Мифологические и утопические элементы полит сознания

Сложность структуры политического сознания обусловлена еще и тем, что в ней присутствуют, если можно так выразить­ся, «внесистемные» элементы, которые хотя и считаются куль­турными анахронизмами, но все же не потеряли еще своей функциональной полезности. Речь идет о таких своеобразных феноменах, как политические мифы и утопии. Мифологией, как известно, называют мистифицирующий способ объяснения природной и социальной реальности на ранних стадиях общественного развития. Это ассоциативно-образный, чувственный тип мировоззрения, оформляющий свое содержание с помощью метафор и символов. Мифу, например, свойственны прин­ципиальная алогичность, безразличие к противоречиям, антро­поморфизм (объяснение любых явлений через перенесение на них отношений между людьми), культ богов и героев и т.д. Подобные черты можно обнаружить и у многих современ­ных идей и доктрин. Идеи национальной или расовой исклю­чительности, безусловного превосходства социализма, принци­пиальной непогрешимости политических вождей, существова­ния мировых заговоров (сионистских, масонских) и прочее де­монстрируют явное родство с мифологией. Фрагменты мифологии встречаются не только на уровне обыденного сознания. Порой не брезгует мифами и теоретически организованное сознание: вспомним хотя бы «вечно живое и всепобеждающее» учение марксизма недавних лет. Своеобразной рационализированной формой мифа можно считать утопии — произвольно сконструированные образы (идеалы) желаемого общественного устройства. Как ни парадоксально, но те идеи, которые на момент своего появления выглядят абсо­лютной утопией (идея межпланетных путешествий во време­на К. Э. Циолковского, например), имеют обыкновение осуще­ствляться, а те концепции, которые представляются чуть ли не самоочевидными (идея всемирно-исторической миссии рабо­чего класса, допустим), часто оборачиваются в итоге разочаро­вывающей утопией.