Соотношение социологии и культурологии

Социология как наука, изучающая за­кономерности человеческого обще­жития, неразрывно связана с миром куль­туры — миром, созданным творческой инициативой. Самое понятие «культура» (от лат. cultura — возделывание, разви­тие, воспитание) восходит к преобразу­ющей деятельности людей. И в этом смысле культура противопоставляется природе.

В XIX — XX вв. разрабатывались тео­рии и концепции, ставшие предтечами культурологических учений. Труды Г. Спен­сера, Ф. Энгельса, Л. Моргана, Дж. Фре­зера, Э. Тайлора отражают эволюционную концепцию социокультурного развития, базирующуюся на принципе единообра­зия и линейности поэтапного развития культуры и общества. В рамках этого подхода возможно сравнение разных социокультурных общностей, находящихся на разных этапах эволюции по принципу более или менее развитых.

Неоэволюционисты Л. Уайт, Дж. Стюард, М. Харрис рассматривали развитие культуры как процесс, основывающийся на новациях технологического порядка и трактовали культуру как адаптационный механизм, при помощи которого происходит приспособление общества к изменениям окружающей среды.Цивилизационные подходы к социокультурной динамике Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л. Гумилева сводятся к двум основным направлениям: стадиальному (цивилизация — стадия единого для всего человечества процесса развития) и локальному (многообразие уникальных цивилизаций, демонстрирующих разнообразие исторического процесса).Структурный функционализм Т. Пар-сонса, Б. Малиновского, А. Радклифф-Брауна, Р. Мертона рассматривает куль­туру как целостное образование, раскладывающееся на составные части, находящиеся в сложном взаимодействии друг с другом и обладающие определенными функциями.Структуралистскому подходу К. Леви-Стросса, М. Фуко характерно стремление к раскрытию моделей, лежащих в основе социальных и культурных явлений, коль скоро под культурой понимается совокупность знаковых систем.Такие исследователи, как 3. Фрейд, К. Юнг, С. Московичи, А. Маслоу при изучении социокультурных явлений концентрировали внимание на психологических механизмах культурно-исторического процесса.Фрейдомарксисты (Т. Адорно, Г. Мар-кузе, Ю. Хабермас и др.) стояли на позициях социального критицизма и эли­тарной концепции культуры.Особняком стоит теория социокультурной динамики П. Сорокина, соединившая социологический и культурологический подходы к изучению закономерностей смены типа культуры и общественных отношений, а также свойственных им феноменов.Необходимо отметить, что социология, институционализировавшаяся еще в XIX в., во многом предопределяет становление более молодой науки «культу­рологии», задавая тон исследовательским направлениям.Одной из важнейших задач культурологи видят для себя разработку универсальной типологизации культур. Данной проблематикой занимались специалисты, чьи научные интересы лежат в раз­личных научных областях. На сегодняшний день предложено множество вари­антов типологизации, в основу которых кладутся различные основания:

• хронология (древняя, античная, средневековая, культура Возрождения, культура Просвещения, культура Нового времени и т.д.);

• миры (материальная и духовная куль­тура);

• виды деятельности (трудовая, экономическая, эстетическая, правовая, организационная и т.п.);

• субъекты (народная, групповая, общественная и д.д.);

• уровни (всемирная, региональная, местная);

• общественное значение (культура, ан­тикультура).

Данные подходы к типологизации культур в большей степени присуши социальной философии, истории, социологии и теории культуры.Культурологические разработки широко используется социологами, насыщающими типологические каркасы кровью и плотью представлений о культуре.Социология изначально концентрировала внимание на социальной природе культуры и ее детерминирующей роли применительно к социальному поведению.Культурология и социология явля­ются смежными науками, сосуществу­ющими на основе взаимодополнения. Культурология пользуется наработками социологии в области функционирова­ния социокультурных институтов (обра­зование, церковь, СМИ и пр.), соци­альных групп (интеллигенция, элиты, молодежь и пр.), социокультурных про­цессов (ассимиляция, маргинализация, глобализация и пр.) и отдельных фено­менов (субкультуры, массовый человек, социальная коммуникация и пр.). В свою очередь социологами широко используют­ся культурологические концепции, прежде всего в части теоретической разработки исследований сложных социокультурных явлений и процессов, а также для ин­терпретации соответствующих данных