Теория Идей Платона

 

Теорией Идей (или Форм) Платон изначально пользовался как инструментом для познания истинного положения вещей, т.е. для метафизики. По мнению Платона, объект истинного знания должен быть устойчивым и постоянным; он познается разумом, а не чувствами.

В "Государстве" утверждается, что "для каждого множества вещей, обозначаемых одним именем, мы обычно устанавливаем соответствующую идею или форму". Данная характеристика, например, четко выражается в понятии красоты. Существует много прекрасных вещей, но есть только одно универсальное понятие красоты, как таковой. Платон утверждал, что через универсальные понятия происходит постижение объективной реальности. Данная реальность схватывается именно мыслью, в обход телесных органов чувств, откуда Платон сделал вывод, что объекты разума (универсалии), в противоположность объектам чувственного восприятия, существуют в действительности.

Платон рассуждал об Абсолютном Благе, Абсолютной Красоте и прочих универсалиях, которые существуют сами по себе в трансцендентальном Царстве (мире) Идей. Главной задачей для него был поиск фактора, объединяющего эти идеи, поиск их "родовой сущности", стоящей во главе описываемого им Царства Идей.

Само понятие "идея" впервые возникает в диалоге "Федон", о котором более подробно речь пойдет далее. В некоторых других диалогах (например, "Пир") понятие "идей" не озвучивается, что Платон объяснял тем, что наш язык служит в первую очередь для обозначения объектов нашего чувственного опыта и очень часто оказывается совершенно бессильным для точного выражения метафизических истин. Однако доктрина Идей имеет толкование, которое, однако, в диалогах Платона имело статус гипотезы, что связано с тем, что Сократ так и не додумался до метафизической теории Идей. Пылкий рассказ Сократа о будущей жизни душ в "Федоне" все-таки представлен Платоном как гипотеза о существовании Царства Идей, не подвергаемого метаморфозам телесного мира, что, в свою очередь, послужило начальной установкой к развитию теории о взаимодействии души и тела.

Теория Идей Платона заслуживает отдельного обсуждения, а в данной работе ее упоминание связано с ее ролью в зарождении Платоновского учения о душе. Остается сделать лишь краткое обобщение: теория Идей, зародившаяся в рамках гносеологии, со временем заняла центральную позицию в метафизике Платона, а основанное на ее почве учение о душе и теле уже относится к области философии. Об этом и пойдет речь далее.