ИНДИЙСКИЕ ЙОГИ

Слово "йога" происходит от санскритского корня "юг", что значит соединять. Литовский корень "юнг" (соединять, ярмо) и русское слово "иго" - от того же корня. Первоначальное значение слова "йога" было очень близким значению слова ярмо. Глагольный корень "юг" означал: присоединиться к чему-нибудь, снаряжаться для какой-либо цели. Следовательно, в первом значении корень "юг" заключал в себе идею приготовления к тяжелой работе, точно так же, как обыкновенное европейское выражение "впрягаться во что-нибудь".

Йога - это система морального самосовершенствования, являющаяся частью многих религиозно-философских концепций Индии. Первая цель тренировки, которой требует Йога, заключается в том, чтобы научить человека надлежащему подчинению законам моральной и физической природы, так как йога считает, что от этого подчинения зависит достижение морального и духовного совершенства.

Если целью ставится развитие сверхнормальных психических сил, работа над собой в целях этого развития называется йогой. То же слово употребляется для обозначения умственной тренировки, необходимой для достижения полного контроля над мыслями и чувствами, для достижения духовного совершенства.

Существуют четыре основных Йоги - Карма Йога, Жнана Йога, Бхакти Йога, Раджа Йога Об этих Йогах подробно рассказано в четырех книгах, написанных индийским философом С. Вивеканандой и изданных в 1914-1915 гг.; на русском языке они были изданы в России в дореволюционное время.

Карма Йога есть путь активного действия. Тайна правильного труда или правильной деятельности, которой учит Карма Йога, заключается в том, чтобы работать ради работы, а не ради награды, результатов; делать, о плодах не заботясь, а просто ради того, чтобы достигнуть опыта и раскрыть свои силы и способности. Последователь этой Йоги совершенно не обращает внимания на успех или неуспех в своей жизни, он старается делать лучшее, что он может, старается вкладывать во все усилия столько энергии, сколько в нем есть.

Жнана Йога есть путь знания, познавания - путь мудрости. Незнание есть невежество, и оно есть источник всех других иллюзий эгоизма и привязанности к низшему "я" и к миру форм. Но Жнана Йога стремится освободить нас от сна невежества. Жнана йог, непрерывно упражняя свои способности различать реальное и ложное и стремясь подняться выше всего относительного и условного, приходит к реализации абсолютной, неизменной, вечной Истины.

Бхакти Йога есть путь любви. Слово "бхакти" значит благоговейное поклонение, преданность, любовь к Божественному Началу. Бхакти Йога есть метод благоговейного отношения, при помощи которого достигается обращение души с Высшим, эмоциональное приобщение к Божеству.

Раджа Йога есть путь развития духа, путь концентрации и медитации, то есть сосредоточения ума и упорных размышлений на высокие темы. Раджа Йога обрисовывает процессы и методы, при помощи которых может быть развита сила сосредоточения, а также сила воли. Она ставит задачу научить человека владеть собой, полной дисциплине ума.

Указанные выше четыре Йоги, тысячелетиями практикованные в Индии, уже теряют свой смысл, ибо для нашего времени они уже устарели. Принимая за основание определенное качество жизни, они оберегали человека от всей действительности. Теперь же нужна такая система, которая обняла бы сущность всей жизни.

Необходимо упомянуть ещё одну форму Йоги, наиболее популярную у нас и на Западе, но имеющую очень мало общего с настоящими Йогами. Это Хатха Йога - система сложных физических и дыхательных упражнений. По существу Хатха Йогу называть Йогой даже и не годится, так как, не ставя перед собой никакой высшей цели и ограничиваясь лишь физическими упражнениями, она не отвечает значению слова "Йога". Её практикование, добиваясь лучшего здоровья или "йогических сил", чаще всего дает противоположные результаты. Применение физических, и в особенности дыхательных упражнений, Хатха Йоги может нарушить гармоничную деятельность нервной системы и повредить психику.

В основе некоторых механических упражнений Хатха Йоги лежит вызывание прилива крови к центрам мозга и раздражение их. Эти упражнения раздражают, кроме того, и другие легкораздражаемые нервные плексусы. Но эти усугубления отдельных центров, эти частичные усилия, как и все насильственные упражнения, ни к чему высокому не приводят.

Никакая пранаяма (дыхательные упражнения) не даст высоких следствий, ибо пранаяма, касаясь лишь внешнего человека, не может преобразить внутреннего, преображение которого есть цель всех истинных Учений. Никакими механическими упражнениями духовность не достигается.

Мало того, насильственные упражнения очень вредны. Раздражение нервных центров вызывает самые неожиданные результаты. Известны случаи, когда человек, став на голову, тут же терял зрение. От чрезмерного давления крови, вызываемого механическими упражнениями, происходят несчастья. При предрасположении к какому-либо органическому заболеванию оно может усилиться; например, при слабых легких часто развивается чахотка, при склонности к сексуальности может получиться половое извращение и т. п. Насильственные упражнения Хатха Йоги вызывают, прежде всего, потерю нервного равновесия, затем приводят к идиотизму и сумасшествию.

_________________________________________________________