Методом построения экспозиции называется научно обосно-
ванный, исходящий из содержания экспозиции порядок группировки
и организации экспозиционных материалов. В отечественном музее-
ведении традиционно выделяют следующие основные методы
экспонирования: коллекционный (систематический), ансамблевый
(в естественнонаучных музеях ему соответствует ландшафтный ме-
тод), иллюстративный (иллюстративно-тематический), музейно-
образный.
Коллекционный (систематический) метод экспонирования
предусматривает отбор, размещение и интерпретацию однородных
предметов в соответствии с классификационной системой конкрет-
ной научной дисциплины или отрасли производства. Основная струк-
турная единица систематической экспозиции – типологический
(системный) ряд. Он позволяет показать биологическую, технологи-
ческую, эстетическую и другие виды эволюции предметов. Наиболее
часто систематический метод экспонирования применяется в естест-
веннонаучных, научно-технических, археологических и этнографиче-
ских музеях, в музеях декоративно-прикладного искусства, а также
в фондовых выставках музеев иных профилей.
Ансамблевая экспозициясохраняет или реконструирует
на основе достоверных научных данных реально существовавшую
или типичную для определенной эпохи социокультурную обстанов-
ку. Ансамблевая экспозиция характерна для мемориальных музеев,
для музеефицированных памятников истории и культуры – дворцов,
усадеб, крестьянских изб. Ее примером могут служить исторические
интерьеры или их фрагменты, воссоздаваемые в музеях гуманитарно-
го и естественнонаучного профиля. Структурной единицей ансамбле-
вого показа является экспозиционный комплекс, который сохраняет
или реконструирует существовавшую среду бытования музейных
предметов (орудий труда, оружия, одежды, мебели, изделий декора-
тивно-прикладного искусства, изобразительных и письменных источ-
ников). Такой комплекс по своему содержанию и в зрительном вос-
приятии представляет собой законченное целое. В мировой музейной
практике именно ансамблевые экспозиции получили наибольшее
распространение, поскольку они легко воспринимаются посетителя-
ми и оказывают сильное эмоциональное воздействие (например, эт-
нографические музеи «под открытым небом»).
Параллельно с ансамблевыми формировались ландшафтные
экспозиции, воссоздающие «природные ансамбли». Их основная
структурная единица – биогруппы (экспозиционные комплексы из
объектов животного и (или) растительного мира) и ландшафтные
диорамы (экспозиционное пространство, как правило, заглубленное
внутрь стены с художественно оформленной задней стеной и объек-
тами фауны и флоры на переднем плане). В биогруппе и диораме
кроме животных и растений размещают макеты валунов, скал,
косогоров, берегов рек, озер, болотистых участков леса. Передавая
ландшафт местности, диорамы и биогруппы позволяют воссоздать
действительный облик животного и динамику его движения. Ланд-
шафтный метод экспонирования стал практиковаться во многих му-
зеях мира с первой трети XIX в., а в России – с 1930 г.