Иллюстративный (иллюстративно-тематический

или тематический) метод позволяет посредством экспозиционных

материалов раскрыть определенную тему, сюжет, проблему, создает

музейную иллюстрацию отражаемых событий или явлений.

Основной структурной единицей тематической экспозиции является

тематико-экспозиционный комплекс, представляющий собой группу

предметов разных типов – вещи, документы, изобразительные мате-

риалы. В отличие от систематической и ансамблевой экспозиции их

объединяют не типологические признаки и не реальные или типич-

ные связи в среде бытования, а исключительно содержательная сто-

рона, способность выступать в качестве наглядного подтверждения

определенного концептуального положения. С 1930-х гг. тематиче-

ский (комплексно-тематический или хронолого-тематический) метод

стал преобладающим методом экспонирования в советских музеях.

Музейно-образный метод используется для создания экспози-

ционно-художественного образа, своеобразного произведения

музейного искусства, где происходит трансформация предметных ре-

зультатов человеческой деятельности в духовные ценности и идеалы,

а «обстановка» превращается в художественный портрет ее владель-

ца. Основной структурной единицей музейно-образной экспозиции

является экспозиционно-художественный комплекс, в котором музей-

ный предмет становится средством, элементом «формы».

Традиционные методы экспонирования объективно стремятся

объединить экспозицию в нечто целое – коллекцию, интерьер, иллю-

стративный комплекс, музейный образ и т.п. Этого требуют не только

законы экспонирования в определенном пространстве, но и законы

восприятия музейной экспозиции как объекта познания, нуждающе-

гося в условных границах, в последовательности освоения. Стремле-

ние к внутреннему единству, к информационной емкости объективно

приближает музейную экспозицию (как пространственную структу-

ру) не просто к образности, а к образности художественной, к искус-

ству, т.е. к такой системе или, точнее, организму, в котором нет

ничего случайного и механически служебного. Таким образом, пред-

ложенный музеологом Т.П. Поляковым новый метод проектирования

музейных экспозиций – художественно-мифологический – стре-

мится к созданию полноценного музейного произведения искусства.

Принципиальной основой нового метода является отношение

к музейной экспозиции как к новому виду искусства, а музейный

предмет должен стать основой языка этого искусства. Принципиаль-

ной особенностью художественно-мифологического метода является

стремление к предметной подлинности. Однако музейный предмет

воспринимается как своего рода актер, лишенный голоса и способно-

сти к движению. И то, и другое восстанавливается за счет средств

функционально-декоративного оформления, среди которых особую

роль играют метафорические скульптурные конструкции в качестве

условной витрины. Развивая идею витрины-образа и «музейного

натюрморта», т.е. разрабатывая концепцию музейной инсталляции,

сторонники нового метода сохраняют музейную специфику нового

метода экспонирования. По строенная художественно-

мифологическим методом музейная экспозиция воспринимается

как художественно-мифологическая модель (картина) определенного

исторического процесса (явления, события), призванная отразить его

символическую суть, используя специфические музейные средства

и жанровые формы (так построена в 1989 г. экспозиция

Государственного музея В.В. Маяковского в Москве).