ДЖ. ЛОКК (1632-1704)

развил доктрину раннебуржуазного либерализма.(«Два трактата о государственном правлении»). По Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии нет «войны всех против всех». Индивиды свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство. Чтобы нормы общения, действующие в естественном состоянии, соблюдались, природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. В целях обеспечения естественных прав люди соглашаются учредить государство.

Строя государство добровольно, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, который они передают государству. О каком-либо тотальном отказе от всех принадлежащих людям свобод в пользу государства (есть у Гобсса) у Локка нет и речи. Право на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство - неотчуждаемые ценности. Это границы власти и действий государства, переступать которые оно не может. Цель государства - охрана собственности и обеспечение гражданских интересов. Это показывает зависимость государства от объектив условий жизни людей.

Титул закона имеет тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его интересам и служащее общему благу. Если такого указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. Закону обязательно должны быть присущи стабильность и долговременность действия. Закон - инструмент сохранения и расширения свободы личности, который также гарантирует защиту индивида от произвола и деспотической воли других. «Там, где нет законов, там нет и свободы. Нельзя достичь блага всех, если не обеспечить свободы каждому. Каждый человек, согласившись вместе с другими образовать единый полит организм, подвластный одному правительству, берет на себя «обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным».

Поддержание режима свободы требует, по Локку, разграничения публично-властных полномочий между разными органами государства. Законодательная власть - парламенту. Исполнит и федеральная власть - монарху, кабинету министров. Первое место - законодательной власти. Иные власти подчиняются ей, оказывая в свою очередь на нее влияние.

Локк категорически отвергал абсолютно-монархическое устройство власти. Личные симпатии к конституционной монархии (английская). Любые государственных формы могут выродиться в тиранию. Когда органы власти начинают обходить законы государства, то становится беззащитной собственность, порабощается и уничтожается сам народ. При этом вооруженное народное восстание с целью вернуть государства на путь законности будет правомерно. Суверенитет народа, по Локку, значительнее суверенитета созданного им государства.

5.Политическая мысль эпохи буржуазных революций: Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо (общее и особенное во взглядах на государство, личность, закон).

МОНТЕСКЬЕ (1689-1755)известен разработкой теории разделения властей, так же был основателем социологического метода.

«О духе законов». Он критикует феодально-религиозный подход к обществу.

Географическая теория общественного развития: географическая среда решающая причина возникновения и существования различных форм государственной власти и законодательства. Идеализирует английскую монархию. Он биологизирует социальные процессы.

Гениальна догадка Монтескье об отсутствии в первобытном обществе частной собственности. Частная собственность появляется в следствие общественного договора.

Монтескье устанавливает три основные формы государственной власти: республику, монархию, деспотию.

Республика — правление, в котором верховная власть полностью или частично находится в руках народа.

Монархия — власть одного человека, осуществляемую посредством неизменных законов.

Деспотия — государственный строй, целиком подчиняющийся произволу одного лица, игнорирующего всякие законы.

Каждый государственный строй обусловлен соответствующими объективными причинами: климатом, почвой, величиной территории и т.д. этим самым Монтескье выступает против известного утверждения христианства: всякая власть от бога.

Монтескье находит во всемирной истории доказательства известных преимуществ республиканского строя перед монархическим. Одно из них - экономическое преимущество. Монтескье заявляет, что гражданское равенство содействует благосостоянию населения, в то время как деспотизм приводит к бедности и нищете.

Феодально-деспотическому режиму Монтескье противопоставляет конституционно-монархический или республиканский режим и, подобно Локку, развивает компромиссную теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Причины необходимости разделения властей, по Монтескье: 1) политической властью всегда злоупотребляют; 2) злоупотребления вытекают из природы эгоизма самого человека; 3) необходим механизм противодействия этим злоупотреблениям; 4) таким механизмом может быть только разделение властей, чтобы различные ветви могли сдерживать друг друга.

Он видел в войнах социальное явление.

Монтескье формулирует основы наиболее совершенного, по его мнению, политического строя. Каждый гражданин должен обладать собственной волей и быть независимым. Все граждане будут пользоваться правом говорить и писать обо всем, о чем не запрещено говорить и писать законом. Министры обязаны отдавать отчет о своей работе перед народным собранием. Во внешних отношениях руководители государства будут соблюдать честность и откровенность. Люди получать свободу совести. В таком государстве будут допущены любые религиозные секты. В более осторожной форме допускает существование атеистов. Церковь отделенная от государства, за невозможностью принуждать, будет стараться действовать убеждением.