ИМЕНА ПРОРОКА

Почитание Мухаммада в исламе

Исторически Мухаммад был арабом среди арабов, обычным человеком, который верил, что последнее откровение Аллаха, Коран, был послан ему свыше как не более чем правдивому распространителю содержания книги. Он был убежден, что его призвали стать пророком — безусловно, величайшим из пророков, — но тем не менее он был только слугой Аллаха и на протяжении двадцати трех лет своей пророческой деятельности никогда не мнил себя божественным мудрецом, или святым мистиком, или еще кем-то в этом роде.

Однако мусульманская легенда о Мухаммаде, как правило, далека от его реальной биографии. Простые истории его жизни были приукрашены фольклором, где он представлялся великим чудотворцем, безгрешным пророком, который был совершенной моделью для всего человечества. Он мог являться во снах и благословлять верных мусульман; он был выдающимся из божественных созданий, чей свет был зажжен в первую очередь. Образ его изменился от пророчествующего вестника до святого и загадочного филантропа.

Во всем мусульманском мире имя Мухаммада стоит на втором месте после имени самого Аллаха. Ежегодно в честь пророка устраиваются празднества, от его имени взывают к Аллаху, его исключительные достоинства воспевают поэты, и ему посвящают свои произведения композиторы. Для того чтобы понять всю глубину духа преданности, которую мусульмане выказывают своему пророку, необходимо не только ознакомиться с исторической личностью Мухаммада, но и с его мистическим образом, превалирующим в умах обычных мусульман. Поэтому изучение его наследия включает и концепцию личности пророка.

В соответствии с учением ислама Аллах обладает девяноста девятью атрибутами, известными в народе как ал-асма ал-хусна, «прекрасные имена». Большая часть имен происходит непосредственно из Корана (первые двенадцать следуют одно за другим в суре 59:22–24), но остальные берут свое начало из других источников. Со временем сложилась традиция называть Мухаммада девяноста девятью «благородными именами», ал-асма аш-шарифа, которые использовались параллельно с именами Аллаха. После произнесения имени Мухаммада правоверный мусульманин должен прочитать таслийа, благопожелательную формулу, «да благословит его Аллах и да приветствует!» (саллаллаху алайхи ва саллама). Все имена произносятся с благоговейным трепетом, глубоким уважением и неподдельным религиозным почитанием. Широко распространенное предание цитирует самого Мухаммада:

У меня много имен. Я Мухаммад, я Ахмад, я ал-Махи, посредством которого Мухаммад уничтожает неверных, и я Хашир (сборщик), у чьих ног собираются люди, и я Акиб (после которого не будет никого), и Аллах назвал его сострадательным и милосердным.

(Ас-Сахих Муслима, том 4, с. 1255)

Имя Ахмад стало в исламе общепринятой альтернативой имени пророка, и Иисус, как гласит предание, предсказывая его приход, назвал его именно этим именем (сура 61:6). Оно происходит от того же корня, что и имя Мухаммад, и означает «достойный похвалы». Множество имен основано на записях в Коране, например пророка называют ал-Хади, «Ведущий (верным путем)» (сура 13:7); ал-Амин, «Верный» (сура 26:107); ал-Мубин, «Ясный» (сура 15:89); и ал-Хатим, «Печать» (сура 33:40). Другие имена брали свое начало из хадисской литературы или были присвоены Мухаммаду мусульманскими учеными мужами, которые утверждали, что обнаружили их в том или ином источнике.

Множество божественных имен, которыми называли Аллаха, перешли и к Мухаммаду. Фактически они совместно пользуются следующими именами: ал-Азиз, «Благородный»; ал-Раиф, «Снисходительный», и ал-Рахим, «Милосердный»; двумя следующими именами называют пророка в суре 9:128 — ал-Вали, «Друг», и ал-Хакк, «Истина». Однажды мусульманский мистик воскликнул, что красота пророка есть зеркало Великого Имени Аллаха. Это серьезный показатель глубокого почитания пророка в исламе. Во многих современных изданиях Корана на первой странице перечислены все девяносто девять имен Аллаха, а в конце книги, в том же формате, перечислены все девяносто девять имен Мухаммада. Все эти имена приведены в оригинальном арабском звучании.

Существенные особенности имен пророка

У семитских народов имя обычно имеет гораздо большее значение, чем у остальных народов. Как правило, библейские имена указывают на наличие какой-то особенности его владельца, в исламе имена пророка тоже значат гораздо больше, чем просто слово, используемое для обращения к человеку. Считается, что само произнесение имени Мухаммад приносит бараку (благословение) на того, кто его произносит. Писатели мистического толка утверждают, что Адам назвал пророка этим именем, увидев, что оно начертано на небесах, когда просил Аллаха за него. Утверждают, что архангел Гавриил и пророк Авраам обращались к небу, называя это имя во время ал-Мираджа, и что Ангел Смерти рыдал при его упоминании, когда пришел призвать пророка к вечному покою.

Величайший мусульманский ученый девятнадцатого столетия Джалал ад-Дин ас-Суйути, рассматривая атрибут пророка «Прославленный», заявил, что он — Мухаммад и Ахмад одновременно, что его народ — прославленный народ (хамд) и что молитвенный обряд его народа открывается прославлением. В День Страшного суда Мухаммад будет выступать под знаменем прославления и будет вознесен к ал-Макам ал-Махмуд (Пристанищу Прославления).

Очевидно, что первое имя, данное пророку еще при жизни, было ал-Амин, Верный; таким его знали люди еще в детстве: «из-за добродетельных качеств, которыми Бог наделил его» (Ибн Исхак, Сират расул Аллах, с. 81). Это имя стало одним из самых выдающихся его имен, и многие мусульмане носят его в качестве имени или фамилии.

Во многих главах Корана этому имени предшествуют несколько арабских букв. Значение их неизвестно, но в качестве расшифровки приводилось множество толкований. Две буквы хамим находятся в начале сур 40 и 46, и со временем значение их было понято, — это краткая форма преданности пророку: Хабиби Мухаммад — «мой возлюбленный Мухаммад». Там, где уделялось особое внимание каллиграфии, эти слова изображались декоративно. Похожие буквы та-ха и йа-син, написанные в начале сур 20 и 36, в исламской истории соответствуют имени Мухаммада. Та-ха — сокращение от слова тахир, означающего «чистый», а хади означает «ведущий». В соответствии с этим в исламской поэзии Мухаммада называли Таха (Чистый Проводник) и очень часто именем собственным — Йасин.

Но только имя Мухаммад снискало в исламе особое, глубочайшее благоговение и почтение. Поскольку считается, что оно несет в себе величайшее благословение (барака), многих детей называют именем пророка или производными от него. Джафар ас-Садик, шестой великий шиитский имам, писал, что каждый носящий имя Мухаммад только благодаря исходящей от его имени добродетели должен попасть в рай. В этой же связи в Марокко бытует предание, которое гласит, что если в доме или шатре есть человек, носящий имя Мухаммад, ангелы никогда не оставят этот дом и будут защищать его обитателей до тех пор, пока черная собака или группа музыкантов не уведет их.

Во многих поэмах говорится, что само упоминание имени пророка приносит благословение называющему его, но некоторые поэты предостерегают, что очень немногие имеют право произносить это чистое и святое имя. Один из них заявляет, что даже если он тысячу раз прополощет рот мускусной и розовой водой, упоминание святого имени по-прежнему будет абсолютной дерзостью.

Одним из самых распространенных имен пророка, особенно в народных мусульманских песнях, считается ал-Мустафа, Выбранный. Также распространено имя ал-Муджтаба, Избранный. Ими часто называют арабских детей.

Во время религиозных церемоний и празднеств в честь пророка и его имени, а также иных титулов, данных ему, звучит огромное количество восхваляющих песен, что является неотъемлемой частью глубочайшей преданности и любви. Огромное почтение, которое питает к пророку весь мусульманский мир, может не сразу раскрыться немусульманским наблюдателям, но очень важно правильно оценить его, если они искренне хотят понять мусульманство.