АВРААМ И ГОД СЛОНА

Христианский царь Абиссинии

Событие, произошедшее поблизости от Мекки незадолго до возникновения ислама, описано во всех работах, посвященных окружению, в котором Мухаммад нашел свою новую веру. После низложения Зу Нуваса, царя Абиссинии, новый царь Авраам принял решение сделать христианство доминирующим вероисповеданием в Южной Аравии. Он выстроил прекрасный собор в городе Сана, который, как он надеялся, привлечет всех арабских паломников. Город существует и поныне (совр. Йемен), чего нельзя сказать о соборе, который исчез с лица земли много веков назад.

Авраам был смелым и решительным воином и снискал добрую репутацию во всем регионе. Кроме того, он был известен как христианин с праведными убеждениями, ревностно исполняющий свои обязанности, и прославился как рьяный защитник справедливости. Будучи по природе своей милосердным, он не раз доказывал это своим поведением, становясь на сторону бедняков и неудачников.

Царь принимает решение сделать город Сану торговым центром Аравийского полуострова и вскоре после завершения строительства собора издает указ, обязывающий всех арабов ежегодно посещать город и собор. Хорошо осведомленный о популярности Каабы в Мекке, он сосредоточился на идее перенести этот религиозный и коммерческий центр в Сану. Однако его декрет остался незамеченным, и христианский царь с огромным огорчением наблюдал, как толпы паломников по-прежнему каждый год устремляются в Мекку.

Сохранившийся до наших времен документ о спорах царя с обитающими поблизости от Йемена племенами начинается с записи, представляющей имя триединого Бога христиан в терминах, из которых явствует, что истинная сущность Троицы была хорошо известна христианам Аравии. Тем не менее она была серьезно искажена в Коране. Письменное упоминание об управлении ремонтными работами на дамбе Мариб в Южной Аравии начинается словами: «Властью Милосердного (Рхмнн) и Его Мессии (в-Мсхв) и Святого Духа (рх кудс)». Коран же признает Аллаха как ар-Рахмана (сура 17:110), Иисуса как ал-Масиха (сура 4:171), Троицу считает олицетворением Аллаха, Иисуса и его матери Марии (суры 5:78, 5:119), в то время как Святой Дух (рухулкуддус) отождествляется со средством откровения (сура 16:102). В другом месте говорится, что это Джибрил, т. е. архангел Гавриил (сура 2:97). Использование догмата Троицы в арабских письменных свидетельствах незадолго до появления ислама показывает, что Коран не обращал внимания на концепцию Троицы, распространенную среди местных христиан, а его собственное неверное толкование наводит на мысль, что сам основатель ислама не вполне разбирался в данном вопросе.

Поход Авраама на Каабу в Мекку

Однажды до христианского царя дошло известие, что один из членов племени кенанах вошел в санский собор и осквернил его, разбросав помет животных по всем внутренним помещениям храма. Авраам пришел в ярость, которая усилилась после того, как он узнал, что племена из близлежащих районов восстали против его правления и убили его союзника Мухаммада ибн Хузаа, правителя Модара. Тогда он решил возглавить поход в Мекку с твердым намерением разрушить Каабу.

Большое войско, состоящее из пеших солдат и конницы, выступило в поход на Мекку. Уникальная особенность этой армии заключалась в том, что среди прочих животных, взятых в поход, воины вели с собой слона. Благодаря такому обстоятельству год, когда произошел этот поход, позднее получил название Года Слона (570 год от Р. Х.). Достигнув города Мугаммис, недалеко от Мекки, Авраам направил свои войска в предместья Мекки. Воины разграбили, увели и унесли все, что могли взять с собой, включая и две сотни верблюдов, принадлежавших Абд ал-Мутталибу — деду Мухаммада.

Тем временем курайшиты осознали бесполезность противостояния такой великой армии, и Авраам, поняв их нежелание сражаться с ним, послал в Мекку гонца с сообщением о том, что он не желает никого убивать, а пришел сюда разрушить Каабу. Он потребовал, чтобы на встречу с ним был выслан парламентер, и Абд ал-Мутталиб оправился выполнять эту миссию. По прибытии в лагерь Авраама он распорядился вернуть ему всех похищенных верблюдов. Авраам был поражен: Абд ал-Мутталиб беспокоился о каких-то животных, в то время как над его религиозным центром нависла угроза уничтожения, но араб резко ответил, что пока он заботится о своих верблюдах, бог Каабы сам позаботится о собственном доме и защитит его от посягательств врага.

Авраам вернул Абд ал-Мутталибу верблюдов и отдал приказ выступать к Каабе. А курайшиты, после того как Абд ал-Мутталиб, взявшись за металлическое кольцо на двери святилища, совершил молитву, обратившись к Аллаху с просьбой о защите, решили отойти на холмы, окружавшие город.

Тем временем слона вывели на передовую и нарядили в праздничные попоны. Проводник со слоном, а за ними и вся процессия, двинулись в Мекку. Некто Нафаил по пути в город выучил слова команд, с помощью которых управляли слоном, и шепотом, но очень настойчиво заставил слона встать на колени и отказаться продолжать путь. Авраам был раздражен, но как ни старался поднять слона и продолжить поход, слон так и не пошел в город.

Гибель армии Авраама

Достоверно неизвестно, что произошло с армией Авраама, но несомненно одно: какие-то драматические события помешали ему завершить поход в Мекку. Логические объяснения сводятся к тому, что курайшиты, расположившиеся на холмах вокруг города, могли сбрасывать на воинов камни и обломки скал, тем самым заставив их отступить. Вспышка оспы или иное бедствие также могло вынудить Авраама вернуться, не добившись своей цели. Позже появилась легенда о том, что нападение армии Авраама было отбито чудесным образом: стая птиц обрушила на солдат куски скал и град камней. Описание этих событий можно найти в следующей главе Корана:

Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного! Видал ли ты, как поступил Господь с людьми слона, разрушив их зловещий план? Он против них абабилей послал, которые комками обожженной глины людей слона сразили. Затем Он превратил их в мертво поле соломинок и стеблей с разъеденным нутром. (Сура 105: 1–5)

В традиционном изложении событий птицы, которые напали на армию Авраама, были размером с ласточку, с зеленым оперением и желтым клювом. Каждая птица несла три камня — один в клюве и по одному в каждой лапке. После того как пернатые обрушили на армию град камней, сотни солдат пали под их ударами — птицы бросали камни с невероятной жестокостью. Камни пробивали кольчуги и оставляли глубокие шрамы на телах воинов. Остатки армии возвратились в Йемен, многие погибли на обратном пути (чем подтверждается мнение о том, что, вероятнее всего, катастрофу породила вспышка оспы). Сам Авраам умер вскоре после возвращения в Сану, и больше из этого города никакие походы не предпринимались.

Коран очень высоко оценивает эту легенду. Спасение Каабы, очевидно, рассматривалось арабами как чудо, как знак того, что святилище обладало божественной значимостью. Интересно отметить, что гибель Содома и Гоморры, следуя Корану, произошла подобным же образом. Книга гласит, что эти города были разрушены «камнями из обожженной глины» («хиджаратан мин сиджиль» (сура 15:74)).

В немалой степени популярности Каабы, как в доисламский период, так и после возникновения ислама, способствовал вышеописанный инцидент. Всю свою жизнь Мухаммад считал это место истинно святым, несмотря на то, что Кааба была окружена идолами. Само продолжение миссии аравийского пророка могло иметь непосредственную связь с этим событием, создающим впечатление божественного покровительства Мекке.

Два других фактора также помогают понять, почему претендентом на вселенское пророчество был Мухаммад. Во-первых, именно его дед начал и возглавил борьбу против абиссинского правителя и убедил внука, что бог Каабы сам позаботится о своем доме, точно так же, как вождь арабов заботится о своем. Во-вторых, историки ислама всегда полагали, что Мухаммад родился в 570 году от Р. Х., а именно в Год Слона, и мусульмане рассматривали гибель армии Авраама как свидетельство прихода последнего вестника, который выстоит против любых попыток разрушения язычниками и неверными основных принципов божественного откровения, которое будет дано ему посредством священной книги.

Точно неизвестно, когда родился Мухаммад, но нет никаких сомнений по поводу его происхождения и места рождения. Он родился в Мекке, в семье из племени бану хашим, его отца звали Абдаллахом, а мать Аминой. Отец умер незадолго до рождения Мухаммада, поэтому дед Абд ал-Мутталиб считался официальным покровителем мальчика. Амина умерла шесть лет спустя после рождения Мухаммада, оставив его сиротой, однако именно ему было предназначено преобразовать религию и социальные особенности своего народа и в конечном счете стать основателем единственной, по его мнению, значительной мировой религии, которая должна прийти на смену христианству.