Проблема идеального.

Объяснение сознания через категорию отражения. Применительно к общественной жизни сознание было разработано у Марка. А применительно к отражению у Ленина. В сознании безусловно есть отражение. Недостаток концепции в том, что всё сознание сводится к отражению, и всё сознание сводится к заданности. Незаданность исчезает. Основная логика: сформулировать определение отражения, чтобы отражение было свойственно всей материи. Для чего это надо? Чтобы понять откуда берется сознание. Найти во всей вселенной св-во отражения, которое рационально определяется, которое не тождественно сознанию. Сознание – высшая форма отражения. Объяснить идеальное. Чтобы отражение было св-но всей материи оно должно быть свойственно каждому отношению. Возможность сис-мы в себе, своей структуре воспроизводить хар-ки другой сис-мы. В процессе взаимодействия сис-ма оставляет друг в друге следы. По следам взаимодействия можно говорить, как об одной сис-ме так и о другой. По следам взаимодействия объекты оставляют следы в друг друге – это и есть отражение – способность материальной сис-мы воспроизводить в своей структуре следы другой сис-мы. Возникает вопрос: как с пом понятия отражения объяснить идеальное? Откуда рождается идея объяснения? В отражении нужно разделить содержание отражения и формы. Содержание – это хар-ка другой сис-мы в данной сис-ме. Форма отражения – способ, с пом которого отражение закрепляется и выражается. Самый простейший способ отражения. Робинзон по пляжу, на песке след: содержание – Пятница, форма отражения – след на песке. Проводим ниточки от этого примера к идеальному. Нога Пятницы присутствует в песке как содержание отражения. Это идеальная нога – в ней нет ничего от плоти, крови, песка. Получается двусмысленная ситуация: в песке нет ноги как материи, а как отражение есть. Разгадка в самом вопросе. Идеальное появляется тогда, когда мы выделяем содержание отражения в чистом виде, берем его как особый предмет. Как только мы возьмем содержание отражения в чистом виде, то появляется идеальное, которое может выделять только человек. Живой природе отражение становится активным. Содержание отражения оказывает влияние на поведение отражающей системы. Изменился способ бытия животного, животное активно приспосабливается к среде, чтобы приспосабливаться, нужно использовать содержание отражения. Животное пользуется содержанием отражения, но не выделяет его как предмет. У человека не приспособление, а преобразование природы, новый способ бытия. Преобразование возможно, когда используются орудия труда. Приспособление на уровне биологической программы у животных. А у человека преобразование, чтобы преобразовать нужно использовать орудия труда. Орудие труда – это посредник между человеком и природой. Важно изготовление одних орудий с помощью других – это означает выход за пределы животного царства. Почему? Т.к. орудия труда невозможно потребить биологически. Орудие труда это всегда определенный предмет. Изготовление орудий труда задано идеальным образом. Идеальный образ появляется: сначала на основе труда возникает коллективная схема действий, кот выходит из биологического уровня и использ орудий труда. А каждый должен определить своё место в этой схеме. Идеальный образ – пересаживание из схемы в голову.

Сознание, мышление, язык. Что надо понимать под языком – это система знаков, а знак это предмет любой природы, который в ходе в выполнение социальной функции начинает нести содержание, значение. Естественный язык возникает процессе соц отношений. Искусственный – математика. Мы будем говорить про связь языка и мышления. Сознание включает и эмоциональную и волевую сферу. В чем важность языка? Язык выражает не только мысль, но и чувства. Язык играет коммуникативную роль. Язык искусства. С помощью языка мы ведаем духовное содержание. Мы можем знать знаковые системы, заменяющие реальность. Язык изменяется. Заменяется реальный объект знаковой моделью, с одной стороны это хорошо, с другой плохо. Существует ситуация когда язык полностью подменяет реальность. Сознание нуждается в языке. Сознание рождается вне языка или наоборот? Может ли сознание существовать вне языка? Мышление без языка невозможно – говорит Жаров, аргумент: сознание появляется, когда содержание отражения становится предметом. Предмет это то, чем мы можем оперировать. Содержание делается значением знаков. Топор – знак войны. Без знака я не могу сделать содержание отражения предметом. Содержание отражения оперирует с помощью знаков.