О. Конт и его позитивисткая социология.

Огюст Конт (1798-1857) родился в Монтелье в семье финасового чиновника. Был очень необычным человеком, уважал только нравственность и интеллект. Часто конфликтовал со старшими и властями. В 1814 году поступил учиться в Высшую Политехническую школу в Париже. Вскоре его исключили и отправили в Монтелье под надзор полиции за антиклерикальные и республиканские взгляды. В 19 лет Конт стал секретарем Сен-Симона. Но через 7 лет их отношения прекратились, и молодой философ начал преподавать на дому. В этот период Конт испытал кризис психического здоровья, после выхода из которого он написал 6-ти томный “Курс позитивной философии”. Позитивизм Конта поглотил его личность, он стал проповедовать эту концепцию во всем. Вел частную педагогическую практику, занимался репетиторством. Жил скромно. Умер в бедности в 59 лет. Конт активно выступал против метафизики. Считал необходимым выработать новый научный взгляд на общество. Этому должны были способствовать наблюдение и эксперимент. В своей работе “Курс позитивной философии” Конт рассматривает закон “трех стадий” развития интеллектуального человеческого сознания. На I стадии – человек объясняет мир действием сверхъестественных сил. На II стадии – появляются отвлеченные абстракции, на III стадии – человеческий ум признает невозможность достигнуть абсолютных знаний.Позитивизм – это философская концепция, которая считает, что наука должна иметь дело только с наблюдаемыми нами объектами, непосредственно знакомыми нам из опыта. Суть позитивизма – все явления подчиняются непосредственным естественным законам, признав невозможность познания первопричин и конечных причин. Конт считал необходимым научно объяснять общественные явления – создать “общественную физику”.Конт провел четкую грань между социальной философией и социологией, которая первоначально была названа социальной физикой. При изучении социальных явлений, по мнению Конта, необходимо делать акценты на наблюдениях, социальном эксперименте, сравнительных методах. При этом эти изучения не могут быть абсолютными, они всегда остаются относительными.По Конту, социология должна не только описывать социальные явления и процессы в обществе, но и уметь предвидеть, проанализировать и управлять этими процессами. Социологию Конт классифицировал как функциональную систему, основанную на разделении труда. Он делил ее на 2 части:1. Социальная статика – это социальная анатомия, изучающая строение социального организма. Индивид, семья, общество – элементы структуры коллективного общества. 2. Социальная динамика – социальная физиология, изучающая законы функционирования “коллективного существа”. Статика изучает общество в состоянии покоя, а динамика – в состоянии движения. Больше всего Конта волновала социальная динамика, которую он отождествлял с социальным прогрессом. Он считал, что прогресс человеческого общества возможен. Люди могут передавать накопленные духовные богатства из поколения в поколение. Конт считал, что динамику от статики можно отделять друг от друга в целях анализа, но это два аспекта единой науки. По мнению Конта необходимо изучать реальные факты общественной жизни, а не анализировать лишь причины или искать абсолютные истины.Основой общества Конт считал семью, так как она возникла как общественное состояние человеческих отношений. В семье отражаются общественные отношения: неравенства, подчиненности, зависимости и т.д. Семья является основой формирования государства, моделью его организации.Наряду с семьей основным условием существования социального организма является разделение труда, возникающее под влиянием естесственных потребностей общества. На основе разделения труда формируется и постоянно усложняется структура социальных групп и классов, создается связь между отдельными семьями, развиваются человеческие способности, солидарность, мораль.

Конт изучает реальную социальную структуру общества, выделяя 4 класса:

· спекулятивный (это люди науки, философии, эстетики)

· практический (это производители, торговцы, банкиры)

· аграрный (это фермеры, пастухи, пахари)

· рабочий (это простые трудяги)

Структура власти строится по принципу важности выполняемой классом функции в обществе.

Творчество Конта вошло в классику мировой социологии. Он действительно стал основателем социологии как самостоятельной науки. Основная задача Конта состояла в синтезе наиболее плодотворных идей своего времени в целостную программу создания новой науки об обществе. Ориентация социологии на позитивные знания, то есть на предметную и методическую определенность, сыграла большую роль и стимулировала поиски новых путей и средств в развитии социального познания, раскрытии социальных законов.

13 Эволюционистская социология Г. Спенсера.

Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно— эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же

законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух

направлений в социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теория Герберта Спенсера — одна из популярнейших теорий в 19 в. Социологическая система Спенсера базируется на трех основных

элементах: эволюционной теории, органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма), учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах. По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:1. рост, увеличение в объеме, 2. усложнение структуры, 3. дифференциация функций, 4. рост взаимодействия структуры и функций, возможность временного существования частей при расстройстве. Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи

эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию: интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи. дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества. Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода,которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем 1. Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной,религиозной и т.д2. Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.

14 Взгляды Э. Дюркгейма на обществоЭ.Дюркгейм был создателем концепции "общего" сознания, согласно которой общество - это единый организм, где деятельность отдельных лиц, групп, слоев и т. д. настолько тесно связана, что мы можем лишь условно рассматривать структурные элементы этого организма. На общество, этот философ и социолог приходит к выводу, что оно имеет черты, которые в той или иной степени присущи каждому его члену. Отсюда вывод Дюркгейма об общественной солидарности относительно взглядов на судьбоносные проблемы, стоящие перед людьми, взглядов на роль труда, необходимость сотрудничества как на региональном, так и глобальном уровнях. Это требует, отмечал Э.Дюркгейм, постоянной активизации деятельности общественных организаций, поисков новых идеалов, способных цементировать общество. Основным "цементирующим" фактором общества, считал он, должно стать право. И не уголовное право, а прежде юридические нормы относительно деятельности администрации на производстве, семейных отношений, торговых операций, четкого соблюдения всеми гражданами статей Конституции подобное. 1. Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещь». Это означает, что социальные факты: а) внешни для индивидов, б)они материальны, наблюдаемы и безличны, в) существующие между фактам отношения причинности позволяют сформулировать законы функционирования общества.2. Второе правило состоит в том, чтобы социология не должна подчиняться никакой идеологии, личным пристрастиям и предрассудкам, которыми обладают индивиды3. Третье правило состоит в признании примата (приоритета) целого над составляющими его частями. Это означает, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивида, б) общество есть автономная система, управляемая своими законами несводимыми к сознанию или действиям каждого индивида. Теоретическая концепция Дюркгейма носит название социологизма илисоциального реализма. Типология обществ Дюркгейма базируется на закономерности структурно организации общества. Он обращается к понятию «орда», «клан», которым характерно отсутствие дифференциации на общности, индивиды здесьрасположены рядом словно атомы — это простые общества. Простые полисегментарные общества возникают вследствие объединения простых обществ.Дюркгейм очень высоко оценивал роль разделения труда. Он выделял следующие признаки болезни общества: 10. аномию, т.е. такое состояние общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивида (безнравственность),11. социальное неравенство,12. неадекватное разделение труда.Далекий от материалистического понимания причин кризиса общества Дюркгеймвидел их в отставании культуры от развития экономики, в несовершенствеморальных норм, регулирующих поведение членов общества. Можно сказать, чтоконцепция Дюркгейм строилась на принципах научной рациональности, но нераскрывала всей сложности социального объекта в его статике и динамике.