ОСНОВЫ ДУХОВНОЙ САМОДИСЦИПЛИНЫ

Личность - это житель сего воплощения, она не знает о вечном. Она хочет благополучия только для себя, и именно в этой жизни - она заботится только о личном, она откровенно эгоистична. Индивидуальность, будучи вечной, смотрит дальше, выше, шире, глубже. Она заботится не о себе, она живет единством человечества, природы. Она - носитель общественных стремлений, носитель коллективизма.

В обычной жизни личность производит сильное давление на человека: она старается внушить ему, что именно она есть его истинное "я"- для тою, чтобы получить все те "ценности", которые желает для себя. Как же выражается давление тел личности на человека?

Когда у человека есть работа, которую необходимо исполнить, его физическое тело желает отдыхать и гулять, или есть и пить. Когда есть случай помочь кому-либо, физическое тело думает: сколько труда это будет стоить, пусть же кто-то другой сделает это.

Астральное тело человека имеет свои желания - десятки желаний. Оно желает, чтобы он сердился, произносил злые слова, ревновал, был алчен к деньгам, завидовал чужому богатству, предавался унынию. Всего этого оно хочет и много другого. И хочет оно этого из стремления к страстным вибрациям, к беспрестанной их смене.

Ментальное тело человека (тело мысли) желает мыслить себя горделиво обособленным, думать много о себе и мало о других. Оно заставляет думать человека о собственном прогрессировании, а не думать о работе на Общее Благо и о помощи другим. Во время медитации оно силится заставить думать обо всем том, что нужно ему, а не о том единственном, что нужно самому человеку.

"Нет рабства более позорного, чем рабство духа", - сказал Сенека. Независимость и свобода духа человека - основа творчества его. Потому надо учиться побеждать все, что давит дух твой, - надо освободиться от давления личности - своего низшего "я".

Физическое тело твоё - животное, тот конь, на котором ты ездишь. Ты должен жить, не замечая тела, но разумно заботясь о нем. Важно осознавать себя не телом, но духом, живущим в теле, всегда чувствовать себя над ним, всегда управлять им. Надо уметь отличать свои желания от желаний своего астрального тела, необходимо не захватываться его чувствами и переживаниями. Твоё ментальное тело, твой ум - вовсе не ты, он - твоё орудие. Необходимо распознавание - ты должен быть всегда на страже.

Не принимай тела личности твоей за себя самого - ни физическое, ни астральное, ни ментальное. Ты должен знать их всех, уметь стоять в стороне от них и чувствовать себя господином. Когда твоя личность желает чего-либо, остановись и подумай, действительно ли это желаешь ты, - Индивидуальность. Необходимо найти в себе более пристальное распознавание и способствовать разделению в себе личности и Индивидуальности.

Так можно установить два голоса, которые слышит человек в себе: голос Индивидуальности - голос служения, голос общественный, ибо стремления высшего "Я" - общественные, альтруистические, стремления служить - народу, родине, обществу, человечеству, природе; голос личности - голос личный, голос эгоизма; ибо её стремления - личные, эгоистические: брать, заставить других служить себе. Так по содержанию голоса можно различать, откуда он исходит. Для сознательной жизни очень важно научиться хорошо отличать как голос духа или Индивидуальности, так и голос личности.

Способность различения этих голосов дает человеку возможность навести настоящий порядок в своем вокальном дуэте в жизни. Принцип этого порядка таков: низшее подчиняется высшему. В личности чувства должны подчиняться рассудку, интеллекту. В Индивидуальности Разум должен подчиняться Сердцу, Любви, а в общем - личность должна подчиняться Индивидуальности. Надо научиться прислушиваться к этому Высшему Голосу в себе - осознавать в себе Вечный Огонь, а также подмечать его в других.

Такой порядок Агни Йога называет дисциплиной духа. И добавляет, что такая духовная самодисциплина - начало всего. Эта самодисциплина означает полную диктатуру Индивидуальности - или духа- над всеми прочими элементами психики человека.

Во всех элементах человека действующим лицом является Монада - это индивидуализированное Божественное Я Абсолюта. Её присутствие и дает это чувство "я" как Индивидуальности, так и личности. Будучи самосознательно, это "я" часто самообманчиво отождествляет себя с тем элементом, в котором она действует наиболее энергично.

У человека чувственного - пьяницы и развратника - его "я" сливается с физическим телом и с природой желаний и страстей (астралом): из них извлекает он свою гордость, мыслит себя и эти тела как одно, ибо вся его жизнь - в них. У дельца-бизнесмена, хитрого комбинатора и спекулянта, интенсивно использующего свой житейский ум для наживы - его "я" отождествляется с рассудочным эгоистичным интеллектом. Для ученого его "Я" заключается в высшем разуме, ибо из деятельности последнего вытекают все радости ученого, в нем вся его жизнь. Для поэта, живущего интуицией и творчеством, красотой и любовью к человечеству, его "Я" совпадает с сердцем - средоточием его жизни. Но бывают случаи - все больше учащающиеся - когда уровень духовности человека поднимается до высшего синтеза. Человек тогда не только мудро понимает состояние мира; не только сострадает с порабощенным народом; но он совершает волевой подвиг - самоотверженно борется за его свободу. Так полнее всех исполняя назначение настоящего человека, он более всех приближается к истинному "Я" - к Монаде.

_________________________________________________________