей миссии посланника Бога. Здесь мы сталкиваемся с удивительным парадоксом. Мухаммад начал свои религиозные искания не как претендент на пророческую должность, а, скорее, как некий мистический исследователь, похожий на восточных предсказателей, существовавших и до него.

Известно, что некоторое время Мухаммад постоянно уходил на гору Хира, расположенную недалеко от Мекки, чтобы в полном уединении размышлять о смысле жизни. Там он мог, не опасаясь негативной реакции племени, задаваться вопросами о правильности верований своего народа. Далеко внизу бурлила привычная жизнь, суматошная толпа, где сотни людей из всех уголков Аравии перемешались, переплавились в единый гудящий конгломерат. Для любого обычного человека это была простая, повседневная жизнь. Вся окружающая вселенная не имела реальной значимости в отрыве от непрерывной деятельности. С этой точки зрения поклонение идолам было совершенно уместным. Многообразие богов, которым было придано человеческое подобие, казалось в высшей степени сообразным с той жизнью, которую знали люди.

Высоко на горе Хира, когда Мухаммад обозревал широкие молчаливые горизонты, расстилающиеся перед ним, суть вещей начала казаться ему несколько иной — ему, который в возрасте сорока лет решился искать смысл своего существования. Здесь, в вышине, суета людского движения показалась ему мелкой и незначительной. Если бы он мог увидеть людей отсюда, они, скорее всего, напомнили бы ему муравьев. В то же время и их идолы становились мелкими и незначительными. На расстоянии их даже невозможно было различить, и Мухаммад наверняка должен был испытывать изумление от одной мысли о том, что их существование было просто результатом воображения тех, кто поклонялся им. Осматривая горизонт, он, вероятно, был подавлен бескрайностью, безмятежностью, мирным спокойствием, льющимся с небес далеко за пределы человеческого восприятия.

Частые уединения и волнующее чувство абсолютного единства всего сущего во вселенной, должно быть, заставляли будущего пророка размышлять над идеей источника мироздания и жизни. Языческие идолы были слишком человеческими по форме. Неужели же нет какого-то более значительного Существа за пределами земли, которое смотрело бы на нее в созерцательном уединении, как делал это сам Мухаммад, великого и одинокого Бога в вечной изоляции от физических миров, которые Он Сам и сотворил?

Эти размышления могли бы возвратить к людям какого-нибудь другого восточного прорицателя, который в должное время спустился бы и сказал, что в конце концов открыл для себя смысл жизни. Будда Гаутама был именно таким человеком. Долгое время он вел жизнь отшельника и коротал время, медитируя под избранным деревом, а в один прекрасный день объявил, что его таинственные поиски истины завершены и он нашел свет: вся жизнь, все ее повороты могут быть разрешены одним изречением, которое он продекламировал. Желания есть причина всех страданий — подчини себе свои желания, и страстные стремления, боль и страдания будут лишены силы и значения.

Размышления в конечном счете зачастую приводят к идее просвещения, и сын арабского купца мог прийти к такому же выводу. Однако с Мухаммадом этого не произошло. Разумеется, наступил тот день, когда он спустился с горы Хира и объявил, что его поиски завершены, но не в результате достижения высшей точки в медитации и не потому, что он убедился в непременной благотворности своих открытий.

Его размышления были внезапно прерваны неожиданным видением на горизонте сверхъестественного существа. Не успев достигнуть состояния просвещенности, он смело встретился лицом к лицу с тем, что, как он заявил позже, выходило далеко за пределы его надежд. Существо смотрело на него со всех сторон, куда бы он ни поворачивался, дабы избежать его взгляда. Оно сказало только одно слово: «Читай!» И с этого момента все изменилось. Теперь Мухаммад был не просвещенным прорицателем, он был пророком, призванным свыше, от самого Аллаха, чтобы открывать истину людям.

Но Мухаммад вначале не был убежден, что видение было облечено божественными полномочиями. Более того, он в страхе бросился вниз с горы и сказал своей жене Хадидже, что неплохо было бы узнать, не вселился ли в него джинн, один из дьявольских духов, которые, по арабским поверьям, овладевают сумасшедшими (маджнун) поэтами? В результате действительно пережитого случая и немедленной реакции на него читаем:

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах, был в ужасе. В какую бы сторону он ни поднимал голову, в небе он видел его; поэтому он быстро вернулся к Хадидже и передал ей эти сведения. Он сказал: «О Хадиджа! Во имя Аллаха, я никогда ничего так не ненавидел, как идолов и предсказателей, и я боюсь, что сам должен стать предсказателем... О Хадиджа! Я слышал звук и видел свет, и я боялся, что сошел с ума».

(Ибн Саад, Табакат, том 1, с. 225)

Мухаммад был охвачен страданиями, и когда несколько лет спустя ему во второй раз явилось видение, он, как и прежде, побежал в ужасе вниз, настолько он испугался, полагая, что на него напали дьявольские силы. Однако затем он понял, что это сам Аллах, единственный Вседержитель вселенной, посетил его, и, как говорит предание, с этого момента «откровения набирали силу и следовали быстро» (Ас-Сахих Муслима, том 1, с. 99). На протяжении следующих двадцати трех лет ему больше не являлись подобные видения, но Коран постепенно увеличивался по мере получения Мухаммадом откровений в снах и иными способами.

Абсолютный характер откровений в исламе

Вряд ли стоит сомневаться в подлинности этих видений. Вероятнее всего, самозванец и в дальнейшем постоянно прибегал бы к заявлениям о подобных видениях, но Мухаммад никогда больше не делал их, и именно этот факт свидетельствует об искренности пережитого им. Коран подчеркивает реальность того, что видел пророк:

Во всем величии явился Он на высшей точке горизонта. Потом приблизился и опустился, и был на расстоянии не боле двух пролетов лука. Так Своему рабу (Он) передал то (откровенье), которое назначил для него. То, что узрели ум и сердце, они (пророку) не солгали, ужель вы станете оспаривать все то, что он узрел?

(Сура 53:6-12)

Реальность видений подтверждается также реакцией на них Мухаммада. Если бы он воспринимал видения как плод собственного воображения, чтобы подтвердить свое стремление к пророчествованию, то, несомненно, сразу же наделил бы их божественными полномочиями. Но первоначальный страх пророка, что видения могли иметь дьявольское происхождение, дает веские основания верить в их подлинность. С другой стороны, принимая искренность его заявлений, христиане оставляют за собой право подвергать сомнению происхождение этих видений.

С точки зрения мусульман, совершенно немыслимо подвергать сомнению откровения. Так много заключено в первом приказе: «Читай!», что целиком гармонирует с характером ислама! «Читай!» — был первый приказ. Мухаммад был сбит с толку его значением. Но наконец-то смысл приказа прояснился: «Повторяй за мной!» Затем он получил сообщение — он должен просто повторять все, что услышит. Само название книги — ал-Коран, Изложение, — берет свое начало из первоначального приказа, и характер ислама в значительной степени следует из него.

Практически события развивались так, будто бы ангел, как понимает это ислам, сказал Мухаммаду: «Ты правильно делал, сомневаясь в обычаях своих предков. Твои попытки найти истину посредством размышления и созерцания достойны одобрения, а желание подвергнуть сомнению идолопоклонство свидетельствует о твоей искренности. Но теперь истина придет к тебе свыше, по приказу (амр) Аллаха, и было бы неправильно сомневаться в ней. Сомнения, которые возникают в результате невежества, понятны, но сомневаться в том, что было открыто, это нечто отвратительное и явный признак неверия. Повторяй за мной! Просто делай то, что приказывают!»

Такое положение дел объясняет непреклонный, абсолютный характер откровений в исламе и внушающую страх и благоговение власть, которую он распространяет на своих последователей. Истинный мусульманин никогда не поставит под сомнение божественное происхождение своей веры. Слово «ислам» означает подчинение, и истинный мусульманин — тот, кто подчиняется и проявляет свою искренность, не задавая вопросов. Вера в исламе — это не путешествие в неведомое. Это простой, однозначный ответ на известное, на то, что было открыто, это спокойное смирение перед тем, что предписано, без сомнений по поводу того, действительно ли это божественная истина или нет. Более чем в сотне случаев в Коране используется слово амр, которое подчеркивает, что все, что открыто, является призывом Бога к немедленному подчинению (суры 10:24, 16:1, 20:93). Суть вопроса заключена в данном отрывке:

Ведь истина исходит лишь от Бога, — а потому, не будь ты с теми, в ком сомнения живут.

(Сура 3:60)

Приказ не сомневаться, фала такун минал-мумтарин, постоянно встречается в Коране (суры 2:147, 6:114, 10:94); он выражает природу веры истинного мусульманина. Все правила ислама жестко предписаны. Пять раз в день — обязательные молитвы. Ритуал омовения обязателен каждый раз, когда мусульманин идет в мечеть. И каждый ракат в мечети, церемония молитвы, является точным повторением предыдущего. Каждый ритуал хаджа (паломничества) в Мекку четко определен. Соблюдение рамадана (мусульманского поста) тоже никогда не меняется. Повторения, свойственные исламу, берут свое начало непосредственно из первого приказа: «Читай!», и истинный мусульманин просто повторяет то, что было в откровениях, даже не задумываясь об этом; ему просто не позволено сомневаться. В Коране Авраам получает приказ Аслим! («Будь покорен!»), и в ответ звучит Асламту («Я покоряюсь») (сура 2:131). Такова вера мусульман. Ислам не в состоянии понять Авраама, который в Библии оспаривает решение Бога уничтожить Содом и Гоморру, поскольку подобные действия кажутся ему противоречащими характеру Бога, Которого он знал как справедливого и добродетельного (Быт. 18:23–25). Спорить с Богом как делал это и Моисей (Исх. 31:11–12), представляется мусульманам абсолютно немыслимым.

Предающийся созерцанию Мухаммад немедленно изменился, как только начал получать откровения для Корана. В отличие от Будды, он больше не верил, что трансцендентальная жизнь была предметом религиозных реформ, и больше не интересовался таинственными путешествиями в глубины божественного духа. Его религия, по существу, была практической, наполненной предписаниями, определяющими каждодневные поступки, пророк же оставался только получателем, но ни в коем случае не исследователем истины. Первое видение и поражающая сила первого приказа — просто повторять то, что будет открываться, — характеризуют дух ислама вплоть до наших дней.