Билет № 19

1) Богослужение в третьем веке по сочинениям Тертуллиана и Оригена. Апология 39г. «наша вечеря вполне оправдывает свое имя агапы, агапы – устраиваются для неимущих. Садиться за стол, не прежде чем отведают молитвы Богу, вкушают столько, сколько надо для утоления голода, а поют сколько полезно, после пения, усердно молятся Богу. Потом омовение рук и возжжение светильников. Чтение Священных Писаний и поучения». Агапа получает довольно сложный чин: 1. Молитва 2. Омовение рук 3. Пение 4. Возжжение светильников (носило сакраментальных характер) чтение Священного Писания и молитва.

Упоминает только о поминальных агапах «когда совершается память умерших, мы призываем благочестивых и вместе со священниками угощаем при этом, мы угощаем бедных и неимущих вдов и сирот так что бы празднество наше служило в воспоминание и упокоение души усопших». Ориген говоря о поминальных агапах, указывает на их жертвенный характер.

2) Происхождение часов. Происхождение первого часа. Первый час совпадал с началом утрении в Иерусалимском храме. Поэтому апостолы каждый день единодушно пребывавши в храме с верующими и молились в первом часу (Деян.2,46). В Новом Завете нет прямых свидетельств о времени совершения молитвы 1-го часа. Наименование первого часа неизвестно писателям 1-2 веков.

Преподобный Иоанн Кассиан об установлении в Вифлеемском монастыре особой утреней службы (1 час). Он имеет в виду не учреждение новой службы а отделение 1-го часа от утрени, раньше совершаемых вместе. Обычай молиться в первом часу дня существовал давно и был известен первым христианам. Утренею молитву совершали и апостолы. Время этой молитвы в первые века называлось утром, а не первым часом. Под утром как временем молитвы необходимо понимать первый час.

Апостольские постановления предписывают совершать молитвы утром, т.е. в начале дня по еврейскому счислению в первый час.

"Молитвы совершайте утром благодаря, что Господь освятил нас проведши ночь и наведши день". В данном случае ясно и определенно говорится о дневном богослужении соответствующему по времени первому часу.

Святый Киприан Карфагенский имеет ввиду первый час, говоря об утренней молитве он упоминает о 5-м пс. кот. входит в числе 1-го часа.

"Завещание Господа нашего Иисуса Христа» указывает молитву первого часа наряду с другими: " Да будет же епископ непрестанно у алтаря пребывая в молитвах днем и ночью, а особенно в предписанные часы ночи и утра, а именно в час первый 3,6,9 и в час 12 в час возжжение светильника".

Структура первого часа известна с 4-го века в монастырях Палестины. Часослов 9-го века дает нынешний чин первого часа.

Происхождение 3-го,6-го и 9-го часов. Ветхозаветная практика молиться несколько раз в сутки отразилась и на времени совершения Новозаветной молитвы. Апостолы поддерживали живую связь с иудейством (Деян.)

В связи с этим и молились в принятые часы. Согласно Деян. апостолы молились в третьем часу дня когда сошел на них Святый Дух (Деян. 2.16). Апостолы Петр и Иоанн идут в храм в час молитвы девятый (Деян. 3.1), апостол Петр около шестого часа Ап. Петр взошел на верх дома помолиться и было ему видение (Деян 10.9).

Часы 3,6,9 были часами молитвы по преимуществу как сугубо знаменательные ибо в эти часы по преподобному Иоанну Кассиану: "исполнились важнейшие обетования и совершено наше спасение ".

Церковные писатели первых веков свидетельствуют, что в апостольский век и после эти часы молитвы преимущественно выделялись как часы церковных служебных собраний.

Климент Римский в первом послании к Коринфянам упоминая о 3,6,9 часах говорит: "Проникая в глубины Божественного ведения мы должны в порядке совершать все, что Господь повелел совершать в определенные времена. Он повелел чтобы жертвы и священные действия совершались не случайно и без порядка но в определенные времена и часы".

Тертуллиан в сочинении "О молитве" говорит: "Что касается времени то не будет излишним внешнее соблюдение даже известных часов - тех разумею общеизвестных часов, которые обозначают собою промежутки дня, а именно 3, 6, 9 часы ибо они по Писанию оказываются наиболее важными, ибо в эти часы молились апостолы.

Киприан Карфагенский и Ориген говорят в своих трудах о часах как о времени общественной молитвы.

Каноны Ипполита, Египетские церковные постановления, "Завещание Господа нашего Иисуса Христа" и апостольские постановления предписывают совершать молитвы утром в 3,6,9 часы дня вечером и в полунощи.

3-час возник в 9-м веке. 6-й час в конце 8-го века нач 9-го. 9-й час в 10-м веке, это по Синайскому часослову.

3) Анафора VIII книги Апостольских Постановлений.Этот памятник известен под именем Апостольского постановления или Апостольской Конституции, который принадлежит к той группе произведений в древности известен по Апостольского Предания.

Этот памятник находится в тесной связи и с преданием Ипполита Римскаго. Греческий текст анафоры восьмой книги апостольских постановлений дошедших до нас в рукописях, носит название: "Постановление Святых и всехвальных апостолов, обнародованные Климентом епископом и гражданином римским".

Об этом сборнике упоминает 85 правило в котором говорится: "что эта книга почтенная и святая и что ее нельзя обнародовать пред всеми ради того, что в ней все таинственно".Также есть точное указание, что действительно греческий текст апостольских постановлений существовал в IV веке, а именно о нем упоминает Епифаний Кипрский в сочинении "о ересях" хотя сборник и претерпел изменения после Епифания Кипрского, но во всяком случае существовал при нем.

Евсевий Кесарийский в истории упоминает этот памятник, называя его "Апостольское учение".

Афанасий Великий "Апостольские постановления" ставит наряду с неканоническими книгами и рекомендует читать Апостольские постановления для новообращенных и желающих огласится словом истины (крещение).

В восьмой книге "Апостольских постановлений" излагается не только чин, но и последование анафоры и Литургии. Эта анафора сходна с анафорой Кирилла Иерусалимского и наверняка анафора "Апостольских постановлений " употреблялась в Антиохийской Церкви поскольку автор был сириец.

Анафора начинается словами:

Praefatio-"Благодать Вседержителя Бога и любовь Господа нашего Иисуса Христа и общение Святого Духа со всеми вами". Народ: "И со духом твоим", "Горе имеем сердца", "Имамы ко Господу","Благодарим Господа". Prefatio подробнее описывает творение Богом мира с научными и богословскими уточнениями. Излагается подробно история рода человеческого от Адама и до Иисуса Навина. В этой священной истории упоминаются и праведники и грешники. Заканчивается Ангельской песнью.

Sanctus-молитва начинается с пророчеств, а воплощении Сына Божия. Дальше говорится о воплощении, проповеди, чудесах, страданиях, погребении, воскресении, вознесении и одесную сидении Христа. Потом говорится об установлении Таинства Евхаристии.

Anamnesis - вспоминается страдания Христа , Его смерть, воскресение, восшествие на небеса и будущее второе пришествие, когда Он будет судить живых и мертвых и каждому воздаст по делом его.

Epiclesis-(нисходящий). Молитва о низпослании Святого Духа свидетеля страданий Иисуса Христа, чтобы Он явил хлеб и чашу Телом и Кровью Христа.

Intertesio-молитва о Церкви, о епископах, клире, властях, воинстве, апостолах, мучениках, исповедниках, о местном епископе, пресвитерах, диаконах, иподиаконах, певцах, чтецах, вдовицах, мирянах, младенцах. Oratio Domimi отсутствует.