Российская социально-политическая мысль второй половины 19-го — начала 20-го века.

До 18 века русская политическая мысль в целом развивалась в религиозной форме; с 18 века в ней преобладают светская и просветительская тенденции, связанные с эпохой «европеизации» России, начатой Петром I. Политическое развитие России запоздало по сравнению с западноевропейским. Россия с 15 века до Февральской революции 1917 года оставалась самодержавным авторитарно-бюрократическим государством.

До 1861 года в России существовало крепостное право, поэтому практически все направления русской политической мысли были ориентированы на решение социальных проблем и аграрного вопроса.

Революционный радикализм был одним из основных направлений политической мысли России 19 – начала 20 века.

Наиболее яркой формой революционного радикализма в России в начале 20 века была политическая идеология большевизма (теория Троцкого о «перманентной» мировой революции, приоритеты разделения общества по классам, принижение духовных ценностей).

Проблемы отношения России к Западу и Востоку, к Европе и Азии «питали» русскую идею.

Русский либерализм восходит к 18 веку. Он прошел три этапа: «правительственный либерализм» (Екатерина II и Александр I, просветительский либерализм); либерализм пореформенного периода – «охранительный» (консервативный); «новый» (социальный, либерализм начала 20 века, каждому гражданину «право на достойное существование» и социальное равенство).

Особенность русской политической мысли — ее антропологическая ориентация, осмысление смысла жизни человека. Отправной точкой была прочная традиция русской философии – этика христианства, православие. Именно в 19 веке в России наступает расцвет политической мысли.

Представитель «правительственного» направления русс. либерализма — М.М. Сперанский. Считая государственный строй России деспотическим, он призывал Александра I к установлению конституционной монархии «сверху» путем реформ.

Большое влияние на русскую политмысль 19 века — революционеры-декабристы и их демократические идеалы. П.И. Пестель (за демократическую республику с разделенной законодательной и исполнительной властью, на формирование котор. влияет народ, Народное вече, державная Дума). Проект конституции Н.М. Муравьева был более умеренным и предусматривал не республику, а конституционную монархию.

Полемика славянофилов и западников в 30-40 годы о судьбе России не исчерпана до сих пор. Западники (Грановский, Кавелин) считали, что будущее России состоит в ее приобщении к европейской либеральной цивилизации. Славянофилы (Хомяков, Самарин и т.д) акцентировали внимание на самобытности исторического прошлого России и считали, что Россия и Запад – это два особых мира, закономерности развития которых совершенно различны.

Петрашевцы (Буташевич-Петрашевский, Спешнев) пытались перенести идеи французского утопического социализма на русскую почву.

Революционеры-демократы (Белинский, Герцен, Чернышевский) считали буржуазный строй прогрессивнее феодального. Традиции революционно-демократической идеологии продолжали народники. Народничество – это и идеология, включающая комплекс философских, экономических, политических, социалистических теорий, и политическое движение разночинной интеллигенции и студенчества.

П.Н. Ткачев считал, что крестьянская община является готовым элементом социализма и что русский народ гораздо ближе к нему, чем народы Запада. Либеральный народник Н.К. Михайловский его теория «героев и толпы» была очень популярна среди членов организаций народников. В ней рассматривалась одинокая личность «героя» как главного творца истории и революции, а «толпе» отводилась пассивная роль.

М.А. Бакунин – один из основателей и теоретиков анархизма. Ошибочно отождествлять понятия «анархизм» и «анархия». Анархия – это хаос и дисгармония. Анархизм – идеал свободной, изнутри определяемой гармонии лада. После смерти Бакунина, главным теоретиком анархизма считался П.А. Кропоткин, который считал возможным сразу же после уничтожения государства и частной собственности перейти к распределению по потребностям.

В творчестве К.Н. Леонтьева можно выделить идеи о «сверхразумных (иррациональных) и таинственных (мистических) основаниях бытия государства» и о христианстве как «учении на пути личного спасения». Согласно теории Леонтьева, принцип византизма – православие – обеспечит национальное единство России, главные силы которой – государство и церковь.

Крупнейшими представителями религиозно-нравственной традиции русской политической мысли В.С. Соловьев и Н.А. Бердяев. Для них государство перестает быть лишь политическим институтом и юридической категорией. Государство должно подчинить себя религиозному началу.

Крупнейшим теоретиком русского консервативного либерализма рубежа веков был Б.Н. Чичерин. Дал первую в истории отечественной политической мысли типологию русского либерализма, выделив три его вида: «уличный» - либерализм толпы; «оппозиционный» - обличающий власть в «ошибках» и «наслаждающийся этим», «охранительный» – сущность в «примирении начала свободы с началом власти и закона…»

Огромную роль в разработке теории марксизма и пропаганде его идей в России сыграл Г.В. Плеханов. Он отстаивал демократические политико-правовые институты и юридические нормы буржуазного государства и считал их необходимыми для политической подготовки рабочего класса к грядущей революции.

Октябрьская революция 1917 года прервала развитие многих направлений отечественной политической мысли, ставшее невозможным в условиях господства идеологии большевизма.