Самарский художественный музей

Что уникально:

Музей тщательно собирал коллекцию русского авангарда…

Самарский художественный музей — единственный в стране, в котором работу директора можно приравнять к подвигу разведчика.

В этом году Самарский художественный музей празднует два юбилея: 110 лет музейной коллекции и 70 лет со дня основания. Гордость музея — коллекция русского авангарда и современного искусства. Заслуга ее формирования и сохранения принадлежит Анэтте Басс, чью миссию по спасению авангарда и поддержке новых направлений в искусстве можно сравнить разве что с деятельностью легендарного директора Русского музея Василия Пушкарева, спасавшего картины Малевича, Татлина и Филонова в самые суровые годы советской реакции. Анэтта Басс руководила музеем с 1958 по 2006 год — год своей кончины — и главной в своей работе сделала тему русского авангарда. В итоге за годы ее работы в музее фонд нового искусства стал одним из самых представительных среди российских галерей: там встречаются практически все главные имена 1910–20-х годов. Спасать авангард в годы запретов Анэтте Басс и ее коллегам приходилось весьма хитроумными способами. В частности,приговоренную к уничтожению кубофутуристическую картину Малевича 1913 года «Жизнь в большой гостинице» сотрудники прятали в запасниках, буквально рискуя карьерой и благополучием. Благодаря энергии Анэтты Басс и ее единомышленников удалось выбить для музея прекрасное здание эпохи модерн в центре города. В селе Ширяево, недалеко от того места, где Репин писал «Бурлаков на Волге», по инициативе руководства Самарского музея был открыт филиал — Дом-музей Ильи Репина. Теперь молодые самарцы устраивают в Ширяеве международную биеннале современного искусства.