ДРЕВНЯЯ ИНДИЙСКАЯ ВЕДАНТА

Светлый облик Шри Рамакришны (1836-1886), великого индийского мудреца, и ясный ум его ученика и непосредственного продолжателя Свами Вивекананды (1863-1902), индийского философа и ученого, зазвучали в прошлом веке мощным призывом к духовному синтезу.

Пройдя путями важнейших мировых религий - индуизма, христианства и ислама, - Рамакришна принес весть о Единстве всех религий. Он нашел, что в основе всех религий лежит единая Истина.

Вивекананда встречается с Рамакришной в 1882 г. и с тех пор всю жизнь занимается развитием его идей. Он прозревает духовную нищету Запада, заглушившего грубой материальностью призыв Духа в своей душе. Он утверждается в мысли, что Веданта, вынесенная из Индии в мир, может облегчить людям путь освобождения.

В сознании Вивекананды начинает оформляться идея - навести мост, соединяющий Восток и Запад, оплодотворить молодое тело Запада древним универсальным Духом Востока. Вивекананда выходит послом Индии в мир, прокламируя: "Индия нужна миру, Индия с её знанием Бога, с её методом освобождения, с её накопленным духовным наследием".

В 1893 г. Вивекананда отправляется в Соединенные Штаты Америки на Конгресс религий. Он приветствует самую молодую страну от имени монашеского ордена древнейшей страны. Провозглашает Истину, воспринятую у ног своего Учителя Рамакришны, который опытным путем постиг, что все религии ведут в один Океан Милосердия, что все формы и оттенки - различные аспекты Единой Великой Истины. Знакомит западный мир с древним учением Веданты. Проезжает почти по всей Америке.

Вскоре Вивекананда замечает эгоистические, жестокие черты американской жизни и подвергает их уничтожающей критике. Он резко протестует против лжехристианства и лицемерия многих христианских лидеров. Этой критикой Вивекананда вызывает озлобление "христианских" вождей, которые обрушили на него целый поток грязной клеветы. Так, Америка не смогла осуществить мечту Вивекананды о соединении Запада и Востока. Все побуждения американцев были направлены на удовлетворение материальных нужд. В философии господствующим стали позитивизм и прагматизм.

В 1895 г. Вивекананда пишет курс лекций "Раджа Йога" - книгу, столь восхитившую Льва Толстого. В том же году он принимает приглашение из Лондона, там пишет "Бхакти Йогу", а, вернувшись в Америку, - "Карма Йогу". Затем создает курс "Философии Веданты", вследствие чего в Нью-Йорке организуется "Общество Веданты". В Лондоне появляется "Жнана Йога". В 1897 г. Вивекананда возвращается на родину, выполнив огромную миссию: он положил начало действительному ознакомлению и сближению Запада с Востоком. Впервые ясно и сердечно изложены были перед Западом основы величественного восточного миросозерцания.

Вернувшись на родину, Вивекананда создает организацию "Миссия Рамакришны", задача которой - распространение идей Единства в мире. Она стала центром религиозной активности не только в Индии, она имеет отделения в ряде стран Европы и Америки. Но религия для Вивекананды не заключалась в обрядах и обычаях: он смело очищал живую веру от предрассудков, сокрушал обычаи ранних браков, сожжения вдов и т. п. - религия была для него живым огнем самопожертвования и любви.

Рамакришна и Вивекананда были первыми, кто пробудил индийское самосознание, были первыми индийскими лидерами в полном смысле этого слова. Рамакришна был духовной силой Индии, Вивекананда - его голосом. Продолжателями их дела были Рабиндранат Тагор (1861-1941), Махатма Мохандас Карамчанд Ганди (1869-1948) и Ауробиндо Гхош (1872-1950). В 1911-1916 гг. в России были изданы книги о философии Веданты, о Рамакришне и Вивекананде, также и труды Вивекананды; книги Р. Роллана "Жизнь Рамакришны" и "Жизнь Вивекананды" вышли на русском языке в 1936 г. (собр. соч. т. 19); книга Дж. Неру "Шри Рамакришна и Свами Вивекананда" на английском языке вышла в Калькутте в 1960 г.

_________________________________________________________