ПОСЛАННИК ВСЕМУ МИРУ

Пророк Аллаха для арабов

Когда Мухаммад начал свою пророческую миссию, он рассматривал себя в качестве человека, призванного нести предупреждение своему народу (сура 74:2). Первое время после получения призыва он фактически скрывал то, что с ним произошло на горе Хира, и потребовалось некоторое время, прежде чем он начал публично проповедовать, но даже тогда он полагал, что его первостепенная задача заключалась в направлении своих ближайших родственников на путь Аллаха.

Согласно дошедшим до меня сведениям, три года прошло с тех пор, как посланник начал скрывать свое состояние, пока Бог не приказал ему открыть свою религию. Затем Бог сказал: «Объяви всем о Моем приказе и отвернись от многобожников». И добавил: «Предупреди свою семью и ближайших своих родственников и снизойди к своим последователям, которые следуют за тобой». И еще: «Скажи, Я единственный, кто извещает откровенно».

(Ибн Исхак, Сират расул Аллах, с. 117)

Похоже, в это время пророк не думал о величии. Он нажил себе множество врагов среди язычников-арабов, пытаясь повернуть их от поклонения идолам к почитанию единого истинного Бога. Он серьезно предупреждал их, что огромные бедствия падут на Мекку, если они не раскаются и не примут его послания. Вероятно, он видел себя в роли пророческого герольда, вестника, посланного спасти свой народ от неминуемого Божьего гнева. На этом этапе своей миссии он не знал, что может быть призван нести последнее послание Бога всем народам мира.

Смиренность удерживала его от объявления себя чудотворцем или признания у себя божественных признаков, он просто говорил: «Всего лишь человек я, вам подобный. Пришло мне Откровение, что бог ваш — Бог Единый» (сура 18:110). Он полагал, что цель Бога заключалась в послании своего апостола каждому народу (суры 10:47, 16:36), и он — просто арабский пророк, посланный арабскому народу. Поэтому его Священная Книга, ал-Коран, была написана не на еврейском или греческом языке, как Священные Книги, посланные до него, например, Таура — Моисею и Инджил — Иисусу. Коран был написан на простом и ясном арабском языке для того, чтобы послание Аллаха арабам было понято ими.

Ее Мы ниспослали, как Коран арабский, чтоб вы могли уразуметь.

(Сура 12:2)

То, что вестник был послан арабам из их же числа, воспринималось пророком как огромная благодать, врученная его народу. «Они в лучах щедрот и благости Господней, и ведают, что Бог не даст погибнуть награде тех, кто предались…» (сура 3:171). В то время он считал своим призванием вести людей к знанию основных истин о Боге, так же, как это делали люди со Святыми Писаниями до него. Первоначальное понимание Мухаммадом своей цели кратко изложено в этом стихе:

Он средь невежд избрал посланника для них, кто им Его знамения толкует, чтобы очистить их и обучить Священному Письму и мудрости (Господней), — хотя еще совсем недавно они в земных грехах блуждали.

(Сура 62:2)

Он начал проводить различие между чужими Людьми Книги (Ахл ал-Китаб) и своим народом — Неграмотными (ал-Уммийун), к которому был послан (сура 3:20), чтобы арабы тоже стали людьми Священной Книги. Точно неизвестно, когда его мысли о себе как о последнем всемирном пророке Аллаха возобладали, но в Коране имеются признаки, свидетельствующие, что в определенный момент времени он уже относился к себе как к уникальному вестнику, неграмотному пророку, которого никогда не обучали Святым Книгам (ан-набий-ал-умми), но чей приход тем не менее был предсказан в предшествующих Священных Писаниях:

Кто следует посланнику сему, необразованному, неученому пророку, которого они находят записанным у них и в Торе, и в Инджил…

(Сура 7:157)

Как только Мухаммад переехал в Медину и начал привлекать к себе и завоевывать людей, его самомнение возросло до того, что он стал считать себя величайшим из всех пророков, посланным открыть последнюю религию Бога и усовершенствовать ее, а также призвать все народы покориться ей.

Всемирный вестник человечества

Показательно то, что именно в следующем стихе Коран обращается к Мухаммаду как к уникальному пророку, проводнику человечества, чей приход предсказывался в прошлых откровениях: «Скажи: „О, люди! Ко всем вам я — посланник Бога, — Того, кто властвует над небом и землей. Нет божества, кроме Него. Лишь Он живит и умертвляет. Так веруйте же в Бога и посланника Его, кто неучен и не научен, и верит в Бога и Его слова…“» (сура 7:158). С этих пор Мухаммад говорит о себе в терминах, обособляющих его как последнего вселенского вестника.

Еще не было посланника среди посланников, который был бы посвящен знаком среди знаков, дарованных (прошлым посланникам). Род людской верил в него, и истинно мне пожаловали откровение (Священный Коран), которое открыл мне Аллах. Я надеюсь, у меня будет несметное количество последователей в День Воскрешения из Мертвых.

(Ас-Сахих Муслима, том 1, с. 90)

Среди посланников у меня будет огромное число последователей ко Дню Воскрешения из Мертвых, и я первым постучу в ворота Рая.

(Ас-Сахих Муслима, том 1, с. 133)

Образ Мухаммада трансформируется из пророчествующего человека, несущего предупреждение своему народу, в мессию. Коран называет его «вселенским» посланником человечеству (сура 34:28), принесшим радостные известия и серьезные предостережения, а вместе с тем не только указание верующим благословлять его, но и утверждение, что сам Аллах и его ангелы делают это:

Аллах и ангелы Его, поистине, пророку шлют свое благословленье, и вы, что Господу предались, ему свое благословленье говорите, и искренним приветствием приветствуйте его.

(Сура 33:56)

К нему обращаются, используя выдающийся титул рахматан лилаламин, «посланник всему миру» (сура 21:107); в другом месте его называют хатама-н-набийин, «печать пророков» (сура 33:40). Ни одного пророка не будет после него, поскольку он был величайшим среди апостолов Аллаха, призванным нести его последнее откровение всему человечеству. Послушание ему становится синонимом послушания его апостолу (сура 64:12), и к концу жизни его призвание завершило свой цикл.

Из простого пророка своего народа, еще не получившего Святую Книгу, он превратился в пророка, чей Коран и религия, ал-Ислам, вытеснили все, что было до них. Иудаизм и христианство, рассматриваемые вначале как обладатели истины в противоположность невежеству язычников-арабов, теперь потеряли свою значимость и важность перед лицом Аллаха, и только ислам стал истинной религией (сура 3:19), не дающей никакого права выбора никому, кто после обращения пожелал бы идти иным путем.

Кто изберет религию иную, чем ислам, ему ничем не сможет быть угодным, и в Судный день окажется средь тех, кто понесет урон (тяжелый).

(Сура 3:85)

В силу этих причин ислам по мере своего развития никогда не уживался со своими предшественниками — иудаизмом и христианством — в качестве особой религии арабов или просто как альтернативное вероисповедание. Он стал полным и последним откровением, заместившим и вытеснившим буквально все, что предшествовало ему, и ничто не должно было превосходить его. Мухаммад представлял себя последней печатью в планах Аллаха, что отчетливо прослеживается в словах, приписываемых ему:

Сходство между мной и предшествующими мне посланниками состоит в следующем: человек построил дом, очень внушительный и красивый, и он полностью закончил его, кроме одного кирпича в одном из его углов. Люди будут ходить вокруг дома и восхищаться им, но потом скажут: «Почему здесь нет кирпича?» И он сказал: «Я и есть этот кирпич, и я последний из посланников».

(Ас-Сахих Муслима, том 4, с. 1235)

Изучение вопроса откровения в исламе и пророческого характера Мухаммада раскрывает уникальную личность, чье самомнение и перспективы росли с течением времени, обнаруживая четкую последовательность в процессе развития. Все началось с единственного слова «Читай!», и с этого момента последовали откровения, составляющие Священную Книгу, известную сегодня как Коран. Вместе с Кораном рос и человек, рос, достигая чрезвычайной популярности. Пророк, который полагал, что находится в непосредственном контакте со Вседержителем, и который был послан в качестве последнего вестника всему человечеству. Христиане могут сомневаться в достоверности его призвания стать истинным пророком, но без понимания удивительного пути его апостольской миссии невозможно понять дух ислама, как и понять, почему он оказывает огромное влияние на своих сторонников.

 

Глава пятая
МУХАММАД В НАРОДНОМ ИСЛАМЕ