Общая характеристика языка Си в сравнении с другими процедурными языками.

Общая характеристика языка программирования Си. Алфавит языка. Понятие переменной и константы в языке программирования Си, их типы. Примеры. Язык программирования Си был разработан в 1972 году сотрудником фирмы “Bell” Д.Ритчи. Язык Си отличается от других языков программирования лаконичностью и сочетанием преимуществ языков программирования высокого и низкого уровней, является основным языком профессионального программирования.

В 1973 году Д. Ритчи разработал операционную систему “UNIX” на языке Си. Это был первый случай разработки операционной системы на языке высокого уровня. С этого времени язык Си считается языком системного программирования.

В 1980 году Б. Страуструп разработал объектно-ориентированное расширение языка Си, которое получило название Си++. Интегрированная среда Borland C++ версии 3.1 пригодна для компиляции программ как с языка Си, так и с языка Си++. При этом файлы исходных модулей на языке Си должны иметь расширение *.c, на языке Си++ – расширение *.cpp. В дальнейшем на основе языка Си++ были разработаны 2 визуальные среды программирования: Visual C++ и C++ Builder, несколько отличающиеся своими интерфейсами. C++ Builder по интерфейсу похож на интегрированную среду разработки приложений Delphi, в которой языком программирования является Pascal. Визуальные среды программирования предназначены для разработки приложений, выполняющихся в операционной системе Windows.

В алфавит языка программирования Си включаются латинские буквы (прописные и строчные), цифры и некоторые специальные знаки: скобки круглые “(“ и “)” , квадратные “[“ и “]” , фигурные “{“ и “}” , восклицательный знак “!”– знак отрицания, “&” – амперсанд (знак логического умножения «И» а также адрес переменной), “|” –вертикальная черта (знак логического сложения «ИЛИ»), “;” – точка с запятой (конец оператора), “,” – запятая, “:” – двоеточие, “%” – процент, “$” – знак доллара, “?” – знак вопроса, “<” и “>” – знаки «меньше» и «больше» , “=” – знак равенства (знак присваивания), “/” и “” – слэш и бэкслэш, “+” и “–“ – знаки плюс и минус, “*” – звездочка, “^” – карат, “#” – знак номера, апостроф и кавычки, “~” – тильда.

Кроме одиночных символов, в алфавит языка входят пары символов (лексемы): “<=” (меньше или равно), “>=” (больше или равно), “!=” (не равно), “==” – два знака равенства подряд, означающие отношение равенства, “//” – два слэша, означающие однострочный комментарий, “/*” и “*/” – начало и конец многострочного комментария, “&&” и “||” – логические «И» и «ИЛИ». Символы лексем нельзя разделять пробелом, переносом на другую строку, символами табуляции.

Ключевыми (зарезервированными) словами языка являются слова: “for”, “while”, “if”, “else”, “switch”, “case” и другие, рассматриваемые в процессе изучения языка. Их написание однозначно, их нельзя употреблять в качестве идентификаторов (имен) переменных, констант и функций.

Русские буквы (символы кириллицы) в алфавит языка не входят, их допускается использовать только в строках символов

Константа – величина, не меняющаяся в процессе исполнения программы.

Переменная – величина, меняющаяся при исполнении программы. Для переменных и констант выделяется оперативная память в соответствии с их типом. Переменные и константы бывают следующих типов: арифметические, символьные, строковые, перечисления, указатели. Специального логического типа в языке Си нет, в этом качестве используются переменные и константы любого целого типа.

Переменные и константы могут быть знаковыми и беззнаковыми, для их различения используют модификаторы signed и unsigned соответственно. Модификатор signed может быть опущен, он подразумевается по умолчанию. Знаковые переменные и константы могут быть как положительными, так и отрицательными, беззнаковые – только неотрицательными. Символьные переменные и константы могут быть односимвольными (тип char) и двухсимвольными (тип int). Символьные константы заключаются в апострофы, например, ‘d’, ‘bd’.Возможно использование эскейп-последовательностей в символьных константах. Эскейп-последовательность начинается с символа «бэкслэш», например ‘n’ – переход на новую строку.

Строковые переменные и константы содержат несколько символов. Строковые константы заключаются в кавычки, например, “Мы изучаем язык Си”.

Перечислимые (перечисляемые) константы вводятся с помощью ключевого слова “enum..