ПОДВИГ РЕРИХОВ В НАШЕМ СТОЛЕТИИ

Итак, как сказано выше, в конце XIX столетия русская женщина Е. П. Блаватская принесла миру весть о Шамбале и Махатмах, познакомила Запад с древними философскими учениями Востока. Всё это имело влияние на значительную часть русской интеллигенции, в том числе и на художника Николая Константиновича Рериха.

Николай Константинович родился в Петербурге в 1874 г., окончил Академию Художеств в 1897 г., с 1909 г. академик. С 1906 г. - директор школы Общества поощрения художеств. В дальнейшем он не только всемирно известный художник, но и общественный деятель, водитель мировой культуры, поэт и писатель, философ и ученый, путешественник.

О жизни и деятельности Рериха, о его искусстве, картинах написали монографии и книги следующие авторы: Дмитриева, 1959, Князева, 1963 и 1968, Юферова и Лукашов, 1970, Беликов и Князева, 1972, Полякова, 1973, Алехин, 1973, Сидоров ("На вершинах"), 1977 и 1983. Кроме того, сборник статей "Жизнь и творчество Рериха", 1978, Рериховские чтения, 1980 и 1985 и т. д.

Рерих заинтересовывается древнеиндийской философией, изучает её, в ней он ищет удовлетворительных ответов на основные вопросы Бытия. Он проявляет большой интерес к движению "Миссия Рамакришны", возникшему в 1897 г. по инициативе Свами Вивекананды (1863-1902), индийского мыслителя-гуманиста и общественного деятеля. Интерес к Востоку разделяет и супруга Николая Константиновича Елена Ивановна. Она также увлекается Рамакришной, Вивеканандой, Рабиндранатом Тагором и древнеиндийской философией.

Рерихов привлекает в первую очередь жизнеспособное начало Востока, те великие образы, постановки и решения философских вопросов, которые, без сомнения, имеют великую ценность и для нашего времени. У них складывается твердое убеждение, что их личный долг перед обществом заключается в сближении духовного наследия Востока с научными открытиями и прогрессивными социальными учениями.

Особенно Рерихов заинтересовывают и воодушевляют сведения о таинственной Шамбале - стране, где живут мудрецы мира Махатмы. Рерих думает: "Разве легенды не есть гирлянда лучших цветов? О малом, о незначительном и жалком человечество не слагает легенд. Во всяком случае, каждая легенда содержит нечто необычное. Да, легенды не отвлеченность, но сама реальность". И потому Рерихи верят в реальность Шамбалы. И почему бы им не верить, если они слышат зов оттуда... "Из глубин Азии доносится звенящая струна священного зова: "Калагия!" Это значит: "Приди в Шамбалу!" - записывает Рерих. И ещё в дневнике: "Делаю земной поклон Учителям Индии. Они внесли в хаос нашей жизни истинное творчество. Они подали нам зов. Спокойный, убедительный, мудрый".

Рерихи приняли зов. Они возымели заветную мечту - добраться до далекой загадочной страны, где живут мудрецы человечества. Предприняли шаги по организации научно-художественной экспедиции в страны Востока, в Центральную Азию - в Индию и Тибет. Но эти планы полностью расстроила начавшаяся в 1914 г. война.

В 1916 г. Рерих по состоянию здоровья переехал с семьей в Карелию. В 1918 г. ещё посетил Петроград в связи с реорганизацией работы школы Общества поощрения художеств, а затем оказался в Финляндии, отрезанным от Родины.

С Финляндии начались многолетние скитания семьи Рерихов. В 1919 г. устраиваются выставки картин в Швеции и Норвегии, затем в Дании и Англии, где происходит встреча с Тагором. С 1920 г. - выставки и художественно-просветительная деятельность в США: организация Союза художников, затем Института объединенных искусств, наконец, Международного художественного центра. В 1923 г. в Нью-Йорке открывается Музей произведений Рериха. Мир преклоняется перед ним.

Всё время в первоочередные планы Рерихов входит поездка на Восток, в которой они видят свой долг перед Родиной. В Америке Рерихи приступают к организации своей экспедиции. В 1923 г. они уезжают в Индию. В 1925 г. они отправляются на север: Николай Константинович, Елена Ивановна и старший сын Юрий.

Началась знаменитая рериховская Центрально-Азиатская экспедиция. Десятки лет Рерихи готовились к ней. И не просто готовились, но приготовляли себя, словно древние жрецы к встрече с божеством. "Целью поездки было проникнуть в таинственные области Азии, в тайны философии и культуры безбрежного материка", - писал Рерих. Стремлением Рерихов было принести в дар своей Родине драгоценные тысячелетние накопления восточной мудрости.

Экспедиция из Лондона следует в Ладак, Тибет, Западный Китай. Где-то на пути - место не уточняется, что вполне понятно, - Рерихи посетили заповедную страну Махатм - легендарную Шамбалу. И здесь "все догадки получили основу, все сказки стали былью". В записях Рериха можно найти сообщения о беседах с Махатмами. Информация о беседах крайне скупа, но сам факт этих встреч Рерих не отрицает. О том, что испытала, услышала и увидела экспедиция, о трудностях пути Рерих рассказал в своих книгах "Алтай - Гималаи" и "Сердце Азии", вышедших в 1929 г. в Америке. В СССР эти книги были повторены: "Алтай - Гималаи" в 1974 г., "Сердце Азии" в книге "Рерих. Избранное", 1979.

Махатмы поведали Рерихам, что грядет Эпоха Шамбалы - Новая Эра могучих энергий и возможностей. "Близко время, когда новые энергии, ближе всего энергии Агни - Космического Огня - придут и создадут новые условия жизни. Эпоха Шамбалы наступит стремительно".

Закончив экспедицию, семья Рерихов поселилась в Индии, в Западных Гималаях - в Пенджабе, в древней долине Кулу. Здесь они организовали научно-исследовательский институт "Урусвати" для научной обработки собранных материалов и для изучения Востока. Экспедиция проходила по местам, не известным западной науке, и должна была преодолевать неимоверные трудности и опасности. Она была настоящим научным и человеческим подвигом.

После войны Рерихи не видят препятствий к возвращению на Родину и хлопочут о получении въездных документов. Упаковывают картины в ящики, готовят их к отправке в Москву. Но Рерихам при Сталине так и не было разрешено вернуться - виза на въезд не была выдана. Рерих скончался в 1947 году, так и не дождавшись разрешения. Не было выдано разрешение вернуться на Родину и жене художника Елене Ивановне - она ждала его вплоть до своей смерти в 1955 г.

И только Хрущев, при его посещении Индии, разрешил, наконец, вернуться сыновьям Рериха, чем и воспользовался старший из них, Юрий Николаевич - выдающийся востоковед, замечательный знаток восточных языков. В 1957 г. он возвратился из Индии на Родину с тем, чтобы остаться здесь и продолжать свою научную работу в Институте востоковедения АН СССР. Выполняя завещание отца, Юрий Николаевич передал в дар государству 418 картин художника.

Проработав в Москве около трех лет, он скончался в 1960 г. Младший сын, Святослав Николаевич, художник, жил в Индии. Первый раз посетив Советский Союз в 1960 г., он часто приезжал в Россию и устраивал здесь выставки своих картин. Святослав Николаевич скончался в Индии в 1993 г.

Серия книг Учения Шамбалы, названного Агни Йогой, была дана Махатмами через супругу Николая Константиновича - Елену Ивановну Рерих, русскую женщину великого философского ума. Её великий подвиг состоял в том, что она приняла, применила на себе и записала это Учение, а также передала его фрагменты миру. Она вела широкую переписку со многими странами мира. Часть её писем была издана в Риге в 1946 г. в двух больших томах ("Письма Елены Рерих (1929-1938)"), в которых даны объяснения и дополнения к Учению, а также ответы на вопросы сотрудников и друзей-корреспондентов.

Агни Йога была воспринята путем телепатической связи - путем яснослышания и ясновидения, когда ученик ясно слышит голос Учителя и ясно видит облик Его. Между Учителем и учеником устанавливается нечто вроде радиосвязи - вернее, нечто вроде телеслышания и телевидения. Эта связь достигает большой отчетливости.

"Она хранила озарение детства, что где-то живет Светлый Учитель. С детства своим сознанием она направлялась к подвигу суждённому. Укрепляясь внутренне, она получила видение, напутствующее на подвиг. От первых пространственных искр через все огни до Самадхи она оставила записи, которые лягут порогом Нового Мира. Быть Матерью Агни Йоги было совсем не легко. Только со временем люди оценят всю самоотверженность, которая была необходима при провозвестии огненной мощи" (Агни Йога).

Валентин Сидоров в журнале "Москва" (№ 8, 1982) (1986) писал:

"О её жизни, поражающей воображение постоянным горением духа и сверхчеловеческим напряжением физических и внутренних сил, можно написать целую книгу. Я думаю, что со временем такая книга (и не одна!) будет написана. Главный жизненный и духовно-творческий подвиг Елены Ивановны заключается в том, что, общаясь с Махатмами, она сделала достоянием нашего времени их огненную йогу (Агни Йогу).

Её трудолюбие было фантастическим. Её письма были изданы в 1940 г. в Риге. Они составили два тома. Конечно, часть писем, да и в извлечениях. Если бы все, то получилось бы много томов. Но неопубликованного у Елены Ивановны гораздо больше, чем опубликованного. Святослав Николаевич мне говорил, что в его архивах хранится сто семьдесят работ Елены Ивановны. Сто семьдесят! Представляете, сколько её трудов ждут своего урочного часа и сколько открытий - порой, быть может, самых неожиданных, они сулят людям".

В апреле 1958 г. в Москве открылась выставка картин Рериха, которые привез из Индии его сын Юрий. Только с этого года начинают писать о Рерихе и в нашей печати. Характер первых публикаций - строго по схеме: хвалить за картины, хулить за философию, порицать за "идеализм" и "мистицизм". Заявляется, что его идеология наивна, что его философские концепции для нас неприемлемы, не объясняя почему именно. Но затем образ Рериха-философа постепенно и осторожно расширялся...

_________________________________________________________